08.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024 18+
08.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024
// Аптека // Управление

Аптеки и маркировка: межрегиональный аспект

"Второстепенное" и "первоочередное" почти всегда взаимосвязаны, и порой трудно отличить одно от другого. "Технические моменты" становятся определяющими для решения ключевых задач и достижения основных целей.

Не стала исключением и обязательная маркировка лекарственных препаратов: сегодня от деталей ее функционирования во многом зависит доступность лекарственной помощи пациенту.

Как мельчайшие элементы электронной системы влияют на работу современной аптеки — в том числе в небольших населенных пунктах? Что важно скорректировать, чтобы доступ к фармацевтической помощи не имел затруднений? Ответами на эти вопросы с МА поделились аптечные организации — участницы Ассоциации аптечных учреждений "СоюзФарма" из разных регионов страны: Подмосковья, Кировской, Пензенской, Саратовской и Самарской областей, республик Башкирии, Мордовии и Чувашии…

"Краснокнижная" фармация: как сохранить ФАПы?

Первый косвенный эффект внедрения системы МДЛП оказался очень серьезным. Речь идет о работе фельдшерско-акушерских пунктов, обеспечивающих лекарствами жителей отдаленных районов и сельской местности.

"ФАПы перестали закупать у нас лекарственные препараты".

"После внедрения маркировки ФАПы полностью прекратили с нами работу, ведь они не подключены к системе МДЛП и у них отсутствует необходимое оборудование. По нашим данным, в настоящее время их снабжают районные ЦРБ".

"С ФАПами вообще беда, — констатируют в Саратовской области. — Маркированные лекарственные средства мы им не отпускаем, а немаркированных препаратов почти не остается. Жители сел остаются вообще без лекарств — и это в разгар пандемии".

Механизм, при котором фельдшерско-акушерский пункт сможет отпускать маркированные препараты пациентам, был не так давно продуман для одного из районов Ярославской области. Теперь главное — начать применение подобных схем в других районах и регионах.

Все начинается с приемки

Поступление лекарств в распоряжение аптеки — одно из важнейших слагаемых фармацевтической помощи. С внедрением маркировки в данный процесс внесены свои коррективы.

"Понадобился дополнительный персонал для сканирования. В целях экономии выполняю эту обязанность лично, — рассказывает руководитель аптеки из Кировской области. — Ежедневно это занимает от двух до пяти часов".

"Время приемки лекарственных препаратов увеличилось в два с половиной раза, — комментируют ситуацию в Пензе. — С одного дня до двух с половиной. При этом объем поступлений от поставщиков остается прежним".

"Скорость приемки упала до двух рабочих дней, — констатируют в Чебоксарах. — Мы должны были выделить дополнительного квалифицированного сотрудника только на данный процесс. Из–за этого увеличился фонд оплаты труда — т.е. расходы аптечной организации существенно выросли… Огорчает и то, что лекарственные препараты, фактически доставленные в аптеку, но еще не прошедшие приемку, отпустить пациенту мы не можем".

Работа над ошибками

К сожалению, виды технических ошибок при функционировании системы маркировки также достаточно разнообразны. Так, ряд наших респондентов отметили:

  • сбои в схеме возврата лекарственных препаратов дистрибутору (аптека формирует накладную по всем правилам, а в системе "Честный знак" статус оказывается отклоненным);
  • проблемы со сканированием цветных кодов на упаковках лекарств;
  • невозможность отпустить лекарственное средство при перебоях с интернетом.

"Ошибки в работе с маркировкой происходят ежедневно, — замечают в Пензенской области. — "При отправке накладной подтверждаются не все позиции, а на ожидание подтверждения от системы уходит до двух часов. Приходится отправлять и ждать повторно. Возвратные же накладные поставщикам всегда показывают ошибку — этот процесс совсем не отлажен".

"Наиболее частое нарушение в работе с системой – несвоевременное сканирование препаратов при поступлении, — рассказывают в Кировской области. — Проблема в том, что некоторые поставщики формируют накладные датой заявки, а фактически привозят препараты через неделю и даже позднее (если, например, в оптовой организации сломалась машина). Как мы будем доказывать, что препараты доставили позже? Фотографировать сопроводительные документы поставщиков, в которых мы расписываемся и отдаем их водителям?" С учетом того, что с 1 декабря вступают в силу административные санкции, в т.ч. за несвоевременную передачу данных в систему МДЛП, вопрос актуален.

