Знакомьтесь: блог и БАР
Как показал опрос, проведенный летом прошлого года ВЦИОМ совместно с компанией "Гедеон Рихтер", каждый второй россиянин (47% из числа опрошенных) не смог четко объяснить, что это за болезнь такая, а 7% вообще посчитали ее надуманной.
"Мои родственники старшего возраста действительно искренне не понимают, что за болезнь я себе придумала. Убеждают меня в том, что я должна взять себя в руки, не поддаваться апатии, и наоборот, не впадать в состояние безудержной эйфории. Они не понимают, что это происходит подчас неконтролируемо, — рассказывает Татьяна Ломакина, блогер. — В свои 14 лет я не знала об этом заболевании ничего. Подростковый возраст, когда наступает период эйфории, когда можно не спать сутками, потому что усталости не чувствуешь вообще, — тобой овладевает неистовая жажда деятельности… А потом наступает период глубокой, длительной депрессии — это апатия, нежелание с кем-либо делиться своими переживаниями, и даже возникают мысли о суициде".
----
Большинство случаев БАР проявляются в возрасте 14-24 лет, второй пик приходится на возраст 45–54 года.
-----
Именно непонимание со стороны окружающих, что происходит с теми, кто живет с БАР, послужило толчком для создания Татьяной блога в интернете. "Блог о ментальном здоровье существует с 2020 года, для общения. Это своего рода группа взаимопомощи, и мне дорога эта поддержка. Я подписана и на других людей с этим диагнозом. Каждый делится своим опытом, переживаниями, жизненными событиями, состоянием. Все это действует как терапия, есть осознание того, что ты не один", — с благодарностью отмечает девушка.
Что скажет психиатр?
По статистике, в мире от БАР страдает 1,5–6,5% людей. Биполярное аффективное расстройство — психическое заболевание, основным признаком которого является чередование периодов депрессии и мании. Точная причина возникновения биполярного аффективного расстройства на данный момент неизвестна. Есть сторонники того, что БАР диагностируется чаще всего у людей, имеющих наследственную предрасположенность к данному заболеванию. Предсказать со стопроцентной точностью, будет ли болен ребенок, невозможно. Другие считают, что к биполярному аффективному расстройству приводят химические изменения в организме, в результате которых происходит разбалансировка нейромедиатров.
"На то, чтобы установить диагноз "биполярное аффективное расстройство", может понадобиться до 10 лет. Специалисты только предполагают, что может стать триггером в ярком проявлении болезни. Это, в первую очередь, влияние среды — возможно, психические проявления в детстве или биологические факторы. Иногда БАР у женщин дебютирует в период послеродовой депрессии, — отмечает Елена Григорьевна Костюкова, психиатр, рук–ль отделения психофармакотерапии в Московском НИИ психиатрии — филиале НМИЦ психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского. — Терапевтические назначения может делать только психиатр, как и вести больного на протяжении всей его жизни. Необходимо помнить о том, что прекращать применение лекарственных препаратов ни в коем случае нельзя. Период ремиссии может наступить неожиданно, именно поэтому нужна поддерживающая терапия пациента с БАР".
На просторах интернета кто только из популярных личностей не признается в наличии у себя БАР: звезды Голливуда Мел Гибсон и Кетрин-Зета Джонс объявили об этом; отечественные реперы Гуф и Оксиморон подтвердили такой диагноз у себя, видимо, полагая, что это даст дополнительный стимул в своем художественном развитии… Творческому человеку хорошо иметь БАР, полагают они. Но все не так эффектно, как кажется…
Модно — не всегда полезно. С одной стороны, признание у себя этой болезни положительно сказывается на посещаемости в социальном пространстве — подписчики прибавляются, а специалисты оценивают образовательный эффект от таких признаний кумиров многочисленных поклонников. Однако вреда от "игры" в БАР более чем достаточно. Можно им оправдывать свои неудачи и неправильное поведение.
Заниматься самолечением, искать медикаментозную помощь в ситуациях, когда требуется принятие решение и напряжение душевных сил, подчас скрывая от близких прием психоактивных веществ…
Кто–то фиксирует свое сознание на своих внутренних переживаниях и уходит от решения реальных проблем. Другие пациенты с БАР проявляют недостаточно серьезное отношение к курсу терапии, начинают вести поиски альтернативных методов лечения (конечно, быстро их находят), приобретая, например, прибор для импульсной терапии (за немалые деньги!), использование которого может дать кратковременный эффект, но не помочь во время ремиссии.
Какие основные симптомокомплексы биполярного расстройства существуют? Выделяют два подтипа БАР, отличающиеся различной выраженностью маниакальной симптоматики. I тип — чередование депрессивных и маниакальных (смешанных) эпизодов, при II типе — депрессивные эпизоды, чередующиеся с эпизодами легкой мании (гипомании).
Е.Г. Костюкова объясняет: "Маниакальный синдром представляется эпизодами: настроение повышается, ускоряются как идеаторные процессы (мышление), так и моторные (двигательная активность). Какими проявлениями в жизни пациента отмечено? У человека происходит в период ремиссии переоценка собственных возможностей: появляются мания величия, пониженная потребность во сне, ускорение темпа речи (болтливость), патологически повышенная отвлекаемость, чрезмерная активность, связанная с повышенным риском, например, покупка дорогих вещей, сексуальная расторможенность, чрезмерная трата денег и т.п.
