23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок // ЕАЭС

Ключевые вопросы фармрынка ЕАЭС: ответы экспертов

В 2024 году общий лекарственный рынок Евразийского союза отмечает свое десятилетие. Процесс гармонизации законодательства, конечно, пока не завершен: продолжается работа и над правовыми актами стран-участниц, и над нормативными документами международного объединения.

Правила надлежащей производственной практики (GMP) ЕАЭС — безусловно, одна из основ формируемого единого пространства. Придерживаться этих ключевых принципов нужно каждому заводу-производителю, где бы он ни был расположен: в России, Белоруссии, Казахстане, Киргизии или Армении. Проверку выполнения требований GMP ведет институт фармацевтических инспекций (он действуют сегодня во всех странах-участницах). Инспектирование проходит, в первую очередь, в рамках регистрационных процедур, когда новые препараты приобретают право быть на евразийском фармрынке.

В поиске ответов на актуальные вопросы

Союзные контрольно-надзорные процедуры, как и любые другие, включают в себя ряд «организационных моментов». Как узнать о внеплановой проверке? Каким образом заполняется тот или иной раздел сертификата GMP ЕАЭС? Что делать, если срок действия сертификата закончился как раз к началу регистрации недавно созданного препарата?

Фармацевтические компании стремятся получить дополнительные разъяснения на эти и другие вопросы. В рамках круглого стола «Общему рынку лекарственных средств ЕАЭС — 10 лет» участники отрасли смогли получить профессиональные консультации непосредственно от руководителей регуляторных органов пяти стран-участниц союза. Представляем наиболее интересные фрагменты этого диалога.

Gmp_10

Вопрос № 1. В каких ситуациях в регистрационное досье на лекарственный препарат нужно вкладывать согласие на проведение фармацевтической GMP-инспекции?

На этот вопрос, прозвучавший первым, ответ максимально прост: в 100% случаев. Как обращает внимание замдиректора департамента технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии Чинара Мамбеталиева, документ о согласии — неотъемлемая часть регистрационного досье лекарственного препарата. Поэтому в пакете документов для регистрации любого нового лекарства всегда должно быть правильно оформленное согласие на инспектирование.

Вопрос № 2. Что делать, если истек срок действия сертификата GMP ЕАЭС, вложенного в регистрационное досье препарата?

Если срок действия евразийского сертификата завершен, обращение лекарственного средства должно приостанавливаться. И решение об этом принимает каждая страна-участница своей юрисдикцией, напоминает начальник отдела координации работ в сфере обращения лекарств и медизделий департамента технического регулирования и аккредитации ЕЭК Дмитрий Рождественский.

Кстати, в настоящее время готовится проект поправок в решение Совета ЕЭК №78 от 03.11.2016 г., утвердившее союзные правила регистрации и экспертизы медпрепаратов. Предложенные корректировки вводят возможность приостановить оборот лекарств с просроченными сертификатами в автоматическом режиме.

И все же при должном соблюдении норм права вынужденную паузу в обращении лекарственных средств можно предупредить – это отвечает интересам и производства, и пациента, и здравоохранения в целом. Предприятию-производителю следует представить эквивалентный сертификат GMP. Это важно для того, чтобы в пострегистрационном периоде могло быть инициировано фарминспектирование и при ее проведении эксперты имели возможность изучить данные «внешних» инспекторатов.

Необходим GMP-сертификат страны-производителя плюс основной пакет документов, предусмотренный пунктом 30 решения Совета ЕЭК №78, подчеркивает Анни Галдунц, руководитель отдела надлежащей фармацевтической практики «Научного центра экспертизы лекарств и медицинских технологий» (Армения). А в соответствии с пунктом 31 указанного решения следует инициировать фармацевтическое инспектирование в течение трех лет после регистрации препарата.

Вопрос № 3. Как формируется план фармацевтического инспектирования?

Опытом организации плановых проверок соблюдения правил GMP поделилась представитель Минздрава Республики Беларусь.

В план проверочных процедур включаются, в первую очередь, те заводы, у которых близится к завершению срок действия GMP-сертификата. За четыре месяца до «дня Х» (или ранее) они вносятся в список намеченных фармацевтических инспекций.

