В связи со сложившейся ситуацией на площадке Комитета гражданских инициатив прошел круглый стол на тему "Фейковая медицина. Как защитить права пациента", организованный Общероссийским гражданским форумом и Ассоциацией юристов России.
В работе круглого стола приняли участие представители медицинского сообщества, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Росздравнадзор), Общества специалистов доказательной медицины, Всероссийского союза пациентов, представители адвокатских образований, юридических и правозащитных организаций.
СТРАННО, НО ЛЮДИ ПОКУПАЮТСЯ НА ФЕЙК
Действительно, каких только продуктов не предлагают лжецелители в качестве чудодейственного лекарственного средства на просторах Интернета — от топленого жира медведя, норки и т.п. в изящно упакованных бутылочках со списком "показаний» от всех болезней — до чудо–трусов, испускающих ультразвуковые исцеляющие волны…
Особенно возмутительными и опасными являются заявления типа "Устали пить таблетки, купите наш прибор, и здоровье вернется без лекарств". Или "Наши препараты мы не продаем в аптеках, чтобы избежать подделок". Извините, но только в аптечных учреждениях можно купить действительно проверенное и эффективное лекарственное средство, прошедшее не одно клиническое испытание и официально зарегистрированное на территории РФ. Все остальное — не только не полезно, но и опасно!
Работают целые клиники так называемой альтернативной медицины, ставят всевозможные "диагнозы" с помощью непонятных доморощенных приборов или по одному анализу крови. И конечно, тут же предлагают лечение, которое нужно немедленно пройти исключительно в этой же клинике.
Наряду с манипулированием сознания обескураженного больного представители фейковой медицины пользуются негативным отношением или недоверием граждан к медицине официальной. Если, например, в официальной клинике предлагают операцию, а в альтернативной обещают вылечить без нее, выбор часто бывает в пользу последней. К тому же там используют "натуральные" средства, которые многими считаются менее опасными. Очень часто клиентов еще приманивают обещаниями бесплатной консультации, диагностики или пробного лечебного сеанса.
Фейковые клиники можно разделить на три вида. Первый вид, самый незаконный, не имеет лицензии на оказание каких–либо медицинских услуг. Второй — формально "в законе", т.к. лицензирован, и в нем действительно работают врачи. Но, как правило, лицензия эта выдана на один определенный вид врачебной деятельности, например, на терапевтический прием. А прием там ведут по самым разным направлениям. Причем первую скрипку там играют не медицинские специалисты, а менеджеры, которые и "раскручивают" доверчивых пациентов на целый ряд дорогостоящих диагностических и лечебных процедур. Часто в формате кредита. Третий вид представляет собой смешанный вариант: есть лицензия, и числится по договору найма один доктор. Но он там практически не бывает, а является лишь "ширмой". Все контакты с пациентами — в руках менеджеров, которые представляются врачами.
Опасность таких клиник заключается не только и не столько в том, что лечение там не приносит никакой пользы пациенту и опустошает его кошелек. А еще и в том, что подчас больной теряет драгоценное время, необходимое для действительно эффективного лечения. И в результате такой пациент попадает уже к настоящим врачам с сильно запущенным заболеванием.
И люди ведутся на подобные предложения!
"Стать жертвой обмана может любой человек, независимо от уровня образования и социальной адаптированности. Дело в том, что люди, которые нуждаются в медицинской помощи, находятся в уязвимом состоянии. Возлагать на них обязанности компетентного покупателя услуг невозможно, — отметил президент Общества специалистов доказательной медицины, проф., д.м.н. Василий Власов. — Именно поэтому нужна качественная система национального здравоохранения, доступной медицинской помощи".
НЕ СФОРМИРОВАНЫ КРИТЕРИИ ВРАЧЕБНОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
Конечно, к официальной медицине тоже есть претензии.
Вот пример, отражающий состояние "законной" медицины: массовые заболевания кишечной инфекцией в 2018 г. в Москве. По словам проф. Власова, ситуация ужасает тем, что медицинские учреждения и Роспотребнадзор оказались неспособны провести объективный анализ и своевременно признать факт массовой заболеваемости. "Такого рода действия самой системы здравоохранения значительно вреднее, чем действия продавцов "змеиного жира". Это является главной причиной отсутствия доверия к системе здравоохранения. А если люди не верят системе здравоохранения, они пойдут покупать "змеиный жир", не будут выполнять рекомендации врача и будут со смехом относиться к призывам пройти диспансеризацию. Отсутствие доверия — это самое страшное, что может произойти с системой медицинской помощи", — убежден Василий Власов.