Некоторые сбои вызывают у аптечных организаций еще больше вопросов. "Бывает, что система выдает ошибку, и ты откладываешь эту накладную и занимаешься другими, чтобы не затягивать процесс приемки. На следующий день открываешь накладную с ошибкой — а там все хорошо, акцепт получен! Но так бывает редко, — рассказывает еще один наш собеседник. — Обычно ошибка просто "висит" в системе, и тогда начинаешь звонить поставщику, чтобы он проверил ее. К сожалению, сама аптека в личном кабинете не сможет отыскать свою накладную, чтобы уточнить, какая ошибка. Там нет корректного фильтра, и потому поиск получается, как в ведре со злаковыми. Перемешиваешь зерна рукой и ищешь свое зерно".

ЧЗ и ОФД: сложности коммуникации

Говоря о взаимодействии с маркировкой, важно отметить и работу онлайн–касс. Их перепрошивка и замена фискальных накопителей действительно происходят часто, и функционирование новых форматов нередко приходится налаживать отдельно. Но дело не только в частоте этих "организационных моментов".

Иногда не устанавливается корректная коммуникация между программным обеспечением двух разных систем.

"Хотя мы и перепрошили кассы, "Честный знак" сообщает: около 2000 чеков отклонены по причине перепрошивки кассового оборудования, — вспоминает руководитель аптечной организации в селе. — Мы обращались в СБИС, где проводили данную процедуру. Там ошибок не выявили. Получается порочный круг". И что делать?

Что штраф грядущий нам готовит?

Как известно, с 1 декабря вступают в силу нормы об административной ответственности за нарушения взаимодействия с системой МДЛП. Поскольку в системе пока еще много сбоев, введение административных санкций вызывает серьезные опасения у аптечных организаций.

"Не знаю, насколько ощутимыми станут штрафы для сельских аптек, но полагаю, что мы окажемся на грани вымирания, — замечает руководитель аптеки из Подмосковья. — Наша аптека открыта по франшизе, поэтому нам доступна помощь программистов, которые нас консультируют. Как справляются с маркировкой аптечные организации при отсутствии такой помощи? — остается загадкой. На мой взгляд, сегодня вводить меры ответственности для фармацевтических организаций нельзя. Во–первых, неясны критерии. За что? За какие ошибки? За какие именно действия? Сбои электроники непредсказуемы. В течение дня в обращении — миллион коробок по всем аптекам нашей страны. А система МДЛП не справляется с нагрузками, данные загружаются некорректно… И работать с этим очень трудно. Поэтому штрафы приведут только к закрытию малых аптек и монополизации в фармации".

Аптека в селе

Необходимость регулярной поддержки со стороны ИТ–специалистов — увы, не преувеличение. "Любую проблему с маркировкой, даже самую малую, устранить самостоятельно фармацевтам сложно. Это работа программистов, вот и приходится либо держать в штате "айтишника", либо дополнительно оплачивать консультации приглашенного специалиста, — рассказывает владелец аптеки в Мордовии. — Также бывают препараты, которые заявлены поставщиком как маркированные, а на самом деле на упаковке нет QR–кодов. Приходится выяснять, как такое получилось. А это и время, и силы, и финансовые ресурсы. Небольшим аптекам, которые принадлежат провизорам, а не аптечным сетям, в сложившейся ситуации выживать очень трудно".

Сложности с маркировкой — не единственная проблема современной аптеки, продолжает наш респондент. Среди "факторов внешней среды" (так в теории управления принято обозначать слагаемые окружающей предприятие обстановки) важен новый размер предельных наценок на жизненно важные препараты, жесткая конкуренция с крупными сетями и изменившийся порядок налогообложения.

Выдержать все это вместе достаточно непросто. Если к названной картине добавятся меры административной ответственности за нарушения взаимодействия с маркировкой, ситуация, по прогнозам наших собеседников, может оказаться равносильной закрытию множества небольших аптек…

Нагрузка в девятикратном размере

Еще один косвенный эффект внедрения обязательной маркировки — отмена ЕНВД для организаций, работающих с маркированной продукцией. В числе таких организаций оказались и аптеки. Переход на новые режимы налогообложения, УСН и ОСНО, для аптечных предприятий оказался весьма ощутимым.

