04.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
04.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Аптека // Кадровый менеджмент

Когда тайное становится явным

Одним из этапов аттестации персонала аптек является исследование "тайный покупатель", когда псевдоклиент совершает покупку, с последующей оценкой заданных критериев исследования.

Хабирова Венера
Бизнес-тренер, д.м.н., ООО "Фарма-Фит", Казань

В настоящее время аптечные сети сокращают свои расходы за счет обучения и исследований, более внимательно подходя к выбору внешних консультантов. Можно проводить данные проекты своими силами, разработав критерии на основе корпоративных стандартов обслуживания и компетенций специалистов, оцениваемых на аттестации.

Основываясь на трехлетнем опыте, приводим некоторые аспекты, на которые стоит обратить внимание при планировании исследования.

Практически каждый день слышим отзывы об обслуживании в аптеках, но это больше субъективная оценка – понравилось, не понравилось. А нам как специалистам, задумывая такое дорогостоящее исследование, необходимо качественно подготовиться. Что касается подготовки – «как телегу запряжешь, так она и поедет», если на начальном этапе подобраны критерии, которые нельзя оценить в баллах, градациях, уровнях и т.д., или они не полностью отражают цель и задачи исследования, то ожидать на выходе объективных результатов не приходится.

Второй этап с возможностью «подводных камней» – это формирование и обучение команды «тайных покупателей». Подбор должен строиться исходя из того, что вы хотите проверить: стандарты обслуживания, знание ассортимента, особенностей «топовых» препаратов, алгоритмов приоритетных предложений при обращениях, клинической фармакологии, работу в условиях очереди, резервы расширения среднего чека и т.д. Исходя из поставленной цели – формируем команду.

Часто бытует мнение – проверять должны психологи. Проверять должны те, кто «отражает мнение» основной массы ваших покупателей, а введение других групп даст вам возможность посмотреть, что нужно сделать, чтобы они тоже стали лояльны.

Отбираются псевдоклиенты, различные по полу и возрасту, хотя это тоже вносит субъективизм.

История: первостольник – девушка с длинными чистыми гладкими волосами по пояс – проверяющий молодой человек любуется и отражает в анкете – «очень аккуратная и красивая прическа», а пожилая женщина – «распустила космы». Этот момент решаем, исходя из четкости принятых корпоративных стандартов обслуживания. Порою именно по результатам исследований они корректируются, уточняются детали.

Казалось бы, «внешний вид» первостольника, о чем здесь говорить. А на тренингах, видя себя со стороны и рисуя портрет «идеального первостольника», не сговариваясь, все сходятся в одном мнении и подмечают много нюансов, каждый из которых – еще один резерв в вашу копилку.

Для того чтобы уменьшить до минимума возможность влияния субъективизма, в анкеты тайного покупателя вносятся критерии с возможностью оценки в баллах. Но эмоциональная составляющая также очень важна, ее можно вынести как «приз симпатий от лояльных покупателей».

К вопросу о лояльности. Часто наблюдаем такую картину: хорошо общаются с постоянными клиентами – здесь и расположение, и совет, и душевность – а незнакомые «тайные покупатели» отмечают в анкетах: «вот бы и меня так консультировали – обидно».

Основные резервы, выявляемые при исследовании качества обслуживания:

  • при презентации лекарственного препарата аргументация ведется по наименее эффективному сценарию, редко описываются свойства и состав товара, без озвучивания выгод и пользы;
  • отсутствуют или имеется только минимальное количество вопросов при выявлении потребности посетителя, что делает практически невозможным расширение покупки;
  • предложение товаров низкого ценового сегмента;
  • при определенном запросе покупателя – минимальное количество вопросов;
  • неэффективные модели работы при отсутствии товара в наличии;
  • подают инструкцию клиенту – разбирайтесь сами;
  • обезличенное обслуживание – ни приветствия, ни прощания;
  • на сомнения и возражения клиента – реакции с позиции ребенка – обида.

В аналитической записке на выходе, исходя из целей и задач, будут отражаться:

  • оценка качества обслуживания;
  • соблюдение корпоративных стандартов;
  • знание нормативной документации;
  • оценка эффективности мерчандайзинга;
  • выявление резервов и т.д.

Причем должны быть анализ и пожелания как по каждому сотруднику, так и в целом по сети, с презентацией, сравнительными оценками по аптекам и регионам, при необходимости – с выявлением лучших.

Именно на основе этих данных будет корректироваться, а порою и составляться проект обучения и развития персонала, с приоритетными направлениями, разработкой систем мотивации, выявится «резерв» сотрудников с возможностями карьерного роста, необходимость ротации персонала. Если исследование проводится в первый раз – это будет еще и основа, которая в дальнейшем покажет эффективность применяемой системы мотивации персонала и проводимых образовательных мероприятий.

При тщательно подготовленном и реализованном проекте «тайный покупатель» данные анализа результатов – это объективные резервы для повышения эффективности работы вашего персонала.

Статьи подрубрики кадровый менеджмент:
Как пройти периодическую аккредитацию

Проходить периодическую аккредитацию фармспециалисту подчас бывает сложно, поскольку при подаче документов необходимо учесть множество мелочей. Однако если начать готовиться к ней заранее и детально ознакомиться с требованиями, можно быстро получить долгожданное свидетельство.

Быстрая адаптация молодых сотрудников в аптеке

Адаптация молодых специалистов является важным этапом профессионального становления и в значительной мере определяет их дальнейшую карьеру. Быстрая и успешная интеграция позволяет не только сократить время на ввод сотрудника в профессиональную деятельность, но и улучшить качество обслуживания клиентов.

Вакансия ждет ваше резюме

Сегодня практически каждый работодатель, подбирая нового сотрудника для своей компании, предпочитает начать знакомство с ним на основании резюме.

"Обращаете ли вы внимание на хороших специалистов?"

Кадры решают все. День за днем, год за годом звучит это изречение на аптечных конференциях.

Фармконсультирование и ответственное самолечение

Не секрет, что многие фармацевты очень негативно реагируют на то, что им нужно овладеть техникой продаж и всячески заботиться о повышении сбыта аптечной продукции. А вот фармацевтическое консультирование — это совсем другое дело. Кстати, оно также стимулирует потребительский спрос…