Насколько и когда достижима эта цель, каково участие в ней фармбизнеса? Удастся ли сохранить доступность лекобеспечения?
На эти и другие вопросы пытались ответить участники сессии прошедшего 31 октября в Москве III Конгресса "Право на здоровье".
Поводы для беспокойства
Участников фармрынка продолжают тревожить такие вопросы, как взаимодействие со смежниками, поставки необходимого оборудования для производства и лабораторных исследований, заявил представитель отечественного фармпрома — Виктор Дмитриев, генеральный директор АРФП.
Есть проблемы с заменой программных продуктов, с обеспечением запасными частями и просто с сервисным обслуживанием. Беспокоят вопросы ценообразования, потому что "любое импортозамещение эффективно и полезно, только когда мы удерживаем цены и когда взамен зарубежных препаратов, которые по разным причинам уходят с рынка, приходят отечественные, способные конкурировать и по качеству, и по цене".
Векторы развития
Понятие технологического суверенитета охватывает не только непосредственно фармпроизводителей, но и широкую горизонталь смежников, поставщиков сырья, иного вспомогательного материала и оборудования, напомнил Дмитрий Галкин, директор Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпрома РФ.
Ведомством подготовлен и направлен на согласование заинтересованным участникам отрасли предварительный план реализации "Фармы-2030", который станет основным драйвером развития. Он разбит на два этапа: первая трехлетка предусматривает реализацию 50 мероприятий по 8 разделам и завершится в конце 2026 года, вторая трехлетка будет доработана с учетом полученных результатов. Все поступившие предложения будут обсуждены на межведомственном уровне, после чего документ 7 декабря внесут в Правительство.
Технологический суверенитет в отрасли – это в первую очередь возможность государства своевременно и в надлежащем количестве обеспечить граждан отечественной продукцией, заявила Ирина Филатова, член Комитета по защите конкуренции Госдумы. Однако приведенные ею данные DSM Group пока что свидетельствуют об обратном: за 8 месяцев 2023 года 67% всех бюджетных средств, выделенных на госзакупку по программе "14 ВЗН", потрачено на приобретение иностранных лекарств. При этом процесс локализации все же идет, но довольно слабо: в упаковках этот показатель вырос с 2% до 4%, в рублях — с 2% до 3%. За 2022 год 550 млрд. рублей из федерального бюджета было направлено иностранным фармпроизводителям. "Мы все знаем, что эти производители без исключения 100% представляют недружественные страны. И в ходе развивающегося конфликта никто не может гарантировать, что поставки этих препаратов не прекратятся в любой момент. Мы всегда должны исходить из худшего и готовиться к худшему", — сказала депутат.
Что может предложить фармпромышленность
С этим тоже не все просто, говорит Ирина Филатова: "У нас очень тяжелая ситуация с развитием науки именно в разработке лекарственных препаратов, очень тяжелая!"
В первом чтении был принят проект федерального бюджета на следующие 3 года, где, по ее словам, "импортозамещение и развитие науки фармацевтики выглядит очень печально". В нем комплекс процессных мероприятий "Прикладные научные исследования и разработки в интересах медицины и здравоохранения" составил всего 1,3% от всех расходов на развитие гражданской науки, и всего 0,2% от общего числа бюджетных ассигнований на развитие промышленности направлено на развитие производства лексредств и медизделий. "Из федерального бюджета практически выведены расходы по этому направлению. И безусловно, никакого импортозамещения без развития своих препаратов быть не может", — заключила депутат.
Для поиска внебюджетных средств в рамках Комитета по защите конкуренции разрабатывается законопроект о привлечении частных средств в научную деятельность. Депутаты предлагают создать специализированные фонды, куда могут войти физические и юридические лица, научные институты, производители — все, кто имеет возможность целенаправленно инвестировать и готов рисковать. За это они будут получать льготное налогообложение и приоритетное право на результаты интеллектуальной деятельности.
В огромном спектре химической продукции для фарм- и медпрома Департамент химической промышленности Минпромторга РФ выделяет три основных направления приложения усилий — интермедиаты и реагенты для проведения анализов, полимерные и эластомерные материалы, средства дезинфекции, рассказала Дарья Шевякина, зам. директора департамента.
Она отметила, что группа интермедиатов и реагентов для проведения анализов – это важнейший раздел малой, среднетоннажной, а порой даже микротоннажной химии, которая востребована в микроскопических объемах. За последние 6 лет компенсация части затрат на НИОКР по этому направлению была предоставлена для 58 комплексных инвестиционных проектов на общую сумму 8 млрд. рублей. Основные запуски производства запланированы на 2024-2029 годы.
Во время пандемии коронавирусной инфекции вырвалось вперед направление полимерных и эластомерных материалов. С начала пандемии производство микропробирок типа "Эппендорф" налажено на Рыбинском заводе приборостроения и в Улан-Удэнском приборостроительном объединении.