При переходе на УСН "доходы" по ставке в 6% налоговая нагрузка увеличилась в 12 раз, констатируют в Кировской области.

"После отмены ЕНВД произошло увеличение налоговой нагрузки в 3,4 раза, — делится опытом руководитель аптеки из Башкирии. — При этом рентабельность аптечной деятельности упала с 11 до 3%. Почти вчетверо… Сегодняшняя ситуация сказывается на малых предприятиях резко отрицательно, подводя их к точке банкротства».

Ряд аптек в Пензенской области отмечает пятикратный рост налогового бремени, в аптечных организациях еще нескольких регионов соответствующая нагрузка выросла в 9-10 раз.

В зависимости от вида и ставки нового налогового режима изменения могут быть различными. Но и троекратный, и двенадцатикратный рост налоговых отчислений может стать для аптеки критическим.

"Ранее налог на имущество платили с балансовой стоимости, а теперь — с кадастровой. И это катастрофа, — с горечью замечают в Саратовской области. — За прошлый год нам начислили налог в 400 тыс. рублей. Затем провели уценку здания вполовину, и за этот год начислили еще 200 тысяч. Где найти 600 тысяч дополнительно к УСН? Мы работаем сутки напролет, а в итоге — с минусовым балансом. Кроме того, занимаемся отпуском льготных препаратов. Рецептов много. За это получаем 3000 рублей в месяц. При росте числа пациентов, имеющих льготы, оплата аптечной организации не увеличивается. А с внесением рецептов в базу — постоянные проблемы. Накладные "встают" в программу не сразу, приходится ксерокопировать КИЗы и прикреплять их к рецептам (чтобы потом можно было внести их). Принимать в штат отдельного специалиста на льготный отпуск, увы, нерентабельно… Мы работаем изо всех сил, а получается, что ни на ремонт, ни на замену оборудования средств нет. Финансовый результат нулевой или отрицательный".

"Внешняя среда", в которой живет современная аптечная организация, состоит из целого ряда взаимосвязанных элементов. Функционирование маркировки, как новый компонент системы, позволяет обратить внимание на целый ряд обстоятельств. "Технические моменты" требуют своих решений и от нахождения верных ответов на такие, казалось бы, маленькие задачи зависит самое главное — доступность лекарства для пациента. Разработка налоговых льгот для аптек или создание механизма работы ФАПов с маркированными препаратами — важные элементы этой главной цели.

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
   
Статьи подрубрики управление:
Как увеличить маркетинговые выплаты в аптечную сеть

Увеличение маркетинговых выплат можно добиться не столько за счет роста числа заключаемых контрактов, сколько благодаря сокращению собственных издержек и повышению качества их исполнения. Достижение этой задачи напрямую связано с тем, насколько системно в аптечной сети построена работа по управлению маркетинговыми контрактами.

Материальная ответственность аптечного сотрудника

Материальная ответственность — это юридическая обязанность работника возмещать причиненный им ущерб с учетом правил и ограничений, установленных законом. Этот механизм позволяет организациям применять определенные меры к своему персоналу.

Обязательные требования в работе аптеки

При работе аптеки персоналу нужно соблюдать большое количество обязательных требований, причем не только по части цен и ассортимента. Вряд ли кто-то не исполняет их сознательно, однако на практике некоторые нарушения встречаются часто. Как не допустить или исправить нарушения обязательных требований, рассказывает ведущий инспектор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Валентина Чугунова.

Как унитарным предприятиям закупать лекарства?

В связи с добавлением п. 6.1 в ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ каким образом унитарное предприятие будет закупать лекарственные препараты для аптек? Сможет ли в данном случае указывать, что закупка для собственных нужд? Обязано ли будет в данном случае предприятие соблюдать требования постановления Правительства РФ от 17.10.2013 №929?

Инвалид III группы: права на лекарства без прописки

В поликлинику г. Якутска обратился пациент, инвалид III группы, за жизненно важными лекарствами. Однако участковый терапевт отказал в выдаче рецепта, сославшись на отсутствие городской прописки, так как он прописан в другом районе Республики Саха. В медицинской организации по месту прописки необходимые препараты отсутствуют. Может ли пациент получить лекарства в Якутске без городской прописки? Насколько правомерен отказ терапевта и какие льготы положены инвалиду III группы?

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024