28.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
28.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Аптека // Правовая поддержка

Пожарному делу учиться — впредь пригодится!

Руководителей аптечного бизнеса пожарные призывают к соблюдению норм противопожарной безопасности. Ведь пожар легче предотвратить, чем потушить.

СТАТИСТИКА — ВЕЩЬ УПРЯМАЯ…

Главное управление МЧС России по г. Москве, как и МЧС в целом, уделяет особое внимание противопожарному состоянию объектов медицины, в т.ч. и аптечным предприятиям. В Москве только на учете МЧС сейчас состоит более 2000 таких объектов. "За истекший период 2017 г. в Москве произошло 1426 пожаров. На этих пожарах погибло 45 человек и 163 человека пострадало. Цифра уже не маленькая. Основное количество возгораний возникает из-за неосторожного обращения с огнем и из-за неисправности электропроводки. Что касается аптечных организаций, то в текущем году на этих объектах пожаров не зарегистрировано. Вместе с тем нужно отметить, что в период с 2014 по 2016 г. в Москве произошло 14 пожаров на объектах данной категории. Общий ущерб от них составил более 15 млн руб. В 9 случаях причиной возгорания на территории аптек явилось нарушение использования и неисправность в работе электрического оборудования.

Что касается проведения проверок, то тут результаты работы таковы: за 2016 г. надзорными органами главного управления МЧС по г. Москве были проведены внеплановые проверки в 43 аптечных организациях. По результатам этих проверок юридическим лицам было вручено 22 предписания, в которых было предложено провести 86 противопожарных мероприятий. К административной ответственности привлечено 8 юридических лиц и 32 должностных работника. Основными нарушениями на указанных объектах явились неисправности в системах автоматической противопожарной защиты, неудовлетворительное состояние путей эвакуации и неисправность электрооборудования", — такова констатация фактов от старшего инженера Управления надзорной деятельности и профилактической работы главного управления МЧС России по г. Москве Сергея Вагызовича Измайлова.

ВСЕ ПО ПРАВИЛАМ

В формате проверок и проведения мероприятий по надзору сейчас государственные инспектора опираются на Федеральный закон от 22.07.08 №123–ФЗ "Технический регламент по противопожарной безопасности" и "Правила противопожарного режима Российской Федерации", которые соответствуют приказу №144 МЧС от 30.11.16. Также с конца января 2017 г. в силу вступил новый административный регламент, где расписаны действия инспекторов, уполномоченных проводить противопожарный надзор. С этими документами должны ознакомиться все руководители аптек и аптечных сетей.

Что должно быть на объекте в целях соблюдения противопожарного режима

  • наличие приказа о назначении ответственного за пожарную безопасность;
  • отсутствие захламления путей возможной эвакуации;
  • наличие во всех помещениях необходимого количества первичных средств пожаротушения (огнетушители, которые должны быть в исправном состоянии);
  • наличие таблички с телефонами вызова пожарной охраны. Это — телефон "101" для городского телефона и "112" — для мобильного телефона;
  •  инструкция по мерам пожарной безопасности и наличие планов эвакуации.

Этот перечень описан в Правилах противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.12 №390 (ред. от 21.03.17) "О противопожарном режиме".

В помещении аптеки также необходимо иметь исправную систему автоматической системы противопожарной защиты, автоматической противопожарной сигнализации, систему управления эвакуацией людей в случае возникновения пожара. В случае размещения аптеки в жилом доме, если имеется внутренняя противопожарная проводка, необходимо иметь водопровод. И, конечно же, в аптеке должны быть в исправном состоянии электрические сети, электрооборудование, эвакуационное освещение. Наряду с этим, абсолютно все сотрудники обязаны быть обучены мерам противопожарной безопасности. Соблюдение таких мер позволит минимизировать возможность возникновения пожара на объекте аптечного бизнеса.

А САНКЦИИ ВОЗМОЖНЫ?

МЧС подготовило и внесло в правительство РФ поправки, оптимизирующие составы нарушений организациями в плане пожарной безопасности, предусмотренные ст. 20.4 КоАП. Так, нарушения, прописанные в частях 3, 4, и 5 вышеуказанной статьи, которые влекут наложение штрафных санкций, признаны утратившими силу. В настоящее время действующая редакция статьи, обязывающей реагировать на проявления нарушений, предусмотренных этими частями, назначать наказания организации в виде штрафов суммарно от 300 до 400 тыс. руб. В нынешних условиях для подавляющего большинства субъектов малого и среднего бизнеса это непосильные финансовые издержки. Новая редакция закона обяжет МЧС как надзорный орган объявлять виновному лицу, впервые совершившему нарушение, устное замечание либо накладывать административное наказание в виде предупреждения. Кроме того, Федеральным законом №316 от 03.07.16 уже внесена поправка, заменяющая административное наказание в виде административного штрафа предупреждением.

