Не только аптеки, но и дистрибуция
Список, разумеется, будет носить неформальный характер — составить его собираются участники профессионального сообщества в мессенджере «Телеграм». Причинами такого шага стали «нестыковки» в показателях (причем не только в аптечном, но и в оптовом звене):
- на балансе организации указаны миллионы пачек лекарств, в то время как помещения у нее крайне небольшие и не могут вместить такое количество препаратов;
- данные о складских запасах того или иного лекарственного средства, подаваемые фармдистрибутором в систему маркировки, расходятся с аналогичной информацией завода-производителя;
- сведения об отгрузке медикаментов в аптеки, выполненной оптовиком, превышают фактическое количество полученных аптеками упаковок.
Один из вариантов
В абсолютных цифрах расхождения относительно несущественны, от 2 до 14%, поэтому фармацевтические компании пока что считают необходимым анализировать и сопоставлять данные из различных источников информации.
За комментариями по сложившейся ситуации «МА» обратились к представителям фармотрасли — сотрудникам производственных, оптовых и аптечных организаций, а также экспертам-аналитикам. Некоторые из наших собеседников предпочли остаться анонимными.
Фальсификация — нарушение затратное
«Система маркировки и прослеживаемости товаров непрерывно развивается и совершенствуется. Ответственные российские компании понимают всю важность этого процесса и ведут деятельность согласно установленным требованиям. Вместе с тем на фармрынке иногда появляются новые уловки для незаконного обращения продукции. Воспроизведение технологий и изготовление поддельных препаратов в целом — явление редкое, потому что для этого нужно приложить много усилий. А по сути, создать отдельное производство, — объясняет гендиректор подмосковной производственной компании «ПСК Фарма» Евгения Шапиро. — Но встречаются нарушения и другого рода — «серые схемы» продаж. Например, не так давно был выявлен случай распространения в аптеках разных регионов в розницу дорогостоящих препаратов, которые формально были получены пациентами по льготе. Именно благодаря системе маркировки это удалось вовремя установить и принять соответствующие меры».
Фактические нарушения и технические сбои
Существующих мер для недобросовестных предприятий не всегда достаточно, полагает Евгения Шапиро. Должны эффективно действовать механизмы приостановления лицензий, оперативного прекращения деятельности псевдоаптек и привлечения всех участников «серых схем» к уголовной ответственности. Речь идет все же о таких ценностях, как жизнь и здоровье.
С другой стороны, наравне с «конторами», совершающими противозаконные деяния под видом фармацевтической деятельности, в число «особенных» аптек могут попасть и честные организации. И вот почему.
Далеко не первый год обсуждается следующая проблема: фармацевт или провизор надлежащим образом вывел отпущенное пациенту лекарство из обращения, а упаковка препарата продолжила числиться в системе МДЛП как находящаяся в аптеке. Даже после истечения срока годности, что вызвало вполне понятные вопросы контролирующих органов.
Более того, в апреле 2024 г. начал действовать индикатор риска Росздравнадзора — наличие данных о списании медикаментов без передачи на уничтожение. Именно эта функция маркировки — схема 552, тип вывода 13 — позволяет аптеке выполнить повторный вывод «зависших в сети» лекарственных средств из обращения в МДЛП. Другого варианта справиться с описанной ситуацией, увы, нет. Продукцию, которая уже отпущена посетителям (пусть и числится хранящейся в аптечной организации по данным электроники), фармацевт и провизор при всем желании утилизировать не смогут.
«Краснокнижная» фармация
Эффективного технического решения, которое позволило бы исключить расхождение данных инфосистемы маркировки с реальными лекарственными запасами в помещении аптеки, на сегодня пока не разработано. И, как замечает Анастасия Филиппова, глава Ассоциации развития фармотрасли «Аптечное дело», задача своевременного отражения факта списания лекпрепаратов по-прежнему остается актуальной.
Важно и то, чтобы в качестве аномалий не рассматривались вполне типичные показатели работы «редких видов» аптечных организаций. Городская или больничная аптека, отпускающая пациентам в том числе препараты ПКУ, по своим данным маркировки также будет существенно отличаться от коллег из коммерческого сегмента, у которых «учетных» лекарств может не быть вовсе.
Определенные особенности обнаружатся и у аптеки, задействованной в процессе льготного лекобеспечения, но они ни в коем случае не идут вразрез с ее добросовестностью.
Еще один «краснокнижный» (и в то же время исключительно необходимый здравоохранению) вид современной фармации — производственная аптека — также может представить в систему МДЛП данные, существенно отличающиеся от средних по отрасли. Некоторые готовые формы здесь будут востребованы меньше, чем в аптечных учреждениях без рецептурных отделов. И только по одной простой причине: вместо них покупатель-пациент приобретет экстемпоральные формы, выписанные врачом по индивидуальному рецепту.
Контрафакт в интернет-ритейле
«Собственно, к проблеме контрафакта аномалии, которые выявлены в системе маркировки, прямого отношения не имеют. Это скорее особенности функционирования системы и ведения бизнеса в отдельных российских регионах. Мы, например, знаем аптеку на Северном Кавказе, которая через кассу осуществила продажу подержанного автомобиля Мерседес, — комментирует Николай Беспалов, директор по развитию аналитической компании RNC Pharma. — Он в МДЛП, конечно, не попал, но это показательный пример того, как организована предпринимательская деятельность на местах. Особенностей работы масса, но в большинстве своем это именно особенности, а не нарушения действующего законодательства».
Проблемы контрафакта на отечественном фармацевтическом рынке практически нет, считает эксперт-аналитик. Однако вопрос сознательного потребления контрафакта имеется — в отношении отдельной медицинской техники, БАД, ветеринарных препаратов и т.д. Причем речь здесь идет не об аптеках, а о непрофильном интернет-ритейле.
Где-то «серую» продукцию приобретут в силу экономических условий (китайский тонометр неизвестного бренда на маркетплейсе будет стоить дешевле, чем прибор, выпущенный проверенным ответственным производителем и представленный в аптеке), где-то – из-за отсутствия «белых» альтернатив (если срочно нужно зарубежное ветеринарное лекарство, импорт которого оказался приостановлен), где-то — и вовсе по «имиджевым» соображениям. На подобные ситуации инфосистема МДЛП никак повлиять не сможет: нужно добиваться легальной доступности широкого спектра тех же ветеринарных средств.
Практика или аналитика?
«Переливы тоже существуют, но по нашим наблюдениям эта практика сейчас распространена заметно меньше, чем еще лет пять назад, — подводит итог Николай Беспалов. — Сама же система МДЛП создавалась не только и не столько с целью борьбы с контрафактом. Она решает иные административные задачи и только попутно позволяет гарантировать защиту от «серой продукции». А то, что в маркировке есть масса функций, влияющих на возможности анализа — это факт. Но это все актуально для сферы ИТ и анализа данных, а не для сферы потребления».
Легальных методов проверки контрагента сегодня множество, включая те же налоговые данные. И главное здесь — верная интерпретация полученных сведений. Чтобы подлинные нарушители не ускользнули из зоны внимания, а добросовестные партнеры не были ошибочно отнесены к числу сомнительных. Со всеми возможными последствиями.
Источники:
.
Беспалов Николай Владимирович, директор по развитию аналитической компании RNC Pharma
.
Шапиро Евгения Игоревна, генеральный директор «ПСК Фарма»
.
Филиппова Анастасия Викторовна, председатель межрегиональной ассоциации развития фармотрасли «Аптечное дело», участник Альянса фармацевтических ассоциаций (Республика Хакасия, Республика Тыва, Красноярский край)