В связи с этим Василий Власов настаивает на том, что оценивать качество медицинской помощи можно только с точки зрения корректности действий врача. Под корректными действиями при этом понимается применение методик и лекарственных препаратов, эффективность которых доказана клиническими испытаниями. Между тем сомнения зачастую вызывает качество самой экспертизы таких методик и лекарств.
Кроме этого, важнейшим аспектом проблемы отсутствия доверия к медицине Василий Власов назвал то, что врачи не осознают себя как профессиональную группу, не способны выражать коллективное мнение, вследствие чего в России не сформированы критерии врачебного профессионализма, экспертиза, требовательность.
Казус, позволяющий процветать фейковой медицине, это еще и разногласия в медицинском сообществе относительно некоторых методов лечения. Во врачебной классификации действительно нет таких профессий, как "гомеопат", "гирудотерапевт", "фитотерапевт", а вот в альтернативных учреждениях именно такие врачи чаще всего ведут прием. Но сейчас во всем мире врачи включают в практику методы интегративной медицины: гомеопатию, рефлексотерапию, гирудотерапию, фитотерапию и т.п. У нас же к этому врачи в большинстве своем относятся весьма осторожно, несмотря на то, что в вузах открываются кафедры по интегративной медицине, со стороны студентов имеется явный интерес к предмету. Например, есть такая кафедра в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова (зав. кафедрой, акад. РАН, проф. Вадим Зилов), на которой проводится внеплановая, внебюджетная программа обучения. В ее формате ведутся занятия по гомеопатии, рефлексотерапии. Работает кафедра интегративной и восточной медицины в составе филиала Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова в Санкт–Петербурге (зав. кафедрой, академик РАЕН, проф. Александр Щегольков). Ведется обучение и на кафедре традиционной медицины и гомеопатии Санкт–Петербургской ГМА им. И.И. Мечникова. Возглавляет кафедру вице–президент Российского гомеопатического общества, д.м.н. Светлана Песонина. Обучают на этих кафедрах гирудотерапии, фитотерапии, электропунктурной диагностике и мануальной терапии для использования в дальнейшей врачебной практике, правда, заметим, исключительно в формате факультатива.
КАК ЗАЩИТИТЬ ГРАЖДАН ОТ ПСЕВДОМЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Однозначной статистики по фейковым медицинским услугам нет, однако эксперты склонны говорить о десятках тысяч пострадавших от мошеннических псевдомедицинских схем. Руководитель Комиссии по определению размеров компенсации морального вреда Ассоциации юристов России, адвокат Ирина Фаст считает, чтоущерб обществу и людям от врачебных ошибок несоизмеримо меньше, чем ущерб от нечестности и откровенной преступности в сфере "медицинских" услуг.
"Когда граждане становятся жертвами мошенников в других сферах деятельности, они теряют только материальные ценности, тогда как в медицине последствия могут быть значительно серьезнее, потому что речь идет о здоровье, а иногда и жизни человека. Ситуация с лжемедициной не только причиняет ущерб простым людям, но и бросает тень на все медицинское сообщество, вызывая недоверие и агрессию в отношении врачей, имеющих квалификацию, опыт и соблюдающих все профессиональные и этические правила", — утверждает юрист.
Адвокат НКА "Фемида" Дмитрий Мороз дал такое определение "псевдомедицине": "Если деятельность клиники направлена, в первую очередь, не на помощь пациенту, а на получение денег, то можно говорить о фейковой клинике, псевдоклинике, мошеннической клинике". Но это весьма условное определение, т.к. ни один врач, где бы он ни трудился, не делает это бесплатно, а получает за свою работу деньги. К сожалению, пока нет и четкого алгоритма действий для граждан, которые пострадали от псевдомедицинских услуг. Адвокат на основании анализа своего опыта и опыта своих коллег убедился, что обманутые пациенты не могут добиться результата через судебную систему, т.к. у клиник достаточно ресурсов, чтобы составить документы таким образом, чтобы предъявить претензии было практически невозможно. Поэтому необходимо обратить внимание государства на эту проблему и создать институты для проверки таких учреждений.