Эпизоды депрессивного синдрома прямо противоположны представленным выше: измененный аффект и понижение настроения, идеаторная (интеллектуальная) и моторная заторможенности".
Врач–психиатр привела данные, согласно которым пациент в болезненном состоянии проводит половину жизни (в пропорциях времени): 53% — без симптомов, в депрессии — 32%, на периоды мании/гипомании приходится 9%, смешанное состояние — 6%.
Фармакотерапия не предполагает перерывов в лечении
Необходимо помнить: БАР — это хроническое рецидивирующее заболевание из категории психических расстройств аффективной сферы, на развитие которого влияет позднее выявление, ошибки диагностики и неправильно подобранный курс терапии.
Какие возможны утяжеления в течении болезни?
- "быстрые циклы" континуального течения — затяжные и резистентные к терапии;
- увеличение количества госпитализаций;
- коморбидные расстройства;
- суицидальные проявления.
И как результат (неутешительный) — социальная дезадаптация и инвалидизация.
У пациента с БАР предполагается появление сопутствующих заболеваний: от артериальной гипертензии страдают до 35%, ожирение имеют 21–32%, сахарный диабет диагностируется примерно у 11–17%. Наличие коморбидности соматических расстройств провоцирует хроническое течение БАР, прогнозируя осложнения и в целом ухудшение качества жизни.
Социальная адаптация, здоровье пациентов с БАР зависит от тяжести и частоты приступов. И здесь крайне важно сочетание эффективности и хорошей переносимости фармакотерапии.
Фармакотерапия, которую предлагает психиатр, с учетом поставленного в анамнезе типа БАР и индивидуальных особенностей пациента, включает в себя курс профилактических мероприятий и прием лекарственных препаратов в период ремиссии.
Фармакологические группы препаратов, используемые в практике психиатра при лечении БАР:
- нормотимики;
- антидепрессанты;
- классические нейролептики;
- атипичные антипсихотики;
- электросудорожная терапия.
Оригинальный препарат карипразин (cariprazine) относится к атипичным антипсихотикам III поколения. В ходе многочисленных клинических исследований и применения данного ЛП практикующими психиатрами в США была подтверждена эффективность карипразина: способность стабилизировать состояние больного БАР, помогающие возвращению к нормальному образу жизни.
В РФ препарат зарегистрирован под торговым наименованием "Реагила®" и рекомендован практикующим психиатрам для лечения биполярного аффективного расстройства, шизофрении и представляет благоприятный профиль переносимости терапии пациентами, что является крайне важным критерием.
Отпускается только по рецепту врача!
Самое сложное — принять свой диагноз
Врачу очень важно еще в анамнезе до постановки диагноза получить как можно больше сопутствующей информации об ощущениях, появившихся признаках, развитии болезни, как от самого больного, так и от близких ему людей. Важным становится и доверие к конкретному медицинскому специалисту.
"Мне в какой–то степени повезло, когда я в 2018 г. поступила в Российский гос. социальный университет на специальность "Клиническая психология" (всегда нравилась эта область медицины), и после приема у врача–психотерапевта в службе психологической помощи только в возрасте 20 лет впервые узнала о диагнозе БАР. Какая была реакция? Неприятие, потом страх и паника… Поиск информации в интернете… И только потом начинаешь анализировать, думать, как жить дальше", — вспоминает Татьяна Ломакина. — Очень важно, чтобы тебя поддерживали родственники, друзья и главное — вел профессиональный врач. Мне повезло, я получаю помощь в медцентре и от психиатра, и от психотерапевта (не надо путать компетенции этих специалистов), которые помогают адаптации в социуме".
Жить достойно, не пасуя перед будущим
Татьяна Ломакина уверена, что ей очень помог интерес к психологии еще в старших классах школы, сначала на подсознательном уровне, а потом принятие правильного решения стать специалистом именно по клинической психологии. Свою жизнь она связала с тем, чтобы помогать людям с психическими расстройствами. В настоящее время она состоит в сообществе людей, занимающихся психопросвещением в социальных сетях под хэштегом #псих_про_свет, и работает над концепцией проекта по созданию групп взаимопомощи для студентов с психическими расстройствами в вузах.
На вопрос "К кому обращаться, если человек замечает у себя признаки БАР?" отвечает психиатр Елена Григорьевна Костюкова.
"Главное, чтобы рядом были люди, которым можно открыться. Потом направление в психоневрологический диспансер. Не стоит бояться этого, на первом этапе заложены шаги по всей будущей жизни. Какой она будет, зависит от самого человека. Психотерапевт выслушает, поддержит… Дальше кабинет психиатра. Еще раз повторю — процесс постановки диагноза может быть долгим, но… Если случилось подтверждение, надо уметь себя организовать, быть честным со своим лечащим врачом–психиатром и ни в коем случае не прерывать установленный им курс фармакотерапии".