Сам график контрольных мероприятий на лекарственных производствах составляется каждый год в ноябре-декабре. Предложенное расписание корректирует и утверждает Министерство здравоохранения. Итоговая версия документа публикуется на интернет-страницах не только Минздрава, но и Госфармнадзора Беларуси. Как только план сформирован и одобрен, каждое из включенных в него предприятий получает уведомление о предстоящем инспектировании.

Вопрос № 4. В каких случаях проводится внеплановое фармацевтическое инспектирование?

«Такие инспекции не очень часто, но все же инициируются, — комментирует Нази Абдырасулова, завотделом надлежащих фармацевтических практик департамента лекарств и медизделий Минздрава Кыргызстана, — если становятся известны факты, которые ставят под сомнение достоверность сведений, представленных заявителем в регдосье в ходе проведения процедур регистрации».

Какими могут быть такие факты, эксперт поясняет на примерах. Не так давно у одной из производственных площадок обнаружились ошибки в данных по стерилизации лекарственных препаратов. И когда регистрационное досье стали перепроверять, выяснилось, что нарушения не единичные, а наоборот, многочисленные, затрагивающие целый ряд различных составляющих Надлежащей производственной практики.

Среди не выполненных надлежащим образом требований оказались в том числе правила входного контроля поступающих фармацевтических субстанций и режим хранения готовых лекарственных средств.

Компания представила план устранения ошибок и отчет по выполнению этого плана. Однако содержание документов не дало возможности оценить их как приемлемые. Лекарства, выпускаемые на производственной площадке (название которой не приводится по этическим причинам), были сняты с регистрации.

Второй случай с необходимостью внеплановой проверки заставляет вспомнить школьный учебник математики: каждое число всегда равняется самому себе.

Дело в том, что одна из производственных площадок на территории ЕАЭС представила в контролирующий орган данные о биоэквивалентности препаратов… в сравнении с тем предприятием, с которого и был произведен трансфер технологий на завод, подававший документы. Соблюдение требований к технологическому трансферу в результате стало предметом детальной проверки и были выявлены определенные несоответствия. На момент проведения круглого стола, посвященного десятилетию союзного лекарственного рынка, рассматривался подготовленный производством план корректирующих мероприятий.

Подобные случаи все-таки достаточно редки. Однако их профилактика требует совершенствования. Как обращает внимание начальник отдела регистрации лекарственных средств департамента регулирования обращения лекарств и медизделий Минздрава России Диана Чижова, нужно вырабатывать критерии назначения внеплановых инспекций во время регистрационных процедур.

Вопрос № 5. Как завод-производитель узнает о внеплановом инспектировании?

Как только было принято решение о внеплановой проверке производственной площадки, на ее адрес будет направлено письмо экспертной организации с детальной информацией о предстоящем контрольном мероприятии, разъясняет Жанар Ордабекова, руководитель управления фармацевтического инспектората и интеграции Минздрава Казахстана. Получив письмо, предприятие подает заявку на организацию и проведение инспекции.

Вопрос № 6. В каких случаях в сертификате GMP ЕАЭС заполняется раздел «Ограничения или пояснительные заметки»?

Подробные ответы на данные вопросы можно узнать в рекомендации Коллегии ЕЭК №13 от 25.06.2024 г.: именно этот документ утвердил руководство по заполнению сертификата GMP Евразийского союза, напоминает Гелена Грошева, начальник отдела лицензирования и инспектирования производства лекарственных средств Минпромторга России.

Эксперт обращает внимание на ряд распространенных случаев, когда отметка об ограничениях будет обязательна:

  • срок действия сертификата — не три года, а меньше;
  • в силу объективных причин проверялась только часть производственного процесса. Например, фармацевтическая компания просит о регистрации биопрепарата, но представила на проверку только выпуск готовой лекформы. Тогда в разделе об ограничениях будет отмечено, что на производство фармацевтических субстанций и иные подготовительные этапы результаты инспектирования не распространяются;
  • какой-либо из этапов производства проводится за пределами инспектируемой площадки. Допустим, производитель подал заявление на регистрацию стерильной формы, но сам процесс стерилизации передал на другой завод. Тогда в GMP-сертификате должна появиться запись о том, что площадка стадию стерилизации не осуществляет и данное действие выполняется по иному адресу. Необходима также отметка о том, проходила ли фармацевтическое инспектирование та, вторая площадка.

