23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок // ЕАЭС

Законодательство ЕАЭС: изменения в фармотрасли

Процесс сближения и гармонизация законодательства в рамках ЕАЭС вступают в завершающую фазу. Проведена большая работа по выработке единой терминологии и стандартов деятельности на фармрынке, а также общих подходов к доступу на рынок стран Союза лекарств и фармсубстанций. В связи с этим специалистов фармацевтической отрасли волнует вопрос — как повлияют новшества на их повседневную практическую работу.

Гармонизация фармрегулирования в ЕАЭС

Еще в 2021 году в России был осуществлен переход к регистрации лекарственных препаратов (ЛП) по общим правилам ЕАЭС. Однако единого подхода к внедрению законодательства ЕАЭС в практику не было. Лишь в январе 2024 года был принят закон «О гармонизации национального регулирования с правилами ЕАЭС» №ФЗ-1, который и определил единый переход к совместному регулированию рынка ЕАЭС и правилам национального законодательства.

Нормативные изменения касаются терминологической базы и понятийного аппарата, правилам регистрации ЛП, а также различных аспектов практической аптечной деятельности (инспектирование, контроль качества, хранение, ввоз ФС и т.д.).

Главным и самым ожидаемым событием стало то, что с 1 сентября утратили силу нормы закона №ФЗ-61, связанные с регистрацией ЛП, предназначенных для обращения в том числе на территории ЕАЭС. Вместо них продолжают действовать правила ЕАЭС, утвержденные в Решении №78 ЕЭК.

Кроме того, в новом законе наряду с понятием «государственная регистрация» введен термин «регистрация», под которым на практике подразумевают регистрацию именно по правилам ЕАЭС. Те лекарства, которые приводятся в соответствие с правилами ЕАЭС и регистрируются по союзным правилам впервые, проходят общую регистрацию. Другими словами, под нормы ФЗ-61 попадают как ЛП, зарегистрированные по национальным правилам («государственная регистрация»), так и средства, зарегистрированные по правилам ЕАЭС («регистрация»).

Новые правила для орфанных и биологических препаратов

Существенные изменения были внесены и в положения, касающиеся высокотехнологичных, орфанных и биологических ЛП. В отношении этих средств существенно упрощено нормативное регулирование.

Для высокотехнологичных препаратов значительно упростилась процедура вывода их в обращение, что должно значительно снизить издержки производителей. Теперь их можно выпускать на рынок без испытаний, если они изготовлены в медорганизации из биоматериала человека для индивидуального использования. Протокол испытаний можно представить дистанционно в течение первых 3 лет после ввода в оборот. Для импортных ЛП вместо протокола GMP можно предоставить сертификат производственной площадки. Кроме того, если такие препараты выходят малыми сериями и предназначены для конкретного пациента, их можно выпускать без нанесения кодов маркировки.

В рамках гармонизации существенно изменилось и нормативное регулирование в отношении орфанных препаратов, хотя в большей степени это коснулось именно правил ЕАЭС. В первую очередь, орфанными можно признать ЛП на любой стадии его жизненного цикла. Если в ФЗ-61 было заложено, что этот статус можно было получить только в момент государственной регистрации, то теперь экспертиза не привязана к процессу регистрации. Протоколы контроля качества для орфанных ЛП для индивидуального применения у конкретного пациента также станут необязательными.

Кроме того, осенью текущего года данные по орфанным ЛП должны появиться в ЕГРЛС, что, как ожидается, облегчит процесс государственных закупок в медорганизациях, и эти ЛП могут войти в перечень приоритетных стратегических закупок.

В отношении экспертизы и контроля качества биологических ЛП существенно доработаны положения ФЗ-61 с отсылкой к отдельному решению ЕАЭС об экспертизе их пользы, риска, качества и безопасности. Для них также изменен порядок регистрации и порядок подтверждения экспертизы качества и безопасности на этапах государственной регистрации.

