Продажи биологически активных добавок
По данным аналитической компании DSM Group, в августе 2014 г. в аптечных учреждениях России продавалось 3752 торговых наименования БАД, которые представляют 693 производителя.
На рис. 1 представлена динамика объема коммерческого рынка БАД России с августа 2013 г. по август 2014 г. В августе 2014 г. емкость российского рынка БАД уменьшилась в стоимостном выражении по сравнению с августом 2013 г. на 2,29% и составила 2,1 млрд руб. В натуральных единицах измерения рынок, напротив, вырос почти на 1,0% и составил 20,8 млн упак.
В августе 2014 г. средняя цена упаковки БАД была равна 101,8 руб. Это на 3,2% ниже цены июля и на 17,0% дороже, чем в августе 2013 г.
За первые восемь месяцев 2014 г. коммерческий рынок БАД увеличился в рублях на 11,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в упаковках рынок за период январь — август сократился на 6,1%.
В табл. 1 представлены производители БАД с наибольшим объемом аптечных продаж в России в августе 2014 г.
В августе 2014 г. состав рейтинга производителей на аптечном рынке БАД немного изменился по сравнению с июлем — покинула рейтинг компания «Полярис», «новичком» стала компания Ferrosan. Немного изменилось расположение компаний-участниц — компания Natur Produkt благодаря 14%-ному росту продаж поднялась с 8-го места на 7-е, тем самым способствуя снижению на одну ступеньку позиции компании «Диод». Увеличение продаж БАД компании Ferrosan в августе составило почти 7,5%, как результат — подъем в рейтинге этого производителя на две позиции вверх.
Самые заметные сокращения аптечных продаж были зафиксированы у компаний «Эвалар» и «Диод» — в августе 2014 г. спрос на БАД этих производителей снизился на 10,5 и 12,6% соответственно.
В табл. 2 представлен ТОР-20 БАД по объему аптечных продаж в России.
Перечень торговых наименований БАД, вошедших по итогам августа 2014 г. в TОР-20, не сильно изменился по сравнению с июлем. Покинули рейтинг БАД Турбослим альфа-липоевая кислота и L-карнитин и Пустырник форте, «новичками» стали Бифиформ бэби и Фемибион наталкер I.
Состав и расположение марок в первой четверке торговых наименований БАД в августе 2014 г. немного изменилось — Фитолакс опустился на 4-е место, чему способствовало сокращение продаж на 7,2%. Тонгкат али платинум, напротив, отметился ростом продаж на 3,3%, что позволило данному БАД войти в тройку лидеров. Объем аптечной реализации Али-капс также увеличился на 1,3%. А спрос на лидирующее ТН БАД — Сеалекс форте, снизился за месяц на 0,5%, что никак не повлияло на положение этого препарата в TОР-20.
Заметные сокращения продаж в августе 2014 г были зафиксированы у Редуксин лайт (–30,5% — к уровню продаж июля), Редуксин лайт усиленная формула (–31,7%), Ловелас (–13,9%), Турбослим-ночь (–15,7%) и др.
Что касается «растущих» торговых наименований БАД, то довольно заметные приросты продаж наблюдались у БАД следующих наименований: Максилак (+58,9%), Линекс для детей (+31,8%), Супрадин кидс юниор (+33,7%) и др.
Представленность компании «Эвалар» в рейтинге в августе 2014 г. впервые за долгое время не была максимальной — по два бренда в TOP-20 было также у компаний РИА Панда, Merk и Polens (M) SDN BHD — рис. 2.
Динамика цен на БАД была проанализирована с помощью индекса цен Ласпейреса.
Согласно индексу Ласпейреса, в августе 2014 г. по сравнению с июлем цены на БАД в руб. уменьшились на 0,1%. В долл. США цены снизились на 4,1%.
С начала 2014 г. биологически активные добавки в среднем подорожали на 5,6% в руб. и подешевели на 3,8% в долл. США.