Генеральный директор ООО "Фарма Капитал" Иван Глушков считает, что большая часть трудностей относится не к проблемам, а задачам, которые можно оперативно решить. Сегодня, по его мнению, локальные фармпроизводители смогут быстро обеспечить всем необходимым сектор госзакупок. Что касается прекращения поставок из–за рубежа, то все они с большой вероятностью будут внеплановыми.
Генеральный директор ООО "Фарм Эйд" Азамат Метов, чья компания занимается преимущественно производством педиатрических вакцин и трансфером технологий по полному циклу, включая производство антигенов, отметил, что главная проблема, появившаяся в начале года, — нарушение логистических цепочек и подорожание авиадоставки. Сейчас компания создает собственный производственный комплекс. При этом удалось быстро заменить европейское оборудование, с обслуживанием которого в свете текущих событий могут возникнуть сложности, на азиатское, оно не только дешевле, но и не уступает ему в качестве.
Компании "Петровакс Фарм" не пришлось менять стратегию развития, поскольку она изначально ориентировалась на импортозамещение. Управляющий директор биотехнологического бизнеса Михаил Грубман считает, что сегодня главная проблема для отрасли — непредсказуемость западных партнеров. Несмотря на то, что фарма всегда исключалась из санкционных списков, компании нарушают контракты. Некоторую продукцию стало сложно привозить, поэтому, чтобы избежать дефицита, нужно ориентироваться на опыт Китая и Ирана. По мнению М. Грубмана, беря курс на импортозамещение, производители всегда должны помнить, что в центре внимания – пациент и его потребности.
Эту точку зрения разделяет и президент ГК "Дельрус" Юлай Магадеев. По его словам, чтобы новые продукты быстрее доходили до пациентов, нужно снижать барьеры при их внедрении, сокращать сроки выдачи регистрационных удостоверений и внесения изменений в регистрационное досье.
Он также напоминает, что проблемы с поставками были и раньше, но всегда находились альтернативные источники и маршруты, поэтому логистика — краткосрочная решаемая проблема. Сегодня зарубежные компании могут отказать в поставках комплектующих, автоматических линий производства и сырья. Последняя трудность носит долгосрочный характер, поскольку налаживание выпуска своих субстанций и интермедиатов в нашей стране займет годы. Некоторые вещи для нужд мед– и фармпромышленности стоят дороже импортных аналогов, к примеру, нержавеющая сталь. Остается актуальным и дефицит инженеров и рабочих на предприятиях.
Говоря о текущем состоянии инфраструктуры поддержки промышленности, партнер Dentons и руководитель российской практики в области фармацевтики, медицины и биотехнологий Сергей Клименко отмечает ее фрагментарность. Так, навигатор мер поддержки промышленности насчитывает 2200 действующих программ, большинство из них заключаются в предоставлении заемных средств и компенсации расходов. Есть региональные и федеральные программы, функционирующие самостоятельно. Существует целый ряд неработающих инструментов, например, соглашение о государственно–частном партнерстве и концессионные соглашения в промышленности почти не используются. Текущие меры недостаточно гибкие. К примеру, у СПИК и офсетных контрактов могло бы быть больше последователей, если бы не ряд особенностей, которые сегодня стали недостатками.
Чего ждут инвесторы? Первое — гарантии закупки. Наличие полноценных off-take механизмов может быть критически важным для обеспечения достаточной привлекательности инвестиций в промышленность. Это особенно необходимо медицинской и фармацевтической отрасли. Но она существует только на региональном уровне, в т.ч. в рамках совместной закупки. Для федеральных проектов в рамках СПИК установлено лишь право Правительства РФ предоставить статус единственного поставщика (не более 30% годового объема продукции). Необходима и гарантия интеллектуальной собственности. Инвестор принимает обязательства по локализации, и их исполнение гарантирует исключение риска применения механизмов принудительного лицензирования или разрешения параллельного импорта. Однако в законодательстве прямо не исключена возможность принудительного лицензирования или включения товара в список продукции, в отношении которой не могут применяться отдельные положения ГК РФ о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Также инвесторы надеются на государственное софинансирование при создании производства или объекта инфраструктуры, в т.ч. на этапе строительства, но нужно учитывать, что такая мера поддержки как СПЗК предусматривает возврат инвестиций в инфраструктуру только после создания предприятий, а софинансирование из средств, высвобождаемых от реструктуризации задолженности субъекта перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, доступно не для всех регионов и имеет ряд ограничений.
Нужны и допустимые исключения для договоренностей хозяйствующих субъектов при трансфере технологий. Это дает возможность широко применять между участниками проектов положения о "неконкуренции" и "эксклюзивности", однако в настоящее время нет в должной мере упорядоченного подхода к оценке таких соглашений. Требуются полноценные гарантии стабильности хозяйственной деятельности, они должны распространяться и на регуляторные требования, которые могут значительно менять экономику проекта в ходе его реализации. Вместе с тем помимо общей неясности применения таких норм, законодательство в области промышленности предусматривает такие оговорки, однако не может распространяться на требования, устанавливаемые законодательством ЕАЭС. Полновесные гарантии поддержки нужны производителям сырья и комплектующих, используемых производителями готовой продукции. В настоящий момент выработанных решений в этой области нет, но пока их могут заменить различные меры поддержки.
Как можно решить данные проблемы?
Например, использовать существующие механизмы законодательства о контрактной системе, в частности, постановления Правительства РФ в порядке, предусмотренном ст. 111 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе…", предусмотрев особенности осуществления закупок товаров, производимых в рамках СПИК, СЗПК, СГЧП и т.д. Также надо руководствоваться распоряжениями Правительства РФ, включая объемы закупки, основания для отмены таких актов, а также компенсационные механизмы. Еще один вариант — доработка механизма СПИК.
Следующий шаг – предоставить дополнительные гарантии защиты прав на интеллектуальную собственность, например, установить возможность принятия на себя Российской Федерацией гражданско–правового обязательства не включать производимые товары в соответствующие списки и не предоставлять третьим лицам права на использование результатов интеллектуальной деятельности, относящихся к товарам, производство которых находится на стадии создания. При этом инвестор должен соблюдать сроки начала производственных операций и объемы производства с учетом допустимых отклонений.
Следует рассматривать возможность более широкого внедрения соглашений о ГЧП и концессионных соглашений в промышленности, в т.ч. в сфере импортозамещения, коммерциализации разработок отечественных научных учреждений, создания центров коллективного пользования и т. п. СГЧП и концессии в промышленности в текущих условиях могут оказаться более привлекательными. Причины этому две: во-первых, концессионные соглашения позволяют задействовать бюджетное финансирование на этапе строительства объекта, благодаря этому повышается привлекательность таких проектов в чувствительных для государства отраслях, а кредитная нагрузка на них снижается. Во-вторых, данные меры поддержки позволят финансировать из госбюджета строительство сопутствующей инфраструктуры.
По материалам сессии в рамках конгресса "Право на здоровье"