Изменения в регистрации лекарственных препаратов

Еще одним новшеством, касающимся терминологии, явилось введение промежуточной стадии обращения ЛП, а именно «регистрация по правилам ЕАЭС». С 1 января 2025 года государственная регистрация будет полностью проходить в электронном формате: упраздняются привычные бланки РУ, в качестве подтверждения госрегистрации производителям будут выдаваться только выписки, а данные о госрегистрации будут размещаться в ЕГРЛС и в Едином реестре зарегистрированных лекарственных средств ЕАЭС. Поэтому, если раньше от поставщика лекарств в аптеку обычно требовались копии РУ, то теперь достаточно только выписки из реестров как вполне легального документа, подтверждающего регистрацию ЛП.

Проект соответствующего приказа, утверждающий форму такой выписки, находится в настоящее время на стадии обсуждения. Вполне возможно, в скором времени появится возможность скачать эту выписку прямо из реестров. Она будет подписываться электронной цифровой подписью регулятора и приобретет силу юридического документа. Выписку можно будет прилагать в формате электронного документа ко всем поставкам по всей цепочке дистрибуции.

Что касается изменений в процессе регистрации ЛП, то, как и опасались многие производители, пока сохранилась такая норма как эксклюзивность данных. Речь идет о запрете регистрации ЛП с использованием данных КИ и ДКИ оригинаторов. Для оригинаторов запрет установлен на срок 6 лет, для воспроизведенных ЛП — 4 года, для биоаналогов — 3 года. Однако, как рассказала старший юрист практики фармацевтики и здравоохранения ЮК «Пепеляев Групп» Таисия Кубрина, существует судебный прецедент сентября прошлого года, когда Верховный суд отклонил иск об отмене регистрации дженерика из-за отсутствия эксклюзивных данных, ссылаясь при этом на Решение №78 ЕЭК и другие нормативные акты ЕАЭС. «По мнению судебных органов, в данном случае у Минздрава нет оснований для отказа в принятии заявлений на регистрацию или отказа в государственной регистрации на основании эксклюзивности данных. Поэтому формально, хотя это требование и сохранилось, будет ли судебная практика с течением времени масштабироваться — пока неизвестно. Коллизия сохраняется», – отметила юрист.

Новые правила в обращении лекарственных препаратов

Большой пул изменений касается также стандартов деятельности и ряда нормативных актов, которые принимает Минздрав в рамках обращения ЛП. В первую очередь, это касается рационального выбора торгового наименования и утверждение перечня наименований медицинских лекформ. В то же время с 30 января 2024 года из полномочий Минздрава исключается право утверждать требования к инструкции по медицинскому применению. Вместо отмененного Приказа №724/н Минздрава РФ от 2016 года к инструкциям по медприменению применяется Решение №88 Совета ЕЭК. Привычные инструкции формально будут разделены на 2 документа: общую характеристику ЛП (ОХЛП), предназначенную для медицинских и фармработников (в упаковку не вкладывается), и саму инструкцию (или листок-вкладыш), которая по новым правилам должна быть написана понятным для простого потребителя языком. Проекты обоих документов по ЛП, приведенным в соответствие, размещаются в реестре ОХЛП и листков-вкладышей ЕАЭС. Для ЛП, имеющих старую регистрацию, эти данные находятся в ЕГРЛС.

Введение новых форм документов дают большое правовое поле для фармконсультирования. По новым правилам в инструкции производитель может написать о необходимости обратиться к работнику аптеки за консультацией или сообщать ему о нежелательных реакциях, таким образом включая работников «первого стола» в дополнительный процесс работы с ЛП. Такой подход потребует особого отношения к обучению работников аптеки и основам их взаимодействия с производителями.

Скорректированы полномочия Минздрава в отношении издания нормативных актов в части инспектирования, в том числе перечень нормативных документов, которые могут проверяться во время инспекций. Из него исключили надлежащую практику хранения и перевозки ЛП для медицинского применения (приказ №646н Минздрава). С сентября вступило в силу изменение в Положение о лицензировании фармдеятельности, в соответствии с которым надлежащая практика хранения и перевозки ЛП больше не является лицензионным требованием и, соответственно, основанием для наложения административного взыскания при проверке. С сентября текущего года все хранение должно быть организовано в соответствии с Приказом №706н.

