На пути препаратов к пациентам часто возникают сложности, связанные с производством, финансированием, логистикой и особенностями их предоставления конкретным группам пациентов. Пандемия затруднила процесс лекобеспечения, причем это коснулось не только программы 14 ВЗН, но и пациентов с другими хроническими заболеваниями.
Однако, несмотря на все препятствия, система здравоохранения сумела преодолеть кризисные моменты. По словам директора департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга РФ Дмитрия Галкина, у фармпромышленности за короткий срок получилось адаптироваться, и теперь 21 ЛП из списка клинических рекомендаций по лечению коронавирусной инфекции имеет стадии производства в нашей стране. По его наблюдениям, пандемия пересмотрела операционные цепочки и связи, поэтому задачи обеспечения населения стратегически важными препаратами и организации полного цикла производства выходят сегодня на первый план. Опыт пандемии будет учтен и в стратегии "Фарма–2030".
Позитивную динамику в области лекобеспечения на примере Калининградской области отмечает директор ГКУЗ "Калининградская областная фармакологическая компания" Сергей Решин: в этом году финансирование из регионального бюджета значительно возросло, а в программу лекобеспечения вошли новые нозологии.
Гендиректор АРФП Виктор Дмитриев подчеркивает важность обеспечения ЛП особых групп пациентов. По его мнению, для предотвращения проблем и их оперативного решения следует разработать специальные механизмы, а сделать это поможет активная совместная работа государства, бизнеса и общества.
Директор департамента регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий Минздрава России Елена Астапенко выделяет преимущества централизованных закупок ЛС: они стабильно финансируются и одновременно позволяют сэкономить бюджет и, что самое главное, дают возможность перераспределения ЛП. Сейчас этим занимается Минздрав совместно с Федеральным центром регулирования и организации лекарственного обеспечения граждан.
Руководитель учреждения Елена Максимкина отмечает, что Центр уже заключил пять долгосрочных контрактов, и сейчас в нем ведется работа по долгосрочному планированию, которое гарантирует пациентам, что получать ЛС они смогут в течение долгого времени.
Однако далеко не все проблемы в области лекобеспечения устранены. Е.А. Максимкина рассказала, что во время рабочей поездки во Владимир представители ФКУ выяснили, что во Владимирской области есть только один пункт выдачи ЛС по 14 ВЗН.
По словам эксперта, нашей стране в первую очередь требуется развивать технологии для производства как оригинальных инновационных ЛС, так и дженериков, которые могут составить достойную конкуренцию импортным продуктам. И для этого компаниям необходима господдержка.
Централизацию закупок поддерживает и исполнительный директор Бюро расследований ОНФ Валерий Алексеев. Он обращает внимание, что если закупки ведутся не на федеральном уровне, то возможна разница в ценах по сравнению с другими регионами. Эксперт также считает, что больницам, в которых нет ЛП из-за несостоявшихся закупок, следует дать возможность приобретать их. Подобная мера необходима и при возникновении у ЛПУ внеплановых потребностей в ЛС, например, в тех, что требуются при ургентных состояниях. ОНФ предлагает клиникам проводить закупки по принципу аптек: тогда они могут сами получать информацию о наличии ЛС на складах дистрибуторов.
Госзакупки препаратов нуждаются в правовом регулировании. Какие тенденции преобладают здесь? Руководитель практики Фармацевтики и здравоохранения юридической компании "Пепеляев групп" Константин Шарловский считает, что на первый план вышли признание законной практики заключения региональными фармациями рамочного договора на закупку ЛС и МИ по №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", завершение обязательной перерегистрации цен на ЖНВЛП и сокращение возможности закупок ЛП не из Перечня. Не теряет актуальности и борьба с картелями. Так, в 2020 г. "картелизация" на фармрынке увеличилась почти в три раза по сравнению с 2019-м.
Эксперт отметил, что около 14 тыс. цен пересмотрены, 7 тыс. из них снижены. По данным ФАС, средний размер снижения наценки составил 35%. По данным DSM Group, цены на ЖНВЛП в прошлом году увеличились на 5%, а розничные цены на не-ЖНВЛП — на 8,5-10%. При этом антимонопольной службой были удовлетворены 26 из 93 ходатайств о повышении цены в условиях дефектуры. Закупки ЛПУ препаратов не из Перечня снизились, поскольку медицинские организации должны обосновывать их закупку и применение решением врачебной комиссии. К сожалению, в 2021 г. противоопухолевые препараты не-ЖНВЛП исключены из основных схем лечения в клинико–статистических группах, которые используются для оплаты медпомощи в стационарах из средств ОМС. В итоге недостаточные тарифы на закупку порождают сложности с лекобеспечением.
Председатель "Профессиональной медицинской Ассоциации клинических фармакологов Санкт-Петербурга" Александр Хаджидис обратил внимание на сегодняшнее положение доказательной медицины, которая часто подчинена интересам крупных фармкомпаний, из-за чего она начинает восприниматься как маркетинговый инструмент. Чтобы медицинские и клинические исследования приносили пользу пациентам, позволяя подобрать подходящую терапию, государство должно регулировать фармрынок и задавать вектор развития фармпромышленности.
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев подчеркнул важность пациентоориентированной модели в здравоохранении. На первый план в ней выходят связь с пациентом, подготовка персонала, культура общения, маршрутизация пациента, понимание его потребностей, оказание медпомощи, приближенной к пациенту (стационарозамещение), информирование пациента и повышение приверженности лечению, а также прогнозирование изменений.
Эксперт уверен, что системе лекобеспечения необходимы четкие клинические рекомендации, стандарты, КСГ тарифы ОМС. Необходимо решить проблемы с составлением регистров, поскольку зачастую нет понимания ведения, источников финансирования, связи между федеральными и региональными учреждениями. Помимо этого, требуются гибкая система закупок и ценообразования, возможность оперативного лекобеспечения и обеспечение преемственности как на федеральном и региональном уровне, так и между стационарной и амбулаторной медпомощью. В стационаре пациенты должны иметь возможность принимать препараты от других заболеваний, которые назначили им до госпитализации.
Обеспечивать пациентов льготными ЛС необходимо по факту заболевания, а не только на основании инвалидности. Надо сохранять работоспособность людей и интегрировать их в общество. Кроме того, для повышения приверженности терапии надо стараться назначать курсовое лечение без смены торговых наименований.
И, конечно, за реализацией прав в сфере льготного лекобеспечения необходим тщательный контроль.
Гендиректор ООО "Курсор" Екатерина Задонская обратила внимание на то, что госзакупки в этом году снизились на 2% по числу объявленных торгов, зато начальная максимальная цена выросла на 6%. Если же контракт заключается с одним поставщиком, то число закупок увеличилось незначительно, а цена выросла почти вдвое.
Затронула эксперт и тему помощи пациентам с редкими болезнями. В прошлом году в список ВЗН добавились два заболевания — апластическая анемия неуточненная и наследственный дефицит факторов свертываемости крови II, VII, X. Обеспечение граждан с орфанными заболеваниями поделено на федеральный и региональный уровень. Недавно созданный благотворительный фонд "Круг добра" дополняет программу помощи, закупая дорогостоящие и незарегистрированные в России ЛС.