24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Аптека // Тенденции развития

Как решить проблемы аптек в условиях госрегулирования?

Молодая фармацевтическая отрасль сегодня бурно видоизменяется. Ее рост в деньгах, упаковках, инфраструктуре провоцирует болезни этого роста. Лекарством от этих болезней являются саморегулируемость, самоинициативность отрасли.

Мелик–Гусейнов Давид Валерьевич
Председатель Экспертного совета по здравоохранению отраслевого объединения «Деловая Россия»

СТАНДАРТЫ

Стандарты, которые утверждаются, регламентируются и спускаются сверху для фармотрасли, некомфортны для участников фармрынка. Но мы совершенно не задумываемся, что можно сдвинуть парадигму и получать удовольствие от работы в новых стандартах. Предлагаю найти точку G для нашего бизнеса.

Если начальные этапы создания лекарств носят творческий характер и стандарты применить здесь сложно, то на этапе доклинических, клинических испытаний, производства, логистики и продажи существуют определенные наработанные стандарты. Но точка G есть на каждом из перечисленных этапов товаропроводящей цепочки.

Как же обстоят в России дела со стандартами?

Если брать стандарт GLP (доклиническая) и GCP (клиническая практика), то в нашей стране статус внедрения доклинического стандарта 5% и 50%, самый лучший результат, для клинических испытаний. Если мы обращаемся к товаропроводящей цепочке, к производителю, дистрибьютору, аптечному звену, то статус внедрения этих стандартов здесь крайне низок, особенно хромает аптечная розница: всего 10% аптек пытаются следовать стандартам надлежащей аптечной практики, так называемым стандартам GPP.

40% российских лекарственных средств производятся без учета стандартов качества.

Мы должны понимать, что эта ситуация в ближайшее время будет кардинально меняться и повлечет за собой внедрение стандартов на втором и третьем этапе товаропроводящей цепочки (дистрибьюция и аптека).

60% российских ЛС хранятся и транспортируются с нарушением стандартов, 70% неправильно отпускаются из аптеки (отпуск рецептурных препаратов без рецептов и т.д.).

А вот проблема фальсификата и контрафакта (всего 0,01%) на российском фармрынке не такая уж больная. Самая большая проблема – проблема некачественного товара. Объем некачественной продукции на российском фармрынке составляет 15%.

Какие еще проблемы существуют на российском фармрынке?

1. Большое количество участников рынка и, как следствие, низкая рентабельность бизнеса.

2. Непрозрачность отрасли. Нет достоверных данных сегодня у государства и аналитических компаний, чем сегодня живет отрасль. Например, посчитать количество работающих аптек не может никто. Росздравнадзор дает статистику по количеству лицензий. Сейчас, когда идет борьба отраслевого сообщества за снижение ставок ЕСН, невозможно даже сослаться на реальное количество аптек в России. Регулятор рынка ссылается на цифры, которые показывают, что количество розничных операторов растет. Но эта статистика некорректна.

Что нужно сегодня отрасли?

1. Перевести всех производителей на единые стандарты GMP (с января 2014 г. это планируется сделать). Но есть уловка: если предприятие получит лицензию на производство в декабре 2013 г., то компания сможет спокойно производить свою продукцию без соблюдения стандартов до 2018 г.

2. Оптимизировать оптовую деятельность и применить квоты к количеству аптечных точек, как ни прискорбно это звучит. Сегодня у нас неравномерно распределен аптечный бизнес.

Все вышеназванные опции спровоцируют рост цен.

Сегодня, когда нет лекарственного возмещения в стране, нет и государственной поддержки бизнеса. Нужно разработать некий алгоритм по преодолению рисков. Внедрить систему лекарственного возмещения (в 2013-2014 гг. эта система начнет работать в России). Государство понимает, что датировать и дальше льготные категории граждан и слушать жалобы населения на дороговизну ЛС сложно. Москва – один из «пилотных» регионов, где будет запущена программа страхового лекарственного возмещения. Первый такой проект в истории российского фармрынка запустила у себя «Ригла». Кейс ее сейчас активно изучается участниками рынка.

Мы должны быть уверены в том, что аптечная розница будет видоизменяться: перейдет от наценок к тарифной системе оплаты за обслуженную лекарственную упаковку. Так во многих странах мира происходит.

Монополизация – это риск. Антимонопольная служба может решить эту проблему, установив порог доминирования (сегодня 35%).

АПТЕКИ БУДУТ ПЕРЕХОДИТЬ НА СТАНДАРТЫ GPP

Снижение конкурентоспособности отрасли. Для аптечной розницы – это внедрение стандартов GPP.