ПроизводствоЛС

Предстоящие изменения в условиях выпуска препаратов

Изменения претерпели условия выпуска ЛП на рынок. Теперь весь процесс будет происходить в электронной форме. Протоколы полного анализа ЛП на соответствие требованиям одной серии должны будут оформляться до 01.04.2025 года.

С 1 января 2026 года прекращают действие нормы для отмены регистраций и приостановки действия РУ по причине отсутствия в обороте в течение 3 лет, поэтому неимение ЛП на рынке не скажется на судьбе его регистрации. В этой связи необходимо обратить особое внимание на такой больной вопрос аптеки как минимальный ассортимент. Если раньше, когда отменялось РУ ЛП из минимального ассортимента, необходимо было запрашивать у производителей информацию об отсутствии поставок ЛП на рынок, то сейчас такого требования нет.

Система ввода в гражданский оборот с 1 сентября 2024 года внедрена и для фармсубстанций. Каждая серия ФС должна вливаться в оборот через систему Росздравнадзора. Если аптека производственная и получает ФС, то информацию о вводе ее в оборот и подтверждение ее качества нужно будет смотреть в реестре ФС Росздравнадзора.

Решен также вопрос о ввозе незарегистрированных ФС для разработки нового ЛП. Для них теперь будут применяться меры нетарифного регулирования. Необходимо будет получать разрешение на ввоз в Минздраве на основании «научных исследований и разработки ЛП».

В рамках закона о гармонизации установлен переходный период для обращения ЛП, которые не пройдут процедуру приведения в соответствие. До 31 декабря 2025 года все ЛП, которые хотят обращаться на нашем рынке, должны быть приведены в соответствие с Решением №78. Если РУ не приведено в соответствие в указанный срок, допускается обращение ЛП на рынке до конца срока годности. Такая же логика была внедрена для ЛП, в отношении которых отменена регистрация по заявлению держателя. Остатки ЛП не нужно отзывать с рынка, их можно будет реализовывать до конца срока годности, если они выведены на рынок до отмены РУ.

По материалам вебинара «Российский аптечный рынок и законодательство ЕАЭС»

Источники:

.

Кубрина Таисия, старший юрист практики «Фармацевтика и здравоохранение» юридической компании «Пепеляев групп»

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики еаэс:
Правила регистрации лекпрепаратов

С 1 января 2025 года приоритет законодательства ЕАЭС над национальным станет обязательным. Уже сейчас правила регистрации лекпрепаратов диктует прежде всего законодательная база ЕАЭС. Российские требования применяются на основе специальных постановлений правительства.

Дело техники: о процедуре фармимпорта

Международная логистика в начале 2020-х гг. стала одной из главных тем фармацевтической повестки дня. Прежние модели поставок перестали работать и фармотрасли пришлось срочно находить новые инструменты, чтобы продолжить бесперебойно функционировать и сохранить доступность лекарственных препаратов для пациента.

Ключевые вопросы фармрынка ЕАЭС: ответы экспертов

В 2024 году общий лекарственный рынок Евразийского союза отмечает свое десятилетие. Процесс гармонизации законодательства, конечно, пока не завершен: продолжается работа и над правовыми актами стран-участниц, и над нормативными документами международного объединения.

Единые правила рынка лекарств в ЕАЭС к 2025 году

Переходный этап формирования общего рынка лекарств в странах ЕАЭС вступает завершающую фазу. Уже к 31 декабря 2025 г. все лекарства, обращающиеся на рынке ЕАЭС, должны быть переведены на единые регуляторные правила. Особую актуальность в этой связи приобретает ускорение доступа на общий рынок лекарств, имеющих особую значимость для здоровья населения, а также дженериков и препаратов для лечения орфанных заболеваний.

Нелегкий путь к законодательной гармонизации в ЕАЭС

Разработка единого фармзаконодательства в рамках ЕАЭС продолжается, и рынок лекарств постепенно становится общим для государств-членов Союза, однако далеко не все вопросы решены.

Специализированные
мероприятия