19.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
19.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Аптека

В Китае есть поговорка: "Хорошее лекарство горько на вкус"

Татьяна Васильевна Евдокимова — провизор с многолетним стажем, заведующая аптечным предприятием ООО "Ваш аптекарь" в Братеево — недавно с деловой целью посетила КНР. Обмен опытом полезен сотрудникам любой отрасли и, в конечном итоге, служит во благо людям. "Что особенного в аптеках Китая?", "Престижна ли в Поднебесной профессия фармацевта?", "Какие инновации используют в работе китайские коллеги?" — с этими вопросами мы обратились к нашей сегодняшней собеседнице.

Удивительная страна "Чжун Го" (буквальный перевод – "срединное государство") с необычной историей, оригинальной культурой, самобытной философией и традиционной обращенностью внутрь себя, с населением 1 329 349 388 человек располагает многотысячным количеством аптек. Закрепиться на таком обширном рынке – мечта многих производителей лекарственных средств.

Свою деятельность аптеки КНР осуществляют на основании лицензии и других разрешительных документов, которых не меньше, чем в России. Среди аптек преобладают аптечные предприятия с государственной формой собственности. Среди частных довольно много сетевых, по моим наблюдениям, чем дальше от "центрального офиса", тем в них порядка меньше. Например, в одной из таких удаленных городских аптек я столкнулась с ситуацией, когда за «первым столом» в качестве фармацевта-консультанта стоял мужчина в футболке, в шортах и с сигаретой в руках. И это несмотря на то, что требования по наличию белого халата и специально отведенных для курения мест существуют и в Китае.

В интерьере аптек преобладают бело-зеленые тона, но иногда можно встретить прозрачные или коричневые (под дерево) витрины. Аптеки с открытой формой отпуска лекарственных средств располагаются в торговых центрах или по соседству с ними, небольшие аптеки на окраинах городов имеют по большей части закрытую форму торговли. Рецептурных лекарств, как правило, не более 30%, среди них лекарства, требующие строгой отчетности. Также существует перечень лекарственных средств первой необходимости – всего около трехсот наименований. Наценка на лекарственные препараты варьирует от 10 до 90%, в зависимости от сезона и региона. Фиксированная цена на аптечный ассортимент отсутствует, здесь все определяет спрос.

В Китае работа в фарминдустрии считается престижной и хорошо оплачиваемой. Работу осуществляют специалисты, как со средним (срок обучения 4 года), так и с высшим (срок обучения 6 лет) образованием. Заведующая аптекой получает в месяц от 1 тыс. долл., начинающий аптечный работник со средним специальным образованием – от 350 долл. Для сравнения: заработная плата специалиста со средним образованием составляет 250 долл., рабочего на предприятии – 150 долл. в месяц.

В аптеках Поднебесной вас ждут причудливые сочетания различных препаратов. Рядом с медикаментами известных мировых фармацевтических компаний сосуществуют и лекарственные травы в виде кореньев и засушенных цветов, и традиционные китайские снадобья. Личинки насекомых, распятая на палочках и засушенная ящерица геккон – китайцы считают настойку из нее лучшим средством от простуды, 100-летние древесные грибы замысловатой формы, найденные в тропических лесах и почти окаменелая кора чайного дерева пу-эр, ей тоже несколько веков – все это продается на вес или поштучно. Лекарства традиционной китайской медицины включают в себя ингредиенты растительного, животного и минерального происхождения. Большинство лекарств народной медицины дешевы, малоприятны на вкус и часто дают слабительный эффект, чего не стоит бояться. В Китае есть поговорка: "Хорошее лекарство горько на вкус". Малообеспеченные китайцы, составляющие на сегодняшний день большинство населения страны, предпочитают готовить лекарственные средства в домашних условиях, что связано с их низкой покупательской способностью. Только граждане, занятые в госсекторе, как правило, получают медицинское обслуживание и лекарства бесплатно.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод. Ассортимент аптечных предприятий определяется спросом, соответственно, западные (химические) лекарственные средства составляют всего лишь 10% от всего, что представлено в аптеках. Нелюбовь жителей КНР к химическим препаратам объясняется не только их достаточно высокой ценой, но и преданностью многовековым традициям, основной принцип которых таков – не привносить здоровье извне, а активизировать способность организма к самооздоровлению.

Российским компаниям, планирующим выйти на местный фармацевтический рынок, необходимо принять к сведению, что в основе китайской медицины лежит устранение причины (нарушение энергии "ци" в органе или в организме в целом), а не следствия (симптома) болезни.

Каждая аптека Китая стремится поразить своей выраженной индивидуальностью ради привлечения покупателя, тем более что поставщики лекарственных средств у всех одни и те же. Это – крупные дистрибьюторы, которых на фармрынке Китая сегодня чуть более десяти.

Многовековая культура чаепития отложила свой отпечаток и на фармбизнес. Очень часто в открытом доступе в аптеках стоят чайники с различными настоями и отварами, а рядом столики со стульями, где можно присесть и восполнить свои жизненные силы, попивая целебные напитки.

Крупные аптечные предприятия могут позволить себе иметь в штате врача-консультанта, выписывающего необходимую покупателю пропись из трав, приобрести которые можно здесь же, в аптеке.

А чтобы не ошибиться с выбором лекарств, лучше их приобретать в крупных проверенных аптеках или в аптечных предприятиях при медицинских учреждениях.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция
   
   
 
   
Статьи рубрики аптека:
Несоответствие регудостоверений при приемке лекпрепаратов

Является ли несоответствие регистрационного удостоверения при поставке лекарственного средства и регистрационного удостоверения, указанного в государственном контракте, основанием для отказа в приемке товара?

Влияние бренда на капитализацию аптечной организации

Экономические и маркетинговые аспекты бренда являются важными параметрами успешного позиционирования продукта на рынке. Термин "Бренд" является маркетинговым понятием, за которым стоит не просто торговая марка, а целостная концепция и имидж продукта/компании. Надо отметить, что не каждая ТМ может быть названа брендом.

Может ли ОАО закупать лекарства в аптечной сети

1. Может ли ОАО, которое имеет в структуре здравпункт и лицензию на осуществление медицинской деятельности, зарегистрированную в системе мониторинга, осуществлять закупку лекарственных средств в розничной сети аптечных организаций?

Филевский парк: выбирают аптеку которая оказалась ближе

Район "Филевский парк" унаследовал свое название от речки Фильки, некогда впадавшей в Москву–реку, окаймляющую большую часть современного Филевского парка. Первое летописное упоминание о селе Фили относится к 1454 году, когда оно принадлежало боярину Мстиславскому.

Виктория Борисова: стараемся разрешить каждую проблему

Существует мнение, что в крупных сетевых аптеках буквально каждый шаг сотрудников подчинен строгим и жестким регламентам, корпоративным требованиям и правилам. Более того, считается, что сотрудники там полностью лишены возможности проявления какой-либо творческой и профессиональной инициативы. Так ли это?

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция