Демографический рост не предвидится: как решать проблему
Деторождение: чтобы не было поздно
Причины childfree диктуются самим временем — снижением благосостояния народа: ограниченный семейный бюджет не позволяет трат на ребенка, не по карману покупка квартиры; нестабильная ситуация не позволяет строить планы на будущее.
Кроме того, здоровье нации оставляет желать лучшего — у 17% из числа участниц опроса проблемы с репродуктивным здоровьем.
Больше трети женщин находят, что мешает возраст: "опоздала" — считает половина женщин в возрасте 35+, "еще рано" — убеждены почти 40% потенциально молодых мам 18-24 лет.
Во всем мире современное поколение передвигает сроки для деторождения на потом, не осознавая, что с годами шансы на рождение здорового ребенка существенно уменьшаются: после определенного возраста и количество яйцеклеток сокращается, и качество их снижается. После 40-летия лишь 2-3 женщины из 100 способны самостоятельно родить крепкого малыша. Поэтому так важно женщине обговорить перспективы с врачом, задуматься о необходимости применения КОК (комбинированных оральных контрацептивов) или решиться на заморозку репродуктивного материала. Юлия Колода, гинеколог, советует сделать эти важные шаги до 35 лет.
Бесплодие растет
Исследование в очередной раз подтвердило: ощущение настоящего счастья приходит к женщине с рождением ребенка. И это объяснимо, поскольку продолжение рода человеческого — инстинкт, который никакая цивилизация искоренить не может. А чувство несчастья, которое испытывает женщина, страдающая от бесплодия, психологи сравнивают с переживаниями, которые настигают онкологического больного.
Если сравнивать число бесплодных пар с тем, что было еще каких-то 10 лет назад, то можно заметить серьезные изменения: в России почти на 30% возросло количество женщин, не способных зачать и выносить ребенка, на 50% увеличилось число мужчин, по вине которых семья остается бездетной.
Отчего зависит, придет ли долгожданная беременность? Репродуктологи называют целую череду обстоятельств: надо учитывать возраст партнеров, нет ли у них серьезных заболеваний, какой образ жизни они ведут. Прежде общество, да и врачи, ошибочно считали, что за возможность беременности отвечает только женский организм. На деле же оказалось, у 4 пар из 10 бесплодием страдает мужчина. Доктора замечают, что список причин, мешающих зачатию, существенно расширился, например, в него добавились: стресс, который испытывает городской житель, погоня за здоровым образом жизни (как замысловатые диеты, так и неумеренные физические нагрузки), даже неумеренное количество чашек кофе в день приводит к потере фертильности. В такой ситуации, если у пары не получается зачать ребенка, решением проблемы может стать программированное зачатие.
Суррогатная мама и закон
В последнее время в прессе и обществе не прекращаются споры по поводу предполагаемых поправок в российский закон, касающийся возможностей суррогатного материнства. Все дело в том, что теперь у этой технологии появится масса ограничений.
Например, от будущих родителей, которые собираются прибегнуть к помощи суррогатной матери, потребуются бумаги, доказывающие их прямое родство с эмбрионом. Причем свидетельства должны поступить от двух предполагаемых родителей или одной женщины (российский закон разрешает ей в одиночку растить ребенка, полученного от суррогатной матери).
В нашей стране «добро» на суррогатное материнство должна дать специальная медицинская комиссия, которая взвешивает серьезность показаний, предъявляемых потенциальными родителями. В результате суррогатное материнство доступно лишь тем, для кого этот вариант единственный шанс обзавестись наследником. Среди них женщины, у которых нет яичников или они не функционируют. Суррогатное материнство актуально и для женщин после возрастного барьера в 35 лет: собственные яйцеклетки организм уже не производит или вырабатывает ненадлежащего качества. Юлия Колода отмечает, что овариальный резерв практически полностью исчерпан у большинства женщин старше 43 лет, приходящих в клиники репродукции на процедуру ЭКО. Но получается, новые поправки в законодательство о суррогатном материнстве делают недоступным для них основной способ достижения беременности – теперь нельзя использовать донорские ооциты (яйцеклетки других женщин, оплодотворенные спермой партнера пациентки).
По подсчетам гинеколога, из-за этих изменений лишатся возможности продолжить род 10-15% семей, для которых суррогатное материнство – единственный способ рождения наследника. В этой категории – женщины с пороками развития матки, патологиями, не позволяющими выносить беременность, с так называемым привычным невынашиванием. В эти же проценты попадают семьи, которые хотят обратиться к суррогатному материнству после неудачно проведенных процедур ЭКО – трех и более.
С намечающимися поправками в закон возникла и другая серьезная проблема, отчасти этическая. В криобанки положены на хранение замороженные эмбрионы. Яйцеклетка донора плюс сперма супруга, или наоборот, яйцеклетка супруги плюс сперма донора. Если следовать букве закона, никто не может ими воспользоваться. Тогда как поступить с этими будущими жизнями? Кто возьмет на себя смелость на негуманный шаг – утилизировать эмбрионы? Хранить их дальше? Но это удовольствие дорогое, да и при принятии изменений в закон о суррогатном материнстве теряется смысл. А пара – мужчина и женщина – так и не получит желанного наследника…