27.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
27.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Аптека // Правовая поддержка

Что прокурорским работникам нужно в аптеке

Каковы полномочия сотрудников полиции и прокуратуры при проверке аптек? Что чаще всего они проверяют в аптеке? И чем именно руководствуются эти структуры при проверке аптек?

На эти и другие вопросы ответил Ярослав Шульга, бизнес–тренер, руководитель консалтинговой компании Shulga Consulting Group в ходе вебинара "Прокуратура и полиция в аптеке: без паники".

Как лучше действовать, если в аптеку с проверкой пришли представители прокуратуры и полиции; их в аптеках боятся больше, чем сотрудников Росздравнадзора и Роспотребнадзора, но, как ни странно, с первыми общаться проще, чем с профильными.

Шульга

Проверки бывают плановые и внеплановые, о них всегда предупреждают. Но есть и исключения. Ведомства, которые имеют право и желание вас проверить (Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Государственная трудовая инспекция), заранее для проверки подают сведения, которые аккумулируются через прокуратуру и вывешиваются на соответствующих сайтах (где размещены реестры плановых поверок), в т.ч. и на сайте Генеральной прокуратуры РФ. Нередко заодно с профильными ведомствами приходят на проверку в аптеку и сотрудники прокуратуры. Это так называемые сочетанные проверки, в ходе которых прокуратура проверяет не только работу аптеки, но и работу самого проверяющего ведомства. Кстати, прокуратура "заворачивает" достаточно много проверок, которые инициируют проверяющие (до 50%).

Есть некий "паразитизм" на системе государственных проверок. Происходят некоторые перегибы. Первое — это так называемые общественные организации, которые любят прикрываться прокуратурой и другими организациями. В нашей стране зарегистрировать общественную организацию стоит недорого. Представители заявляют, что действуют в рамках закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.08 №294–ФЗ. Дело доходит до вымогательства денег. Но… ни одна общественная организация не обладает полномочиями большими, чем потребитель. Не попадайтесь на такие уловки!

Нередко проверяющие превышают свои компетенции. Но прокуратура и здесь стоит особняком.

Бывает ситуация "итальянской" забастовки, когда служебные обязанности люди выполняют с фанатичной точностью, в результате организация разваливается. Так вот есть и буквальное ("итальянское") толкование законов. Достают приказ №706н и читают… Ищут покосившийся препарат на витринах, измеряют размеры знаков и пр.

Интересный момент — манипуляция терминами. Например, контрольная закупка, которую только три года назад внесли в Федеральный закон №294–ФЗ. Проверяющие ведомства получили право проводить такую закупку совсем недавно. Так что раньше это была просто манипуляция и откровенное нарушение закона — то, что называли контрольной закупкой. Было понятие проверочной закупки, которую совершали правоохранительные органы в рамках оперативно–розыскных мероприятий.

Введение в заблуждение — пример пандусов, когда прокурорские работники говорят, что у аптеки должен быть пандус. Но ни в одном законе такого обязательного требования нет.

"Жесткие" сценарии, когда при проверках начинают придираться и требовать немедленного устранения недочетов (обычно это касается мелких нарушений). Выписывают штрафы, хотя можно было бы ограничиться предупреждением.

"Нам можно, вам — нет". Когда аптеке нельзя нарушать закон, а проверяющим можно. Помните, если был нарушен регламент при проверке, она считается недействительной. Сейчас, правда, появилась риск–ориентированная модель. По моему опыту, могу сказать, если сотрудники аптеки ведут себя корректно во время проверки, так же ведут себя и сотрудники прокуратуры.

Если аптека хочет опротестовать действия прокурорского работника, это возможно сделать следующими способами: пожаловаться руководителю генпрокуратуры или отделения прокуратуры, или обратиться в суд.

Если руководство аптеки решит опротестовать действия любого другого поверяющего, у него есть три направления.

  • Первое — обратиться к руководителю местного проверяющего органа. Если, к примеру, это сотрудник территориального управления Роспотребнадзора, заявление пишется руководителю этого ведомства на местах.
  • Второе — обратиться в прокуратуру
  • Третье — в суд.

У сотрудников прокуратуры очень широкие полномочия, серьезные возможности. Если будете жаловаться на профильные ведомства, то жалуйтесь в прокуратуру, это эффективно. А вот с ними самими лучше не ссориться. Во время проверки обе стороны имеют право вести видеосъемку.

Прокуратура — это надзорный орган, им есть дело, в хорошем смысле, до нарушения любого закона и прав граждан. Если в прокуратуру поступит жалоба от потребителя на работу конкретного аптечного учреждения, то это ведомство скорее всего перешлет документ в Роспотребнадзор, чтобы те разобрались. Может и сама прокуратура прийти, т.к. нарушены потребительские права человека. Анонимные заявления ни прокуратура, ни полиция не рассматривают.