Ассортимент перчаток включает нитриловые и латексные, хирургические и смотровые. В России сейчас 6 производителей суммарно производят 300 млн. пар в год. Она отметила, что огромное перепроизводство перчаток, которое наблюдается по всему миру, привело к большому количеству незаконно оборачиваемых изделий этой группы и на российском рынке. Поэтому в стране запустили эксперимент по их маркировке.
Успешно реализован и проект по производству пластиковых колпачков — распылителей (назальных дозаторов) для назальной вакцины на заводе "Перинт" в Санкт-Петербурге. Сейчас из производство готово обеспечить требуемые любые объемы.
К группе полимерных и эластомерных материалов относят и готовые изделия из пластмассы. Однако это направление в стране еще слабо развито, поэтому Минпром, компания "Сибур" и Институт медицинских материалов совместно разработали "дорожную карту" по развитию производства данной продукции. Пилотные проекты рассчитывают запустить уже в следующем году.
Что касается средств дезинфекции, то в настоящее время более 100 организаций производят кожные антисептики, более 30 организаций — хлорсодержащие дезсредства, более 60 организаций — не содержащие хлор. На текущий момент производство этой продукции почти в два раза снизилось в связи с отсутствием пикового спроса, который имел место в ковидные времена. На рынке средств дезинфекции тогда наблюдалась такая же ситуация, как с перчатками — наводнение некачественной либо контрафактной продукцией. Поэтому Минпром уже ввел маркировку этих средств и надеется, что ситуация начнет исправляться.
2022 год коренным образом изменил структуру поставок. После резко увеличившегося объема поставок из Китая делается ставка на импортозамещение. В первом квартале следующего года Минпром планирует утвердить проект технологического суверенитета "Импортозамещение критической химической продукции". По словам представителя ведомства, в нем предусмотрены в том числе механизмы гарантированного спроса, развитие взаимодействия хим– и фармотраслей.
Министерство сейчас находится в поиске таких механизмов. Как один из них, рассматривается платформа Сколково Sk RnD Market. Эту платформу НИОКР-сервисов создали именно как инструмент для поиска заказчика и исполнителя технологических решений, с последующим предоставлением всего сервиса.
В рамках поручения Президента РФ Минпрому и Минобрнауки о мерах господдержки производства химической продукции, востребованной в малых объемах, главное ведомство промышленности уже разработало соответствующий документ для малотоннажной химии.
Противодействие стратегии
Есть утвержденная стратегия развития экспорта, а есть конкретные действия, которые почему-то в нее не вписываются, досадует Лилия Титова, исполнительный директор ПФО.
Введенные Правительством с 1 сентября экспортные пошлины с привязкой к курсу рубля — теперь все фармсубстанции облагаются 7% ввозной пошлиной. И если для кого-то эта мера посильна, то для других оказалась критической. "Такие действия — это полное отрицание целей, которые заложены в Стратегии "Фарма-2030", — высказала обеспокоенность эксперт.
Это мнение разделяет и генеральный директор АРФП: "Вот интересна мотивация Минфина. Понятно, что они за счет этих пошлин хотели наполнить казну. Но по большому счету притормозили развитие производства субстанций внутри страны. И, к сожалению, пока не получается решить этот вопрос". Ирина Филатова, однако, заверила, что их комитет в Госдуме не собирается сдаваться и намерен доработать новые ставки госпошлин. Она воздержалась от озвучивания цифр, сказав только, что предусматривается разбивка госпошлин на три категории. И обнадежила, что в ближайшем будущем удастся отрасль порадовать.
Для технологического суверенитета и обеспечения импортозамещения важно взаимодействие, координация усилий бизнеса, промышленности и регуляторов, подчеркнул Александр Быков, директор по экономике здравоохранения ГК "Р-Фарм". По его словам, в этом отношении хорошо себя показала рабочая группа, создание которой нынешним летом на площадке РСПП можно назвать конструктивным партнерством. В группе объединились представители химической и фармацевтической индустрии, НИИ, ВУЗов, чтобы выстроить конкретные кейсы по производству определенных субстанций и формированию спроса на них. Члены группы до конца года выработают и совместно с Минпромом согласуют преференции для предприятий, которые берут на себя обязательства производить определенные позиции в определенном ценовом диапазоне.
Эксперт так прокомментировал процессы: "Фактически мы видим сближение, с одной стороны — фарминдустрии, готовой производить современные востребованные лекарственные препараты при условии поставок необходимых химических соединений и активных фармацевтических субстанций, а с другой стороны — химических концернов, готовых пересмотреть свою коммерческую и технологическую стратегию, с тем чтобы обратить внимание на фармацевтический профиль".
По материалам III Конгресса "Право на здоровье"
Светлана ЧЕЧИЛОВА