Сейчас Госдума РФ прорабатывает вопросы оптимизации оптового звена. С 2014 г. предлагается вести для всех дистрибьюторов соответствие стандартам GDP. У них в обязательном порядке должны быть прямые договора с производителями для того, чтобы избежать вторичной дистрибуции.

Должен быть также утвержден обязательный ассортимент, аналогичный аптечному. Часто в прайсе дистрибьютора не бывает того обязательного ассортимента, который необходим аптеке.

Установлены официальные квоты в уставном капитале для оптовой компании. Сегодня открыть ее очень просто, достаточно иметь10 тыс. руб. В дальнейшем предполагается наличие уже 1 миллиона.

Создан единый логистический оператор для государственного сегмента.

С производителями ЛС, участвующими в государственном сегменте, будут заключаться трехлетние договора.

В связи с этим аптеки будут переходить на другой уровень развития, т.е. на стандарты GPP. Это предполагает полное информирование потребителя о применении ЛС, ориентацию на профилактику, на клиента, а не на товар, этику, профессионализм сотрудников. Как результат – аптека может рассматривать стандарты надлежащей аптечной практики как основы собственной маркетинговой стратегии.

Требования GPP:

  1. В основе фармпрактики должны главенствовать профессиональные факторы, однако экономические тоже имеют значение.
  2. Система непрерывного профессионального образования – это вопрос «подвис», требует срочной перезагрузки. Сегодня подход к повышению квалификации формальный – 1 раз в 5 лет.
  3. Взаимоотношения с другими сотрудниками здравоохранения должны рассматриваться как терапевтическое партнерство: врач должен выписывать препараты, которые есть в наличии в аптеке, а аптека должна информировать врача о наличии препаратов.
  4. Отношения с другими фармацевтами определяются не с позиции конкуренции, а как отношения между компаньонами.
  5. Квоты на открытие аптек, или стандарты удаленности аптек друг от друга.
  6. Ценовая конкуренция должна заместиться конкуренцией специалистов.

В Госдуму РФ будет внесен проект закона «Об основах охраны здоровья граждан», где в ст. 70 говорится об ограничениях в общении между медпредставителями и фармработниками. Нельзя принимать подарки, денежные средства, отдыхать, принимать участие в мероприятиях, принимать образцы ЛС, использовать предметы с логотипом фармкомпаний.

Мы только начинаем формировать нормативно-правовое пространство в этой отрасли.

Темы, требующие кардинальной перезагрузки:

  • Неприкаянность производственных аптек, чью работу невозможно стандартизировать. Необходимо адаптировать GPP под эти производственные аптеки.
  • Аптеки – организации торговли или социальный бизнес (льготы аптеки хотят получать как бизнес социальный)?

Но нужен ли нам статус социального бизнеса? Как бы ни пришлось нам пожинать плоды тотального регулирования в том случае, если государство признает аптечный бизнес социальным.

По материалам круглого стола в рамках XVI Всероссийской конференции «Аптечная сеть России»

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики тенденции развития:
Как изменился фармрынок за десятилетие

За последние 11 лет фармрынок пережил значительную трансформацию: он вырос в деньгах более чем в два раза, а ассортимент товаров расширился. При этом цена на лекарства увеличилась на 93%, причем на препараты ЖНВЛП — на 32%, на остальные — на 140%. Однако есть и положительные тенденции.

Аптеки на пороге 2025-го: куда развернется конкуренция?

Что происходит с аптечным звеном и чего ожидать в ближайшем будущем? Часть экспертов считает, что фармрозница станет «рынком гигантов». Другие уверены — у средних и малых аптечных сетей есть серьезные перспективы и именно они являются опорой дистрибуции и производства.

В погоне за прибылью важно соблюдать баланс

В условиях нестабильности последних лет представителям фармотрасли важно соотносить свои желания с возможностями бизнеса, контролируя доходы и расходы.

Преимущества региональных аптечных сетей

В последние годы рост количества аптек ускорился, однако выручка точек при этом снизилась. По данным компании Retailing consult, в 2023 году рынок в денежном выражении вырос на 6,1%, а аптеки — на 8,6%.

Как аптекам сохранить покупателей в эпоху онлайн?

В спорах о том, исчезнут ли «каменные» аптеки, точка пока не поставлена. Хотя число онлайн-заказов растет, люди по-прежнему продолжают покупать лекарства, приходя в аптеку лично. Дело здесь не только в привычке, но и в желании получить консультацию «первостольника», а также уверенности в качестве товаров.

 

Специализированные
мероприятия