26.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
26.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок // ЕАЭС

ЕАЭС: унификация и гармонизация законодательств

Почти все — законодатели, специалисты и эксперты единодушны во мнении, что необходима донастройка национальных законодательств стран–участниц Евразийского экономического союза, их гармонизация с принимаемыми едиными нормативами Союза, а также ратификация всех ранее принятых решений национальными парламентами.

Член Коллегии (Министр) по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Виктор Назаренко рассказал о том, что делается комиссией совместно с уполномоченными органами стран-участниц ЕАЭС в этом направлении и какие проблемы остаются нерешенными.

Назаренко Виктор

В течение 2022 года проводилась активная работа по совершенствованию нормативной базы и, как результат, приняты в новой редакции Правила надлежащей практики фармаконадзора и проведения фарминспекций, подготовлено обновление Фармакопеи ЕАЭС, обновлены Требования к составлению нормативного документа по качеству лекарственного препарата и изучению примесей в его составе.

"Работа рынка активно набирает обороты. Уже сейчас можно говорить о том, что около 20% рынка лекарственных препаратов и 15% производственных площадок перешли в союзный сегмент рынка, — сказал министр. — В ближайшие 3 года необходимо полностью обеспечить переход на обращение лекарств по правилам Союза".

Конечно, работа фармрынка, его логистических цепочек, торговых связей в связи с пандемией и санкционным давлением претерпела существенные изменения. Были подготовлены специальные меры, реализация которых планируется провести в течение 2022–2024 годов. Они предполагают возможность установления каждым государством–членом специальных условий регистрации, а также наделяют дополнительными правами как регулятора, так и представителей бизнеса.

"Уполномоченные органы получают право устанавливать национальный порядок обращения лекарственных средств на период до 31 декабря 2023-го, продлевать действия регудостоверений и сертификатов GMP ЕАЭС, срок действия которых истекает в 2022 году на 12 месяцев + 12 дополнительных месяцев, а также право вносить изменения в сертификаты GMP Союза без проведения инспектирования в случае внесения технических правок без изменения способа производства, — отметил В.В. Назаренко. — Заявитель сможет получить такой сертификат в течение времени регистрации или в пострегистрационном режиме".

Помимо специальных мер обращения, в марте 2022–го был подготовлен целый ряд упрощенных процедур регистрации и в сами союзные правила. Для орфанных лекарств, препаратов для лечения инвалидизирующих заболеваний или удовлетворения нужд здравоохранения введена возможность одновременного выбора при регистрации любого набора из четырех процедур:

  • регистрация по сокращенному досье (в исключительных случаях);
  • условная регистрация;
  • ускоренная регистрация, при которой срок экспертизы сокращается примерно наполовину;
  • регистрация с установлением дополнительных требований на пострегистрационном этапе.

Заявитель имеет право подавать заявление на регистрацию сразу во все государства признания, а не последовательно в каждое из них, как было ранее, и кроме того, вносить изменения при подаче в досье. Данные меры позволят сократить срок регистрации почти в 3 раза.

Продолжается работа по актуализации права Союза в области надлежащих фармацевтических практик, в частности, в декабре 2021 года вступили в силу изменения в правила надлежащей производственной практики. Новая редакция Правил надлежащей практики фармаконадзора вступит в силу 6 декабря 2022 года. При этом Комиссией для производителей расширены возможности по применению различных видов квалификаций и валидаций производств лекарственных средств, упрощены подходы к формированию спецификаций по безопасности ЛС, а также усилена роль плана в управлении рисками в обеспечении надзора за безопасностью ЛП. В работе находятся пакеты изменений Правил надлежащей клинической практики и Правил надлежащей дистрибуторной практики.

Регистрация ЛП

В то же время на едином рынке ЕАЭС сохраняются актуальные проблемы, являющиеся вызовами для безбарьерного обращения препаратов не только внутри Союза, но и за его пределами.

На союзном пространстве пока не действуют признания клинических исследований, которые выполнены национальными и зарубежными производителями на территории третьих стран. Фактически признаются только КИ, выполненные в третьих странах до 2016 года. Решение проблемы видится в разработке правил инспектирования клинических центров, в которых проводились исследования, организацию такого инспектирования в случае, если при экспертизе регистрационного досье возникли сомнения в достоверности результатов КИ. Реализация такого подхода поможет отменить требование о непризнании исследований, проводившихся в третьих странах.

Второй проблемой, требующей решения, стало отсутствие системы признания сертификатов GMP региона ЕАЭС со стороны ряда торговых партнеров из третьих стран (Словения, Вьетнам, Грузия и др.), установивших норму, согласно которой без повторного инспектирования собственными национальными инспекторатами они готовы принимать сертификаты GMP ЕС и иных стран, в которых есть указания эквивалентности требований. В настоящее время на площадке ЕЭК стороны договорились внести норму об эквивалентности в форму единого сертификата, но для обеспечения полного признания целесообразно заключение двухсторонних договоров о взаимном признании сертификатов GMP.

Еще одной важной проблемой является отсутствие единого подхода государств–членов ЕАЭС к сертификации серий продукции, поставляемой на рынок. Необходимо взаимное признание результатов посерийного контроля одного государства всеми остальными членами Союза.

Несмотря на те достижения и успехи, которые имеются сегодня в развитии работы единого рынка обращения ЛС, ЕЭК предлагает сосредоточить основные усилия на преодолении тех проблем, которые появились на фоне недавних изменений в общей экономической ситуации в мире. Только совместные усилия по преодолению вызовов помогут обеспечить устойчивую работу созданного единого рынка лекарств ЕАЭС в ближайшие годы.

По материалам Пленарного заседания XXIV Всероссийской конференции "ФармМедОбращение"

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики еаэс:
Переход на правила ЕАЭС продолжается

В сегодняшней непростой реальности отечественный рынок продолжает развиваться. В 2023 году на него вышло 2 млрд. упаковок отечественных препаратов, что составляет 30% от всего гражданского оборота.

Правила регистрации лекпрепаратов

С 1 января 2025 года приоритет законодательства ЕАЭС над национальным станет обязательным. Уже сейчас правила регистрации лекпрепаратов диктует прежде всего законодательная база ЕАЭС. Российские требования применяются на основе специальных постановлений правительства.

Дело техники: о процедуре фармимпорта

Международная логистика в начале 2020-х гг. стала одной из главных тем фармацевтической повестки дня. Прежние модели поставок перестали работать и фармотрасли пришлось срочно находить новые инструменты, чтобы продолжить бесперебойно функционировать и сохранить доступность лекарственных препаратов для пациента.

Ключевые вопросы фармрынка ЕАЭС: ответы экспертов

В 2024 году общий лекарственный рынок Евразийского союза отмечает свое десятилетие. Процесс гармонизации законодательства, конечно, пока не завершен: продолжается работа и над правовыми актами стран-участниц, и над нормативными документами международного объединения.

Законодательство ЕАЭС: изменения в фармотрасли

Процесс сближения и гармонизация законодательства в рамках ЕАЭС вступают в завершающую фазу. Проведена большая работа по выработке единой терминологии и стандартов деятельности на фармрынке, а также общих подходов к доступу на рынок стран Союза лекарств и фармсубстанций. В связи с этим специалистов фармацевтической отрасли волнует вопрос — как повлияют новшества на их повседневную практическую работу.

Специализированные
мероприятия