26.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
26.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок // ЕАЭС

Чем больше ясности в регулировании, тем доступнее лекарства

Вопросы регулирования обращения лекарств как в нашей стране, так и в рамках ЕАЭС, постоянно обсуждаются, в документы вносятся новые изменения. Однако далеко не все из них решены, из–за чего фармпроизводители сталкиваются с административными барьерами при выводе своей продукции на рынок.

Эксперт по разработке и регуляторным вопросам ООО "Центр научного консультирования" Равиль Ниязов полагает, что большинство проблем в этой области возникает из-за человеческого фактора — непрофессионализма, нежелания признавать свои ошибки и глубоко разбираться в проблемах и сложностях системы, в т.ч. понимать ее глобальную интегрированность. Кроме того, не все правила соблюдаются, а ряд норм создан не для регулирования в части обеспечения качества, безопасности и эффективности.

Директор по управлению качеством ООО "Статэндокс" Александр Солодовников обращает внимание на моменты в фармацевтическом законодательстве ЕАЭС, требующие доработки.

Первый из них — определение орфанного статуса препарата. Правила регистрации и экспертизы ЕАЭС оставляют определение препарата на национальном уровне. При обращении лекарства в одной стране допускается опираться на списки/реестры орфанных препаратов этой страны. Следует учитывать, что в ряде государств данный статус может быть назначен только в рамках процедуры регистрации. В связи с этим требуется создать единый реестр орфанных препаратов в ЕАЭС, чей статус не вызывает сомнений, например, они применяются для лечения исключительно редких и жизнеугрожающих состояний.

Второй вопрос касается определения и особенностей обращения высокотехнологичных препаратов. Правила регистрации и экспертизы содержат определение и общие требования к досье для таких лекарств, однако при этом отсутствуют руководства и иные документы третьего уровня, которые бы описывали требования к разработке, доклиническим и клиническим исследованиям. В действующих нормативно–правовых актах не учитываются особенности маркировки и обращения данной категории лекарств. Поэтому необходимо внести изменения в целый ряд нормативно–правовых актов Союза, чтобы облегчить разработку и придать темп для выхода на рынок высокотехнологичных препаратов.

Необходимо пересмотреть ускоренную и условную процедуру регистрации. По решению Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2022 №36, в 7-й редакции Правил регистрации и экспертизы появились подразделы: "Регистрация лекарственного препарата с установлением дополнительных требований", "Регистрация лекарственного препарата в исключительных случаях", "Условная регистрация лекарственного препарата", "Ускоренная экспертиза лекарственного препарата" и "Общие положения". Однако не внесены изменения в процедуры направления заявления на регистрацию с установлением пострегистрационных мер. Помимо этого, отсутствуют административные регламенты и опыт регистрации с установлением пострегистрационых мер, что порождает сложности в согласовании ускоренных процедур и в предрегистрационном консультировании.

Изменений требует и регистрация препарата, содержащего медицинское изделие в составе упаковки. Если форма выпуска такового включает компоненты, являющиеся медицинскими изделиями, необходимо отразить сведения о регистрации последнего в рег. досье. Если строение такого изделия сложное и может представлять собой комплексную систему доставки, то нужно вложить в рег. досье лекарства экспертное заключение по безопасности, качеству и эффективности медизделия с точки зрения его влияния на клинические характеристики лекарственного препарата в целом. Критерии отнесения к медицинским изделиям позволяют "вывести" из-под п. №187 Правил первичную упаковку лекарства, а также дозирующие шприцы, ложки и т.д. Необходимость регистрации иных медицинских изделий, входящих в состав вторичной упаковки, резко замедляет вывод препарата на рынок. В связи с этим требуется пересмотр указанного пункта и исключение требования о регистрации медизделия, входящего в первичную упаковку, если не предполагается его реализация вне ее.

ЕАЭС_Обращение ЛС

Еще один вопрос — процедура внесения изменений в досье и классификация изменений. Она во многом основана на соответствующих процедурах, существующих в ЕС. Действующая классификация и правила группировки изменений не соответствуют фактическим процедурам экспертизы изменений в странах–членах ЕАЭС и являются избыточно усложненными. В текущих административных процессах отсутствует возможность внести изменения в уведомительном порядке, также чересчур затруднена процедура согласования странами-членами внесенных изменений, требующих экспертизы, из–за чего увеличиваются сроки внесения изменений и повышается риск отказа. Поэтому нужно внедрить возможность одновременного признания препарата на территории всех государств–членов, где он был зарегистрирован по национальным правилам, максимально упростить одновременное внесение изменений, которые накапливаются при подготовке к приведению в соответствие, а также исключить необходимость дополнительных исследований или процедур, например, пользовательского тестирования.

По материалам сессии "Регулирование обращения лекарственных средств: как его оценивает индустрия?" в рамках конгресса "Право на здоровье"

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики еаэс:
Переход на правила ЕАЭС продолжается

В сегодняшней непростой реальности отечественный рынок продолжает развиваться. В 2023 году на него вышло 2 млрд. упаковок отечественных препаратов, что составляет 30% от всего гражданского оборота.

Правила регистрации лекпрепаратов

С 1 января 2025 года приоритет законодательства ЕАЭС над национальным станет обязательным. Уже сейчас правила регистрации лекпрепаратов диктует прежде всего законодательная база ЕАЭС. Российские требования применяются на основе специальных постановлений правительства.

Дело техники: о процедуре фармимпорта

Международная логистика в начале 2020-х гг. стала одной из главных тем фармацевтической повестки дня. Прежние модели поставок перестали работать и фармотрасли пришлось срочно находить новые инструменты, чтобы продолжить бесперебойно функционировать и сохранить доступность лекарственных препаратов для пациента.

Ключевые вопросы фармрынка ЕАЭС: ответы экспертов

В 2024 году общий лекарственный рынок Евразийского союза отмечает свое десятилетие. Процесс гармонизации законодательства, конечно, пока не завершен: продолжается работа и над правовыми актами стран-участниц, и над нормативными документами международного объединения.

Законодательство ЕАЭС: изменения в фармотрасли

Процесс сближения и гармонизация законодательства в рамках ЕАЭС вступают в завершающую фазу. Проведена большая работа по выработке единой терминологии и стандартов деятельности на фармрынке, а также общих подходов к доступу на рынок стран Союза лекарств и фармсубстанций. В связи с этим специалистов фармацевтической отрасли волнует вопрос — как повлияют новшества на их повседневную практическую работу.

Специализированные
мероприятия