О результатах международного исследования по этим вопросам рассказала Роза Ягудина, руководитель направления Союза "Национальная фармацевтическая палата" по общественно–профессиональной аккредитации образовательных мероприятий, председатель правления Московского фармацевтического общества (МФО).
В исследование была включена 71 страна. На вопрос, кто может владеть аптекой, в Австралии, странах Персидского залива, а также в ряде европейских стран ответили, что только провизоры могут быть собственниками аптечных организаций.
15,5 тыс. человек — средняя нагрузка на одну аптеку в странах, участвовавших в опросе. В России эта цифра примерно 1500 человек, такие же показатели в Марокко, Польше, Франции, Парагвае.
Р.И. Ягудина привела данные о том, что же требуется в различных странах для открытия аптеки, помимо лицензирования (в 83% опрошенных стран есть механизм лицензирования).
На географический критерий ориентируются в Индонезии, Китае, Македонии, Австрии, где расстояние между аптеками должно быть 500 метров. В Бельгии и Венгрии расстояние зависит от типа населенного пункта. Для городов с населением больше 50 тыс. человек между аптеками должно быть 300 метров, менее 50 тыс. — 250 метров. В Португалии регулируется расстояние в зависимости от близости лечебного учреждения: 150 или 350 метров. В Камеруне все решают местные органы власти.
Демографический критерий преобладает, например, в Румынии, где в сельской местности вообще нет ограничений по нагрузке на одну аптеку. В Аргентине и Австрии — 5,5 тыс. и 3 тыс. человек соответственно приходятся на одну аптеку. В Бельгии и Венгрии, если город большой, то и населения больше на аптеку, если маленький — то меньше. Во Франции особый подход к этому вопросу: для первой аптеки в населенном пункте 3,5 тыс. человек, для каждой последующей больше, чтобы не мешали друг другу работать.
НЕ СЛЫШАТ ДРУГ ДРУГА
"Мы привыкли, что доход в аптеке всегда формируется наценкой", — отметила Р.И. Ягудина, — но есть и другие виды доходов». Это — надбавка на товарный рецепт, за организационные показатели, за организацию аптеки на селе, оказание дополнительных услуг и выплаты за дежурство.
Еще одно исследование, на этот раз проводившееся в России при участии МФО, показало тонкости взаимоотношений между врачами, провизорами и потребителями. 94% аптечных работников считают, что для покупателя важны рекомендации провизора, а 70% считают, что потребитель будет активно искать рекомендации провизора непосредственно перед покупкой. На вопрос, насколько важна информация о лекарстве, которую дает врач, пациенты ответили (оценка по 10–балльной шкале), "важна от врача" — 6 баллов, "от провизора" — 5 баллов. Должен ли провизор консультировать пациента? 35% врачей ответили: "Должен", 70% провизоров просто убеждены в этом, 60% пациентов также считают, что провизоры должны консультировать пациентов.
Что касается сравнения мнения врачей и пациентов о продолжительности информирования о лекарственном препарате, то выяснилось, что врачи и пациенты совершенно по-разному оценивают этот момент, оказалось, обе стороны не слышат друг друга. Так, каждый пятый пациент сказал, что врач тратит меньше минуты на объяснения, а 70% врачей уверены, что уделяют этому от 3 до 5 минут (при этом никто не сказал, что меньше минуты у них уходит на разъяснения). Р.И. Ягудина заметила, что чем моложе врач, тем дольше он объясняет пациенту принцип действия лекарства. У провизоров наоборот — больше объясняют пациентам сотрудники аптеки с большим стажем работы.
БОЛЬШЕ, ЧЕМ АПТЕКА
Р.И. Ягудина с сожалением отметила, что у нас считается нормой, если провизор только озвучивает цену лекарственного препарата, а между тем за рубежом каждая вторая аптека оказывает услуги по консультированию; аптечные организации осуществляют надзор за лекарственной терапией, готовят индивидуальные схемы лечения, выписывают рецепты, занимаются введением вакцин, программами по распространению средств экстренной контрацепции, по борьбе c курением, туберкулезом. Кроме этого, они занимаются сбором лекарственных средств для утилизации, использованных шприцов и оказывают первую помощь. Стоимость консультационной услуги по рецептурным препаратам в Германии составляет 8,35 евро, а по безрецептурным определяется провизором самостоятельно.
В Португалии с октября по март 2009 г. 160 человек вакцинировали в аптеках по назначению врача, а всего в стране такую услугу предоставляют 48% аптек. Провизор проходит специальное обучение, услуга стоит около 2 евро. По словам Розы Исмаиловны, неизвестно ни об одном случае анафилаксии.
Предоставление фармацевтических услуг оказывает влияние на экономику стран. Так, в Ирландии затраты системы здравоохранения снижаются на 219 млн евро в год за счет того, что аптеки оказывают услуги на 460 млн евро.
В Финляндии внедрение фармуслуг в аптеке снижает количество посещений врача общей практики на 6 млн случаев в год и на 700 тыс. случаев — врача по срочным ургентным состояниям, что дает экономию государственных затрат в 370 млн евро в год.
Международная федерация фармацевтов (FIP) на протяжении последних 20 лет разработала множество руководств для провизоров. Среди них — руководства по фармизысканиям в педиатрии, по обороту лекарственных средств, влияющих на способность к вождению, по лекарственному обеспечению кораблей и даже по участию в борьбе с допингом в спорте. Так что задача фармацевта — не только продать препарат, спектр его возможностей гораздо шире. Особенно это актуально на фоне того, что, по данным Всемирного альянса пациентских организаций, 99% пациентов в мире ограничены в доступе к врачу. Поэтому роль провизора так важна в современном обществе.
По материалам круглого стола Национальной фармацевтической палаты на конференции "МедФармОбращение 2015"