Поступление в ординатуру: что уточняется в его организации?
Рассмотрим ряд организационных аспектов приема документов и проведения вступительных испытаний. Об изменениях, предложенных для данных этапов поступления в ординатуру, рассказывает ответственный секретарь приемной комиссии Санкт-Петербургского химико-фармацевтического университета Ксения Евгеньевна Кирпикова.
О некоторых аспектах тестирования
В проекте нового приказа вопрос проведения тестирования в качестве вступительного испытания, наконец, актуализирован и приведен в соответствие с требованиями к тестированию, проводимого в рамках первого этапа первичной аккредитации специалистов, подчеркивает эксперт. С 2022 года количество вопросов для поступления в ординатуру оставалось равным 60, хотя в том же 2022-м на аккредитации выпускников их уже было 80.
Введено также ограничение для поступающих на программы ординатуры в год выпуска: теперь в качестве результатов вступительного испытания могут быть учтены только баллы тестирования, полученные в рамках процедуры первичной аккредитации (ранее все желающие могли сдать экзамен в вузе).
В то же время требования к организации тестирования в вузе вернулись к доковидным: процедуру предполагается проводить только в очном формате в помещениях университетов. Это представляется существенным ограничением возможностей и географии поступающих, поскольку проект предусматривает тестирование только для тех, кто завершил обучение раньше года поступления и не имеет "действующих" результатов аккредитационного тестирования (т.е. для выпускников двухгодичной давности и более). Большинство таких специалистов трудоустроены и работают полный рабочий день. Не всегда они могут прибыть очно для прохождения вступительного испытания, особенно если вуз находится в неблизкой транспортной доступности (таких ситуаций, к сожалению, приличный процент).
Есть ли необходимость в "разделении" приема
Новым порядком приема предложено разграничить прием по договорам об обучении на две категории и вести его отдельно с физическими и юридическими лицами (с выделением соответствующих мест). На практике же поступающих, заключающих договор об обучении с юрлицом, не так много, да и в целом заполнение выделяемых платных мест происходит неравномерно. Это более заметно на медицинских специальностях ординатуры, где "перекос" по количеству обучающихся платно студентов идет по ряду более интересных и востребованных в том или ином году специальностей. Поэтому данное предложение представляется нецелесообразным.
Новая возможность для поступающих
Если же говорить о "разделении" сроков зачисления для поступающих в рамках целевой квоты, основных мест и по договорам об оказании платных образовательных услуг, эта норма, на мой взгляд, проистекает из многолетней практики большинства вузов, ведущих прием на программы ординатуры.
Ранее правилами приема не была предусмотрена процедура дополнительного приема в случае, если остались свободные места. В настоящем проекте такая возможность есть, что отражает быстро меняющиеся тенденции (известно, что в этом году часть вузов не смогла в срок «закрыть» бюджетные места и из-за отсутствия этой нормы у них оказались "связаны руки").
Проект также включает в себя новую главу, посвященную особенностям приема на обучение в случае эпидемий, пандемий и иных чрезвычайных ситуаций. В ней собраны нормы всех ранее действовавших нормативно–правовых документов, регламентировавших особенности приема на обучение в конкретный год. С одной стороны, это представляет некоторое удобство, с другой, по опыту последних лет могу сказать, в одной "стандартной" главе невозможно полностью учесть все моменты, для которых может понадобиться оперативная разработка и публикация особенностей приема.