29.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024 18+
29.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024
// Аптека // Управление

Разрешенные нормы выдачи работникам аптечного склада СИЗ

Какими нормами нужно руководствоваться при выдаче работникам складских (аптечных) помещений средств индивидуальной защиты?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

До 01.09.2023 рекомендуется руководствоваться приказом Минздрава СССР от 29.01.1988 №65 "О введении отраслевых норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других СИЗ, а также норм санитарной одежды и санитарной обуви".

После 01.09.023 – приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.10.2021 №766н "Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами".

Обоснование вывода:

В соответствии со ст. 214 ТК РФ работодатель обеспечивает приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, а также единые Типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 221 ТК РФ).

В настоящее время (до 01.09.2023) действуют Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ), утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.06.2009 №290н (далее — Правила №290н).

В соответствии с пунктом 14 Правил №290н при отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах — типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.

Приложением 1 к приказу Минздрава СССР от 29.01.1988 №65 "О введении отраслевых норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других СИЗ, а также норм санитарной одежды и санитарной обуви" работникам учреждений, предприятий и организаций здравоохранения, в частности, работникам аптек, установлены следующие нормы бесплатной выдачи санитарно–гигиенической одежды, санитарной обуви и санитарных принадлежностей:

  • халат хлопчатобумажный в количестве 3 шт. на 24 мес.;
  • косынка или колпак хлопчатобумажные — 3 шт. на 24 мес.;
  • работникам, непосредственно занятым изготовлением, контролем и фасовкой лекарств, дополнительно: тапочки кожаные — 1 пара на 6 мес.

С 01.09.2023 вступают в силу новые Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.10.2021 №766н (далее — Правила №766н).

В соответствии с пунктом 10 Правил №766н работодатель самостоятельно разрабатывает и утверждает локальным нормативным актом Нормы бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств работникам организации (далее — Нормы) на основании Единых типовых норм, с учетом результатов специальной оценки условий труда (далее – СОУТ), результатов оценки профессиональных рисков (далее — ОПР), а также мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при его наличии).

При определении работодателем объема выдачи СИЗ, выдаваемых работникам на основании проведенных СОУТ и ОПР, работодатель использует Единые типовые нормы выдачи СИЗ в зависимости от идентифицированных опасностей (п. 18 Правил №766н).

Единые типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты по профессиям (должностям) представлены в прил. №1, утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.10.2021 №767н (Приказ №767н).

Единые типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты в зависимости от идентифицированных опасностей представлены в прил. №2, утвержденном Приказом №767н.

Так, например, согласно прил. 1 к Приказу №767н кладовщику положены:

  • костюм для защиты от общих производственных загрязнений в количестве 1 шт. на год;
  • обувь специальная для защиты от механических воздействий (ударов) – 1 пара на год;
  • перчатки для защиты от механических воздействий (истирания) – 12 пар на год;
  • головной убор для защиты от общих производственных загрязнений – 1 шт. на год.

Согласно прил. 2 к Приказу №767н, например, при выявлении наличия пыли в воздухе рабочей зоны по результатам оценки профессиональных рисков:

  • очки защитные закрытые в количестве 1 шт. на год;
  • респиратор сроком носки, установленным документами изготовителя.

Серебрякова Эльвира, эксперт

Материал предоставлен службой Правового консалтинга ГАРАНТ
ГАРАНТ Справочно-правовая служба

Статьи подрубрики управление:
Персонифицированный маркетинг

Фармацевтическая отрасль традиционно ориентировалась на массовый рынок, предлагая стандартные решения для широких категорий пациентов. Однако с развитием технологий и растущей потребностью в более точных и эффективных подходах к лечению возникла необходимость в персонифицированных стратегиях маркетинга.

О регистрационном удостоверении на лекарственный препарат

Возможно ли продление регистрационных удостоверений на лекарственные препараты, прошедшие государственную регистрацию в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 №441?

О закупках лекарств в аптеке для медукладки первой помощи

Организация закупает в аптечных организациях лекарственные препараты для укомплектования медицинских укладок первой помощи работникам. Лицензия на осуществление медицинской деятельности у организации отсутствует, медицинская помощь работникам оказывается производственным здравпунктом, входящим в состав медицинской организации.

Несоответствие регудостоверений при приемке лекпрепаратов

Является ли несоответствие регистрационного удостоверения при поставке лекарственного средства и регистрационного удостоверения, указанного в государственном контракте, основанием для отказа в приемке товара?

Может ли ОАО закупать лекарства в аптечной сети

1. Может ли ОАО, которое имеет в структуре здравпункт и лицензию на осуществление медицинской деятельности, зарегистрированную в системе мониторинга, осуществлять закупку лекарственных средств в розничной сети аптечных организаций?