ТЕНДЕНЦИИ ГЛАЗАМИ ЮРИСТА
С каждым годом юридическая грамотность аптечных работников повышается. Но, наряду с информированностью, у первостольников наблюдается недостаток, а порой и отсутствие навыков применения законов и правовых норм. Такого мнения придерживается партнер коллегии адвокатов "Ковалев, Тугуши и партнеры" Сергей Патракеев. И это, по его мнению, одна из основных тенденций современного ведения аптечной деятельности с точки зрения ее правового регулирования. Второй тенденцией юрист называет очень быстрые изменения, которые происходят в системе законодательного поля. Не проходит и года, как появляются новые правовые нормы и правила. Причем часто они касаются не глобальных изменений, а небольших деталей, которые непрофессионалу в юриспруденции отследить и понять в большинстве случаев не удается. Есть и третья тенденция. Аптечных организаций становится все больше и больше. Все они, особенно аптеки-новички, становятся обширной площадкой для проверок. "Опыт показывает, что далеко не все аптечные организации могут позволить себе иметь поддержку квалифицированного юриста. Этим, к сожалению, нередко пользуются представители проверяющих органов. В результате они находят нарушения даже там, где их нет", — констатирует Сергей Патракеев.И дает несколько советов, которые могут предотвратить или смягчить кризисную ситуацию во время проверок.
РЕЦЕПТ, ПОДКРЕПЛЕННЫЙ ПАСПОРТОМ
Оказывается, с юридической точки зрения в процессе отпуска любого лекарственного средства покупателю фармацевт заключает с ним договор. По умолчанию. "А выдача покупателю чека есть не что иное, как фиксация этого договора. Заканчивается он в момент передачи покупателю лекарственного препарата", — обращает внимание юрист.Но договор этот может накладывать и другие обязательства.
Особое внимание здесь нужно обратить на выдачу рецептурного препарата, входящего в Список 2, — наркотических и психотропных лекарственных средств. Прежде всего, фармацевт должен убедиться, что рецепт ему предъявляет именно тот человек, которому выписан препарат. Для этого следует попросить у покупателя его паспорт. С него лучше всего сделать ксерокопию и прикрепить ее к рецепту, который будет храниться в аптеке. Если владелец рецепта отказывается от ксерокопирования своего паспорта, нужно записать на обратной стороне рецепта все основные данные с этого документа. В противном случае первостольник не сможет доказать представителю проверяющего органа сам факт отпуска препарата Списка 2 именно тому, кому он был прописан. За препаратом может прийти и доверенное лицо человека, которому был выписан препарат из Списка 2. Доверенность не обязательно заверять нотариально, достаточно, чтобы владелец рецепта обратился в свободной форме с просьбой продать лекарство конкретному лицу с указанием его фамилии, имени и отчества, а также его паспортных данных. В этой же бумаге должны быть указаны и паспортные данные самого доверителя.
Доверенность тоже нужно прикрепить к рецепту и оставить в аптеке.
Что ждет аптеку, в случае если все эти манипуляции не будут проделаны? "Если проверяющие обнаружат один рецепт из Списка 2, не подкрепленный паспортными данными и доверенностью, дело может ограничиться административным штрафом. Наложен он будет и на сотрудника, допустившего ошибку (в размере 5 тыс. руб.), и на аптеку как юридическое лицо (40 тыс. руб.). Если же обнаружится несколько таких неправильно оформленных рецептов или ошибка будет уже не первой, зафиксированной контролерами, то они смогут трактовать ситуацию, как незаконный оборот наркотических и психотропных лекарственных средств. А это влечет за собой уже уголовную ответственность", — предупреждает Сергей Патракеев. И добавляет, что с юридической точки зрения лучше всего, когда любое действие подкреплено бумагами, способными защитить их обладателей.
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ ИЛИ ПОСТОРОННИМ ВХОД ЗАПРЕЩЕН
Руководитель аптечной организации должен знать сам и объяснить персоналу, как нужно встречать проверяющего. "Первым делом нужно убедиться, какова тема проверки. Потом надо посмотреть распорядительные документы, которые объясняют основания визита представителей контролирующих органов. Далее следует поинтересоваться теми вопросами, которые хотят задать проверяющие. В определенных случаях о грядущей проверке должны уведомлять заранее. Причем с указанием даты визита проверяющих. Если они приходят в другой день, им можно вежливо, но настойчиво отказать в проверке и вообще не принимать на территории аптеки в качестве ответственного лица", — советует Сергей Патракеев.И добавляет, что если проверка уже началась, очень важно предоставлять документы в строго дозированном режиме. Не "вываливать" все. И ответы давать только в рамках задаваемых вопросов. Юридическая практика показывает, что чем больше информации выдается проверяющему, тем больше вопросов у него возникает. А еще не нужно самому руководителю аптеки бояться задавать вопросы проверяющему. Например, можно спросить: почему вы хотите увидеть этот документ? Если выстроить правильный диалог, можно узнать истинные намерения представителя проверяющего органа и отреагировать соответствующим образом.