Второй путь, более простой для пациента — обращение в правоохранительные органы. Если заявлений наберется достаточное количество, полиция может установить факт мошенничества — получения денег обманным путем. К сожалению, этот механизм пока не совсем рабочий: есть уголовные дела по факту отсутствия в клинике врачей, но нет дел, в которых бы рассматривались ситуации, когда у клиники есть лицензия и врачи, но деятельность построена на обмане пациента для получения прибыли.
Начальник Управления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков сожалеет о том, что закрепленные законодательством формы контрольно–надзорной деятельности не всегда позволяют инициировать внеплановые проверки на основании обращений граждан.
Из норм гражданского законодательства следует один алгоритм действий пострадавших от псевдомедицинских услуг — это обращение в суд. Со своей стороны Роспотребнадзор оказывает помощь в таких судебных делах, т.к. платные медицинские услуги по общему правилу попадают под закон о защите прав потребителей. Однако Олег Прусаков признает, что доказать свои права в суде потребителю сложно. Пока доля удовлетворенных исков, связанных со сферой медицинских услуг, ниже (в 2018 г. — 65%), чем в целом (81,2%). По искам, где участвовал Роспотребнадзор, доля решений в пользу потребителя немного выше. Одной из проблем представитель контролирующего ведомства считает низкую объективность экспертизы медицинских услуг при подготовке заключения по делу, а также отсутствие юридической значимости такой экспертизы.
У ПРОФЕССИОНАЛОВ ЕСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Были обозначены две основные проблемы в этой сфере:
1. Слабость государственного регулирования и контроля за данной сферой, в результате чего лжемедицина законно существует, лицензируется и беспрепятственно действует на рынке медицинских услуг.
2. Отсутствие эффективного механизма защиты пострадавших в уголовной и в гражданско-правовой сфере, что делает практически невозможной либо очень сложно реализуемой защиту прав пострадавших.
Гражданское судопроизводство также не является эффективным способом защиты прав при таких нарушениях: суды формально подходят к разрешению споров, основывая свои выводы на документах, которые всегда оформлены в интересах «клиники», перекладывая бремя доказывания на пострадавшего потребителя. Роспотребнадзор обладает достаточно широким кругом инструментов для проверки организаций на предмет качества услуг, однако такая деятельность строго регламентирована, связана с заявительным характером, ограничена сроками и недостаточными полномочиями. Особенности юридических норм и сроков дают мошенникам возможность при возникновении проблем оперативно реорганизовать или ликвидировать юридическое лицо.
По итогам обсуждения в рамках круглого стола участники приняли решение о необходимости принятия конкретных мер по совершенствованию системы защиты прав пострадавших от нечестной медицины. В целях урегулирования данной сферы было предложено:
1. Верховному Суду РФ в рамках регулярных совещаний либо информационных писем обратиться к судам, обозначив имеющуюся проблему обмана большого количества населения, сложностей защиты прав граждан при рассмотрении гражданских дел данной категории, призвав судей к более внимательному рассмотрению и активному реагированию в рамках предоставленных им полномочий в соответствии со ст. 226 ГПК РФ. Также обратить внимание судов на то, что повышение размеров компенсации морального вреда по данной категории дел послужит дополнительной мотивацией для соблюдения законодательства при оказании услуг потребителю.
2. Разработать единый стандарт проверки таких учреждений и регламент расследований преступлений в данной сфере. В качестве альтернативы участники круглого стола видят создание специального следственного подразделения для расследования данной категории преступлений по аналогии с подразделением для борьбы с врачебными ошибками.
3. Создать единый орган защиты пациента по системе «одного окна». Также участники обратили внимание на необходимость консолидации врачебного, экспертного и юридического сообщества в целях совместной работы и своевременного реагирования на ставшие известными случаи мошенничества и необходимость специализации частнопрактикующих юристов или юридических клиник для комплексного ведения дел по защите прав пострадавших от нечестной медицины.
Данную резолюцию участники круглого стола полагают необходимым направить в адрес Верховного Суда Российской Федерации, Президента РФ, Государственной Думы РФ, Совета Федерации РФ, Правительства РФ, Следственного комитета РФ, МВД и Минздрава РФ, а также довести ее до широкого круга общественности. Сами же они предпримут все возможные усилия в рамках своих полномочий для достижения поставленных целей.