20.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
20.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Аптека

Болгария: продаж больше в рецептурном отделе

Болгария — страна, где отдыхать можно и нужно круглый год. Омываемая водами теплого Черного моря, она соседствует с признанными туристическими лидерами южного направления: Италией, Турцией, Грецией. Болгария хороша тем, что у вас не возникнет проблем с чтением того, что написано на вывеске: «аптека» по-болгарски будет читаться так же, как и по-русски. Обычно аптеки работают с 9:00 до 20:00, есть дежурные аптеки, работающие круглосуточно. Список ближайших и дежурных аптек вывешивается на двери.

В последнее время без рецептов многие лекарства продают в аптеках «со скрипом». Туристы могут получить бесплатно рецепты у врачей согласно туристической страховке. Просто свяжитесь со страховой компанией согласно инструкции к страховому полису.

В Болгарии представлены более 100 производителей лекарств, поставляющих свою продукцию в аптеки и больницы. Расходы на медикаменты в Софии из расчета на душу населения в 2009 г. составили 80 евро, тогда как аналогичный показатель во Франции составил 453 евро на человека. По размеру сумм, выделяемых на лекарственные средства, Болгария занимает одно из последних мест в Евросоюзе.

— Очень обидно сознавать, что люди в настоящее время поставлены перед необходимостью самостоятельно решать проблемы, связанные с охраной собственного здоровья, — посетовала наша сегодняшняя собеседница, владелица небольшой аптеки на тихой улочке в Варне Радка Костова. — По данным информационно-аналитической компании IMS Health, объем продаж болгарских аптек возрос по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. на 10%, что, по моему мнению, является серьезным достижением во время кризиса. Медикаменты в аптеках подорожали на 12%. В 2010 г. в Болгарии были лицензированы 4300 аптек, из них 3900 аптек осуществляют торговую деятельность. Современные рыночные тенденции показывают: сокращение числа аптек происходит, в первую очередь, из-за укрупнения бизнеса, что вызывает ожесточенную конкуренцию между фармацевтами, работниками легального и теневого секторов. По утешительной оценке экспертов американской аналитической компании, которой очень хочется верить, в 2011 г. на фармацевтическом рынке страны ожидается рост на уровне 6%.

Г-жа Костова, какая форма собственности у болгарских аптек? Каков объем рынка лекарств?

— Преобладает частная форма собственности. В 2010 г. объем рынка лекарственных средств составил почти 2 млрд левов (1 млрд евро). Подсчитано, что болгарские граждане приобрели лекарств в аптечной сети на сумму, превышающую 1 млрд 600 млн левов (800 млн евро), тогда как больницы финансировали лечение своих пациентов на сумму приблизительно 280 млн левов (140 млн евро). Самым покупаемым в 2010 г. лекарством оказался болеутоляющий анальгин, а наибольший процент увеличения спроса был зарегистрирован для аспирина известной фармакологической компании.

Какая форма торговли встречается чаще?

— Трудно сказать. Все мы люди разные, кому-то товар надо непременно потрогать руками, ознакомиться с инструкцией лично, другой поверит фармацевту на слово.

У нас распространена смешанная форма выкладки товара. Обычно лекарства, отпускаемые по рецепту, находятся под «присмотром» работников аптеки, а, например, к средствам ухода и БАД — открытый доступ. По статистике, продаж в рецептурном отделе больше, чем лекарств, отпускаемых без рецепта.

Престижна ли в Болгарии профессия фармацевта, провизора?

— Судя по уровню дохода, относительно (грустно улыбается). В среднем фармацевт получает 350–400 левов в месяц, но это только в том случае, если уровень аптечных продаж высок. Однако все познается в сравнении: к примеру, уборщица получает 180 левов, бухгалтер — до 350 левов, секретарь — от 300 до 400 левов, юрист 350–450 левов, офис-менеджер до 600 левов в месяц.

Существует ли практика консультирования в аптеках?

