04.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
04.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Фармрынок // ЕАЭС

Дело техники: о процедуре фармимпорта

Международная логистика в начале 2020-х гг. стала одной из главных тем фармацевтической повестки дня. Прежние модели поставок перестали работать и фармотрасли пришлось срочно находить новые инструменты, чтобы продолжить бесперебойно функционировать и сохранить доступность лекарственных препаратов для пациента.

На конференции «Quality PharmLog-2024» об одной из важных юридических особенностей современного фармацевтического импорта — взаимодействии с платежными агентами — детально рассказал руководитель практики таможенного права и международной торговли BGP Litigation, адвокат Александр Кирильченко.

Из чего может складываться таможенная стоимость?

Любая отрасль, так или иначе имеющая дело с импортом, будь то готовая продукция, сырье или комплектующие, обязательно будет взаимодействовать с таможенными органами. И фарма — не исключение.

Основные вопросы, которые возникают у фармацевтических предприятий при ввозе продукции в нашу страну, можно распределить по четырем группам:

  • сотрудничество с платежными агентами (и его влияние на таможенную стоимость импортируемого товара);
  • фармлицензии (также способные формировать таможенную стоимость);
  • дивиденды и внутригрупповые услуги;
  • льготы по ввозному НДС.

Особого внимания сегодня требует работа с платежными агентами, а точнее, ее правильное документальное оформление. Из-за проблем с международной логистикой довезти товар может быть достаточно сложно, но еще сложнее перевести деньги и вовремя передать их своему поставщику. Отсюда и рост необходимости в услугах компаний, за вознаграждение осуществляющих процедуру платежа. Это вознаграждение начали включать в таможенную стоимость ввозимой продукции, и такой подход вызывает много вопросов.

Платежи посредникам: как квалифицировать их правильно?

С одной стороны, повышение таможенной стоимости при взаимодействии с платежными агентами отмечено в ст. 8 соглашения ВТО о применении ст. 7 Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года: при определении названного параметра к фактически уплаченной или подлежащей уплате цене импортируемых товаров прибавляется в том числе брокерская комиссия либо комиссионное вознаграждение (исключением из данного положения являются комиссионные за покупку).

С другой стороны, Таможенный кодекс Евразийского союза, принятый в 2017 году, содержит немного иную норму. В ст. 40 этого документа, посвященной дополнительным начислениям, отмечены платежи агентам и брокерам, кроме платежа за закупку, который покупатель перечисляет своему посреднику за сервисы, связанные с приобретением ввозимых товаров вне союзной таможенной территории.

Здесь следует обратиться также к решению Коллегии ЕЭК №112 (принятому 15 июля 2014 г.), утвердившему положение по вопросам добавления вознаграждения для посредников и брокеров к цене за импортируемые товары. В 5 пункте данного положения отмечено: данное вознаграждение не является и ни в коем случае не считается затратами со стороны продавца, поэтому включить его в структуру таможенной стоимости продавец никак не может.

Техническая возможность к цене не относится

Времена и условия меняются, вместе с ними модифицируется и право, чтобы в документах вчерашнего дня не возникло «пробела» в регулировании реалий дня сегодняшнего. В годы составления приведенных норм о платежных агентах такие посредники были востребованы значительно реже, чем сейчас: в 2020 г. спрос на их услуги увеличился кратно.

Отсюда необходимость в некоторых разъяснениях, которые недавно уже дали Минфин и ЕЭК. Национальное министерство, в частности, отметило: если речь идет о техническом платеже, который должен совершать российский покупатель из-за международной логистики (в т.ч. потому, что прямая оплата продавцу невозможна), то отношения к цене товара такой платеж не имеет. Необходимости включать его в таможенную стоимость действующим регулированием не установлено.

ЕЭК обратила внимание на необходимость анализа всех условий, характеризующих работу посредника при приобретении и реализации импортируемой продукции, а также положений договора с таким агентом. Комиссия также подчеркнула: затраты, вызванные теми действиями, которые покупатель выполнил за собственный счет (если эти затраты не влияют на определение продавцом цены продукции), не могут считаться косвенными платежами и не вводятся в структуру таможенной стоимости ввозимого товара.

Соглашение сторон должно быть точным

Формулировки договора с платежным агентом — это уже сфера ответственности фармацевтической компании-импортера (равно как и самого посредника). Здесь особенно важен выбор правильной правовой позиции. Ошибочной будет следующая фраза: «Оплата за товар может быть осуществлена непосредственно покупателем либо третьим лицом (агентом), привлекаемым для проведения платежа продавцу».

Такая формулировка создает дополнительное пространство для толкования и при этом не содержит указаний на подход к вопросу о таможенной стоимости. Поэтому в процессе составления документа положение об агенте следует расширить. Удачным окажется, например, следующее пояснение: «Оплата за товар может быть осуществлена непосредственно покупателем либо третьим лицом, самостоятельно привлекаемым покупателем, действующим в интересах последнего, для целей технического проведения платежа. При этом вознаграждение, выплачиваемое покупателем третьему лицу (агенту), не составляет стоимость сделки и не причитается Продавцу».

Указание на техническую возможность выполнить платеж — параметр, на который обратил внимание Минфин, в нынешних обстоятельствах исключительно важно. Как и оговорка о структуре стоимости ввозимой продукции и о тех показателях, которые не могут в нее включаться.

По материалам X Ежегодной международной конференции «Стандарты качества фармацевтической логистики» – «Quality PharmLog-2024»

Источник:

.

Кирильченко Александр Викторович, руководитель практики таможенного права и международной торговли BGP Litigation, адвокат

Статьи подрубрики еаэс:
Переход на правила ЕАЭС продолжается

В сегодняшней непростой реальности отечественный рынок продолжает развиваться. В 2023 году на него вышло 2 млрд. упаковок отечественных препаратов, что составляет 30% от всего гражданского оборота.

Правила регистрации лекпрепаратов

С 1 января 2025 года приоритет законодательства ЕАЭС над национальным станет обязательным. Уже сейчас правила регистрации лекпрепаратов диктует прежде всего законодательная база ЕАЭС. Российские требования применяются на основе специальных постановлений правительства.

Ключевые вопросы фармрынка ЕАЭС: ответы экспертов

В 2024 году общий лекарственный рынок Евразийского союза отмечает свое десятилетие. Процесс гармонизации законодательства, конечно, пока не завершен: продолжается работа и над правовыми актами стран-участниц, и над нормативными документами международного объединения.

Законодательство ЕАЭС: изменения в фармотрасли

Процесс сближения и гармонизация законодательства в рамках ЕАЭС вступают в завершающую фазу. Проведена большая работа по выработке единой терминологии и стандартов деятельности на фармрынке, а также общих подходов к доступу на рынок стран Союза лекарств и фармсубстанций. В связи с этим специалистов фармацевтической отрасли волнует вопрос — как повлияют новшества на их повседневную практическую работу.

Единые правила рынка лекарств в ЕАЭС к 2025 году

Переходный этап формирования общего рынка лекарств в странах ЕАЭС вступает завершающую фазу. Уже к 31 декабря 2025 г. все лекарства, обращающиеся на рынке ЕАЭС, должны быть переведены на единые регуляторные правила. Особую актуальность в этой связи приобретает ускорение доступа на общий рынок лекарств, имеющих особую значимость для здоровья населения, а также дженериков и препаратов для лечения орфанных заболеваний.