Очень важно аптечной организации вести учет проверок, фиксируя дату их проведения, фамилии проверяющих, перечень предоставленных документов и возникших вопросов. Если вдруг возникнет внеплановая проверка, можно будет сослаться на уже проведенную плановую. "К сожалению, бывает так, что к работникам аптеки предъявляют требования по уже устаревшим и не действующим стандартам. Или просто безосновательно придираются. В этих случаях лучше всего выразить намерение позвонить своему юристу. Как правило, это действует на проверяющих очень успокаивающе", — делится опытом Сергей Патракеев.
Ну конечно, надо помнить, что при проверках чаще всего возникают вопросы по условиям хранения лекарственных препаратов, температурно-влажностному режиму, соседству товаров с учетом их физико–химических свойств. Часто разные дженерики по одному МНН имеют и разные требования к хранению. Но первостольники нередко ставят их вместе. И это — нарушение. Проверяющие же, как правило, смотрят не только и не столько на документы, сколько на реализацию правил в аптеке.
СОП. ЧЕГО–ТО БОЛЬШЕ, А ЧЕГО–ТО МЕНЬШЕ
Правила надлежащей аптечной практики требуют наличия достаточно большого количества документов. "Многие руководители аптечных организаций считают, что чем больше таких документов будет в их СОПе (стандартные операционные процедуры) и чем объемней составить каждый из них, тем лучше. Это большая ошибка. СОПы должны быть применимыми на практике. Не надо декларировать какие-то общие принципы наподобии «мы всегда будем соблюдать законодательство". Должен быть выстроен четкий порядок действий. Чем больше непонятного и запутанного в документах, тем больше желания «креативить» возникает у проверяющего лица", — заверяет партнер коллегии адвокатов.
А еще С. Патрикеев призывает всех участников аптечной розницы инициировать и организовать разработку стандартных СОПов. Или хотя бы сделать это на уровне ассоциаций и сетей. С таким документом удобнее работать и работникам первого стола, и проверяющим из контролирующих органов. Кстати, в уникальных документах всегда легче найти ошибки, чем в стандартных. Кроме того, если руководитель аптеки принимает нового работника из другой аптечной сети, в которой тоже работают по стандартным СОПам, его уже не придется переучивать.
Не следует забывать и о позиции Министерство здравоохранения РФ, который любит часто повторять (и вполне правомерно!), что он не наделен полномочиями трактовать законодательство. "Поэтому, если у руководства аптеки возникают какие-то вопросы по тем же СОПам, нет никакого смысла обращаться с ними в Минздрав России», — предупреждает юрист.
ДИАЛОГ С ДИСТРИБУТОРАМИ
Еще одно нередко встречающееся нарушение — отсутствие в аптеке препаратов, входящих в список обязательного минимального ассортимента. И тут ссылки на недопоставку от дистрибутора не проходят. Нужно так выстроить взаимоотношения с поставщиками, чтобы таких пробелов не было. "Вообще надо не бояться предлагать дистрибуторам увеличить объем ответственности и за количество поставляемых препаратов, и за их качество, и за сроки поставок. Причем делать это надо в документальном формате. Чтобы в случае критики со стороны представителей контролирующих организаций дистрибуторы разделяли ответственность с аптеками. Пока же ситуация набирает обороты не в пользу аптечной розницы. Все больше оптовиков начинают требовать от аптечных организаций тех или иных гарантий за предоставляемый товар", — замечает Сергей Патракеев.
НАЛОГ ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН
В 2018 г. активизировалась деятельность налоговой службы в плане проверок по НДС. И тут не надо забывать, что в налоговых органах аналитическая работа ведется с помощью автоматизированного комплекса АСК НДС, аналитических ресурсов ФИР сведения Банка России, ФИР трансфертная цена, ФИР ЕГРЮЛ, ФИР таможня, ПК "ППА Отбор". В некоторых инспекциях используется аналитический ресурс «Супераналитик», консолидирующий базу данных банковских выписок. В общем, у налоговиков есть масса технических возможностей быстро отследить правильность выплаты налогов. Между тем у аптечных организаций все чаще фиксируются налоговые разрывы. То есть разница между суммой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком, и суммой фактически уплаченных налогов. "И, если налоговики видят, что нужно прийти на предприятие с проверкой, делают это очень быстро и уверенно. Сейчас у налоговиков буквально возникла мода на ежеквартальные проверки по НДС. Поэтому, если аптека сама знает о своем налоговом разрыве, лучше, не теряя времени, уплатить недостающую сумму. Если налоговая инспекция вызывает руководителя аптечной организации прийти к ним на "разбор полетов" в формате рабочей группы, следует явиться по первому зову и выяснить все претензии. В противном случае представители налоговой службы затеют проверку, где обязательно какую–нибудь ошибку со стороны аптеки", — предупреждает специалист по юридическим вопросам и рекомендует общаться с налоговиками в присутствии своего юриста, особенно, когда отношения уже носят напряженный характер.
Подготовлено по материалам конференции "Аптеки: регулирование и перспективы развития. 2018"