Что прокурорским работникам нужно в аптеке? В целом, сотрудники прокуратуры могут проверить соблюдение любого закона РФ. Их полномочия гораздо шире, чем у других ведомств, в плане документации, требований и пр. С другой стороны, в законе о прокуратуре написано, что прокурорские работники не заменяют собой другие надзорные органы. Здесь есть некое несоответствие. С одной стороны, они не должны заменять собой другие ведомства, но с другой — могут проверить соблюдение любого закона. Они также имеют право, предъявив удостоверение, получить доступ к внутренним помещениям аптеки, документации и др. Имеют полное право не расписываться в журналах проверок. Такими полномочиями никто больше не обладает. Могут ли они проверять аптеку в отсутствие должностного лица? Могут, в отличие от проверяющих из отраслевых ведомств.

Давайте посмотрим, что написано в Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 №2202–1.

Статья 5 говорит о том, что прокурор не обязан давать каких–либо объяснений, по существу находящихся в его производстве дел или материалов… Несмотря на то, что деятельность прокуратуры является гласной.

Статья 6. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, предоставляются по требованию прокурора безвозмездно.

Статья 22. При предъявлении служебного удостоверения прокурор может беспрепятственно входить на территории и помещения, иметь доступ к документам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в прокуратуру информацией о нарушении закона.

По результатам проверки может быть вынесено представление прокурора об устранении нарушения (выдается должностному лицу организации, где обнаружено нарушение) или постановление (административное производство, штрафы).

Статья 54. Помощники прокурора тоже рассматриваются как прокурорские работники со всеми соответствующими полномочиями.

Что касается полиции. Полномочий и прав у нее тоже много. Может проводить оперативно-розыскные мероприятия. Исходя из моего опыта общения с фармацевтами, скажу, что полиция очень редко приходит в аптеку, что–то проверяя и требуя. В Федеральном законе "О полиции" не сказано, что она является тем органом, который проверяет аптеки. Чаще всего они проверяют паспорта, наличие прописки или временной регистрации, разрешение на работу. Аптеки — это не их компетенция. Полиция может прийти с проверкой в аптеку, если сотрудники той стали свидетелями преступления или в торговом зале кого-то обворовали, или в случае реализации в аптеке препаратов, находящихся на ПКУ, без должных документов.

По материалам вебинара "Прокуратура и полиция в аптеке: без паники" (организатор: "КатренСтиль")

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики правовая поддержка:
Нужны ли сертификаты для руководителей практики?

Согласно пункту 1 Типовой формы договора об организации практической подготовки обучающихся, утвержденной приказом Минздрава РФ от 30.06.2016 г. №435н, существует требование к педагогическим и научным работникам образовательных и научных организаций. Они должны обладать сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста. В связи с этим возникает вопрос: должен ли руководитель практики также обладать сертификатом или аккредитацией?

Обучение сотрудников: права и обязанности

Фармацевтическая компания обучает новых сотрудников рабочим профессиям, предоставляя оплаченное время обучения с условием, что после успешной сдачи квалификационного экзамена они смогут работать с полной заработной платой. В трудовой договор также включаются аналогичные условия при переводе на рабочую профессию. Поскольку эти должности имеют вредные условия труда, доплата начинает действовать с момента сдачи экзамена. Являются ли такие условия правильными?

Правовые вопросы обращения медизделий в аптеке

Медицинские изделия (МИ) играют важную роль в ассортименте аптек. Однако что именно представляют собой МИ и какие требования законодательства должны учитывать аптеки при работе с этой категорией товаров? На эти вопросы ответили юристы практики «Фармацевтика и здравоохранение» компании «Пепеляев Групп».

Как использовать товарный знак в рекламе?

Контрагент запрашивает разрешение на использование товарного знака, принадлежащего ассоциации аптечных организаций, для рекламы своих товаров на TV с указанием, что такие товары доступны в аптеках членов ассоциации. Достаточно ли предоставить письмо-согласие или необходимо заключение лицензионного договора с правообладателем? Возможно, нужен договор рекламных услуг, поскольку реклама направлена не только на товары контрагента, но и на аптеки ассоциации?

Что относится к медицинским отходам?

В результате деятельности аптечной сети образуются отходы: автомобильные аккумуляторы, уличные вывески, мониторы, телефоны, кондиционеры, системные блоки и мебель из помещений аптек. Со специализированной организацией заключен договор на утилизацию медицинских отходов. Вопрос: являются ли такие виды отходов медицинскими? Нужно ли разрабатывать паспорта для их утилизации?

Специализированные
мероприятия