Бывает и так, что производственное предприятие представило фармацевтической инспекции все выпускаемые лекформы, однако требованиям надлежащей практики соответствует только часть из них (например, у раствора для инъекций качество «на пять с плюсом», а процесс производства таблеток нуждается в корректировке). В этой ситуации тоже будет заполняться раздел об ограничениях. В него будут вписаны только лекформы, которые успешно прошли контроль.

Вместо постскриптума: взаимное признание должно быть взаимным

В ходе дискуссии прозвучал еще один острый вопрос. Известно, что до конца 2025 года страны-участницы ЕАЭС должны взаимно признавать документы соответствия требованиям надлежащей производственной практики. Белорусский сертификат принимается в России, российский — в Армении, армянский— в Казахстане…

На практике, как выяснилось, это правило соблюдается не всегда. С исключением из закономерности недавно столкнулся производитель «Биокад», начавший взаимодействие с казахским регуляторным ведомством. Последнее инициировало дополнительную проверку фармацевтической компании, несмотря на наличие сертификата, однако с возникшими вопросами по производству биопрепаратов все же могло бы вначале обратиться в соответствующий национальный регуляторный орган (тот же Минпромторг России) и проинформировать его о планируемых действиях.

При этом об обратных ситуациях, когда российские регуляторы не принимали во внимание выданные в Казахстане документы, евразийской фармацевтической отрасли почему-то неизвестно. Союзная документация всегда учитывается и, например, контролирующими ведомствами Беларуси. Ведь, как замечает директор Государственного института лекарственных средств и надлежащих практик Минпромторга России Владислав Шестаков, идет работа над тем, чтобы уменьшить барьеры и сформировать действительно единый фармрынок.

По материалам круглого стола «Общему рынку лекарственных средств ЕАЭС — 10 лет» в рамках IX Всероссийской GMP-конференции

Источники:

.

МамбеталиеваЧинара Мырзакматовна, заместитель директора Департамента технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии

.

Рождественский Дмитрий Анатольевич , начальник отдела координации работ в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий Департамента технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии

.

Галдунц Анни Араиковна, руководитель отдела надлежащей фармацевтической практики «Научный центр экспертизы лекарств и медицинских технологий» (Армения)

.

Абдырасулова Нази Токтобаевна, заведующая отделом надлежащих фармацевтических практик Департамента лекарственных средств и медицинских изделий Министерства здравоохранения Кыргызской Республики

.

Чижова Диана Александровна, начальник отдела регистрации лекарственных средств Департамента регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий Минздрава России

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики еаэс:
Правила регистрации лекпрепаратов

С 1 января 2025 года приоритет законодательства ЕАЭС над национальным станет обязательным. Уже сейчас правила регистрации лекпрепаратов диктует прежде всего законодательная база ЕАЭС. Российские требования применяются на основе специальных постановлений правительства.

Дело техники: о процедуре фармимпорта

Международная логистика в начале 2020-х гг. стала одной из главных тем фармацевтической повестки дня. Прежние модели поставок перестали работать и фармотрасли пришлось срочно находить новые инструменты, чтобы продолжить бесперебойно функционировать и сохранить доступность лекарственных препаратов для пациента.

Законодательство ЕАЭС: изменения в фармотрасли

Процесс сближения и гармонизация законодательства в рамках ЕАЭС вступают в завершающую фазу. Проведена большая работа по выработке единой терминологии и стандартов деятельности на фармрынке, а также общих подходов к доступу на рынок стран Союза лекарств и фармсубстанций. В связи с этим специалистов фармацевтической отрасли волнует вопрос — как повлияют новшества на их повседневную практическую работу.

Единые правила рынка лекарств в ЕАЭС к 2025 году

Переходный этап формирования общего рынка лекарств в странах ЕАЭС вступает завершающую фазу. Уже к 31 декабря 2025 г. все лекарства, обращающиеся на рынке ЕАЭС, должны быть переведены на единые регуляторные правила. Особую актуальность в этой связи приобретает ускорение доступа на общий рынок лекарств, имеющих особую значимость для здоровья населения, а также дженериков и препаратов для лечения орфанных заболеваний.

Нелегкий путь к законодательной гармонизации в ЕАЭС

Разработка единого фармзаконодательства в рамках ЕАЭС продолжается, и рынок лекарств постепенно становится общим для государств-членов Союза, однако далеко не все вопросы решены.

Специализированные
мероприятия