"В вопросе административного приостановления деятельности объекта за нарушение требований пожарной безопасности, предусмотренной частью 5 статьи 20.04, хочется отметить устойчивую тенденцию к снижению количества закрытия аптечных организаций. Это обусловлено уменьшением численности проверок. Как показывает статистика в целом, в 2016 г. из 55 направленных в суд дел только по 19 принято решение по административному приостановлению деятельности аптек. Для сравнения, в 2014 г. для судебного рассмотрения было направлено более 160 дел. Из них почти по 60 принято решение по приостановке работы объекта аптечного бизнеса. Однако, несмотря на санкции и призывы нашего ведомства, в г. Москве есть немало аптек, в которых долгое время не устраняются нарушения требований пожарной безопасности. И тут надо напомнить, что основанием для обращения в суды (а именно они выносят решения по наложению санкций) является повторное совершение административного правонарушения", — предупредил С.В. Измайлов. Он также заметил, что МЧС стремится к снижению административной нагрузки на предприятия малого и среднего бизнеса, уходу от тотального надзора, делая упор на проведение профилактических мероприятий в первую очередь. В частности помогает в этом соглашение МЧС с Московским городским отделением Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России". Заключены соглашения с организациями малого бизнеса, ассоциацией предпринимателей, совместно с которыми издается методическая литература в помощь руководителям аптечных учреждений. В результате повышается уровень знаний работников аптек с тем, чтобы они могли провести все необходимые превентивные меры для предотвращения пожара. И благодаря упорной работе МЧС удалось за последние несколько лет существенно повысить уровень взаимодействия с бизнес–сообществом вообще и аптечным в частности.

КЛАСС ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОПАСНОСТИ

А строгость надзора теперь определяется исходя из класса функциональной опасности объекта и вида его деятельности. Сегодня существуют 5 категорий такой опасности: высокий, значительный, средний, умеренный и низкий. В этой связи МЧС установило периодичность проведения проверок. Информация об отнесении объекта к группам высокого и значительного риска приведена на сайте МЧС. Кроме того, можно обратиться в территориальную службу МЧС с запросом о предоставлении информации, касающейся занесения конкретного объекта в ту или иную категорию опасности. Конечно, в группу высокого и значительного риска включены объекты массового пребывания населения. Сюда входят больницы, школы, торговые центры, концертные залы и т.п. И тут руководителям аптек необходимо учитывать, где именно расположено их предприятие. Ведь многие аптеки располагаются в супермаркетах, торговых центрах, больницах и поликлиниках.

Хочется напомнить, что согласно Федеральному закону от 26.12.08 №294–ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (ст. 26.1) в период с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. плановые проверки по отношению субъектов малого предпринимательства не предусматриваются. А аптечные организации относятся к малому бизнесу, т.к. персонал аптеки не превышает 100 человек. В результате количество плановых проверок по пожарной безопасности с 2014 г. сократилось на 91%. В 2017 г. плановые проверки в целом по Москве будут исчисляться двумя тысячами, тогда как в 2014 г. их было 23 000.

По материалам конференции ААУ "СоюзФарма"  для руководителей аптечных предприятий Москвы и Московской обл.

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики правовая поддержка:
Нужны ли сертификаты для руководителей практики?

Согласно пункту 1 Типовой формы договора об организации практической подготовки обучающихся, утвержденной приказом Минздрава РФ от 30.06.2016 г. №435н, существует требование к педагогическим и научным работникам образовательных и научных организаций. Они должны обладать сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста. В связи с этим возникает вопрос: должен ли руководитель практики также обладать сертификатом или аккредитацией?

Обучение сотрудников: права и обязанности

Фармацевтическая компания обучает новых сотрудников рабочим профессиям, предоставляя оплаченное время обучения с условием, что после успешной сдачи квалификационного экзамена они смогут работать с полной заработной платой. В трудовой договор также включаются аналогичные условия при переводе на рабочую профессию. Поскольку эти должности имеют вредные условия труда, доплата начинает действовать с момента сдачи экзамена. Являются ли такие условия правильными?

Правовые вопросы обращения медизделий в аптеке

Медицинские изделия (МИ) играют важную роль в ассортименте аптек. Однако что именно представляют собой МИ и какие требования законодательства должны учитывать аптеки при работе с этой категорией товаров? На эти вопросы ответили юристы практики «Фармацевтика и здравоохранение» компании «Пепеляев Групп».

Как использовать товарный знак в рекламе?

Контрагент запрашивает разрешение на использование товарного знака, принадлежащего ассоциации аптечных организаций, для рекламы своих товаров на TV с указанием, что такие товары доступны в аптеках членов ассоциации. Достаточно ли предоставить письмо-согласие или необходимо заключение лицензионного договора с правообладателем? Возможно, нужен договор рекламных услуг, поскольку реклама направлена не только на товары контрагента, но и на аптеки ассоциации?

Что относится к медицинским отходам?

В результате деятельности аптечной сети образуются отходы: автомобильные аккумуляторы, уличные вывески, мониторы, телефоны, кондиционеры, системные блоки и мебель из помещений аптек. Со специализированной организацией заключен договор на утилизацию медицинских отходов. Вопрос: являются ли такие виды отходов медицинскими? Нужно ли разрабатывать паспорта для их утилизации?

Специализированные
мероприятия