БАД как важная часть ассортимента аптек
БАД являются очень важной частью ассортимента аптек и в нашей стране. В период пандемии их доля значительно выросла, достигнув почти 30% в стоимостном выражении в парафармацевтических группах товаров и около 6% во всем ассортименте аптек.
Директор отдела стратегических исследований DSM Group Юлия Нечаева рассказала, что в России по итогам 7 месяцев текущего года рост в аптечном сегменте составил примерно 24%, при этом продажи, собственно лекарств, выросли на 25%, а товары парафармацевтики, включая БАД, показали прирост +18%. За последние два десятилетия — это самый высокий показатель. В то же время показатель роста продаж парафармацевтики ниже, чем препаратов, что может служить одним из индикаторов возможных проблем.
Что же способствовало росту аптечного сегмента в 2022 году? Как показывает статистика, в тяжелые времена доля российского фармрынка в общей структуре ВВП возрастает. Так было и во время кризиса 2014-2015 годов, и в 2020 году в связи с пандемией, так происходит и сейчас.
На протяжении всего года рынок показывает положительную динамику, но факторы, влияющие на это, довольно разноречивые. В начале года рост продаж лекарственных препаратов и БАД был связан с всплеском заболеваемости коронавирусом штамма "омикрон". После введения санкционных мер последовал ажиотажный спрос и рост цен на импортные препараты, а также на те позиции, которые могли оказаться в дефектуре. Те закупки, которые были произведены, в целом позитивно повлияли на динамику цен в оставшиеся месяцы, поэтому даже рост заболеваемости в июле не привел к увеличению продаж.
Ценовой фактор — один из основных, повлиявший на рост рынка в 2022-ом. За март цены на аптечный ассортимент выросли почти на 10%, однако в последующий период началось их снижение, которое продолжается и поныне, что привело к сокращению инфляции с 10 до 5% по итогам 7 месяцев. Но это касается в основном препаратов перечня ЖНВЛП. По остальным позициям инфляция продолжает оставаться высокой. Причем, как показывают исследования, сильнее всего увеличился ценник на дешевые препараты, и, наоборот, максимальное снижение цен отмечается на дорогостоящие лекарства, удорожание которых произошло еще в марте.
Все группы аптечных товаров растут в ценовых показателях, но всего две группы демонстрируют рост и в упаковках — это изделия медицинского назначения и биологически активные добавки (25% — в рублях и 3% — в упаковках).
Динамика роста продаж БАД в целом повторяет картину роста торговли в аптечной рознице в целом. Основной объем продаж данной группы приходится на витамины и витаминно-минеральные комплексы. Это связано не только с повышенным спросом на витамины, но и с перерегистрацией ряда лекарств и перевода их из первоначального статуса в статус добавок к пище. Второе место занимают БАД, действующие на пищеварительную систему. На третьем месте — БАД, влияющие на центральную нервную систему (14% в упак. и 9% — в руб.).
Меняется не только рынок и потребитель, но и само восприятие места продажи, где можно купить ту или иную позицию, отмечает аналитик. Аптечный канал пока сохраняет за собой ведущую роль в продажах БАД (до 80%). Однако растет значимость онлайн, как для поиска (рост за 7 месяцев +67%), так и бронирования БАД (+17%). В целом доля онлайн по Москве составляет 20% и около 9% по стране (без учета столицы), причем рост онлайн-каналов происходит в основном за счет регионов, тогда как в "златоглавой" их число находится примерно на одном уровне уже не первый год.
В текущей ситуации сложно спрогнозировать, что же будет завтра. Однако, по оптимистическим прогнозам аналитиков DSM Group, к концу года рост аптечного рынка составит 15%, в дальнейшем — ежегодное увеличение на 8-10%.
Регулирование рынка БАД
Несмотря на рост продаж БАД, в России до сих пор не существует целевого документа, который бы регулировал именно этот сегмент фармрынка. Основой нормативно-правовой базы, регулирующей их оборот в стране, являются 9 основных документов и 19 — дополнительных, с регламентированием отдельных этапов. Согласно Федеральному закону от 02.01.2000 №29-ФЗ, БАДы — это "природные (идентичные природным) биологические активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов".
Поскольку они не являются лекарствами и занимают промежуточное положение между ними и пищевыми продуктами, существует тонкая грань, когда законодательство не позволяет производителям и аптекам показывать потребителю, что у БАД есть некие свойства, даже отдаленно напоминающие лекарства. Законодательное регулирование в этом случае достаточно лаконично. В частности, закон о рекламе утверждает, что нельзя:
- БАД смешивать с лекарством;
- создавать впечатление у потребителя, что они могут вылечить пациента от какой-то болезни, имея свойства, обычно встречающиеся у лекарств.
В связи с этим у производителей, дистрибуторов и аптечных организаций могут возникать юридические проблемы, связанные с рекламой БАД, включая такие перспективные и модные сегодня направления, как контекстная реклама в поисковых системах, новости и email-рассылки, продвижение на официальных сайтах, в социальных сетях и блогах. Все они подчиняются общим требованиям законодательства.
По материалам секции в рамках Международной выставки-продажи БАД-EXPO 2022