— Да, любой покупатель может проконсультироваться, даже если он не приобретает лекарственное средство. Жизнь показывает, что нам, фармацевтам, больные верят больше, чем врачам. Вот приходит к нам человек, еще не знает, что ему нужно, и начинает нам о своих болячках рассказывать. Ну, как тут подвести! Конечно, выслушаем, посочувствуем и дадим совет дельный. На прилавках все для покупателя, в торговом зале аптек можно часто встретить врачей из ближайшей больницы, которые наравне с фармацевтом консультируют потребителя. Люди послушают, а купят те лекарства, которые чаще рекламируют.

Насколько разнообразен аптечный ассортимент? Чему отдается предпочтение?

— В аптеках, кроме лекарственных препаратов, много вспомогательных средств, средств ухода за собой, БАД, лечебной косметики. В последнее время в аптеках существует тенденция отдавать предпочтение отечественным препаратам, что, по моему мнению, неслучайно. Болгарское фармпроизводство в настоящее время на подъеме, и плюс его — в использовании натуральных ингредиентов. Остатки винопроизводства (семечки), например, нашли применение при изготовлении средств для лечения суставных и нервных болезней.

Насколько важен интерьер для привлечения покупателя?

— Какой-то минимум рекламных щитов мы обязательно применяем, но аптека — учреждение не для красоты.

Как взаимодействуют аптеки и ЛПУ, медцентры?

— Обычно по соседству с каждой больницей находится аптека, связанная с ней договором о поставке лекарств. Покрывая задолженность больниц перед поставщиком медикаментов (аптекой или фармзаводом), врачи занимаются консультационной практикой. У фармацевта в Болгарии, работает ли он в частной, или в государственной аптеке, есть обязанность — ходить по домам льготных больных, наравне с врачами, с целью подбора конкретного лекарственного ассортимента.

У нас есть «пациентские» дороги, когда льготник, инвалид, если он в состоянии, обходит в процессе диспансеризации 3–4 специалистов, которые рекомендуют ему пройти обследование, сдать анализы. Болеть в Болгарии невыгодно, поэтому большое значение мы, фармацевты, уделяем пропаганде здорового образа жизни. Это и рекламные баннеры, и практика консультирования врачей из ближайших поликлиник — мы делаем все, чтобы увеличить продажи в безрецептурном отделе, где реализуется множество средств профилактики.

Нашим русским коллегам желаю: «Будьте здоровы»!

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция
   
   
 
   
Статьи рубрики аптека:
Татьяна Семенова: по-старому работать уже не получится

Торжок в Тверской области — город небольшой и уютный. Население 42 тысячи человек. И если не все, то большинство знают друг друга. У каждого есть свой любимый и привычный магазин, пекарня и, конечно, аптека.

Несоответствие регудостоверений при приемке лекпрепаратов

Является ли несоответствие регистрационного удостоверения при поставке лекарственного средства и регистрационного удостоверения, указанного в государственном контракте, основанием для отказа в приемке товара?

Влияние бренда на капитализацию аптечной организации

Экономические и маркетинговые аспекты бренда являются важными параметрами успешного позиционирования продукта на рынке. Термин "Бренд" является маркетинговым понятием, за которым стоит не просто торговая марка, а целостная концепция и имидж продукта/компании. Надо отметить, что не каждая ТМ может быть названа брендом.

Может ли ОАО закупать лекарства в аптечной сети

1. Может ли ОАО, которое имеет в структуре здравпункт и лицензию на осуществление медицинской деятельности, зарегистрированную в системе мониторинга, осуществлять закупку лекарственных средств в розничной сети аптечных организаций?

Филевский парк: выбирают аптеку которая оказалась ближе

Район "Филевский парк" унаследовал свое название от речки Фильки, некогда впадавшей в Москву–реку, окаймляющую большую часть современного Филевского парка. Первое летописное упоминание о селе Фили относится к 1454 году, когда оно принадлежало боярину Мстиславскому.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция