25.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
25.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Аптека // Правовая поддержка

В.И. Маховская: специалисту необходим доступ к знаниям

Этот год отмечен усилением ответственности аптеки в части рецептурного отпуска. Поэтому еще актуальнее становится вопрос об оформлении назначений. Профессиональные сообщества предложили включить его в систему повышения квалификации специалистов здравоохранения.

Об особенностях оформления рецептов — в том числе на экстемпоральные препараты — отвечает провизор с пятнадцатилетним опытом, ведущий фармацевтический инспектор Ассоциации аптечных учреждений (СРО) "СоюзФарма" Виктория Маховская.

Маховская Виктория

Виктория Игоревна, какие несоответствия чаще всего можно увидеть в поступающих в аптеки рецептах?

Наверное, самая распространенная неточность — это выписывание лекарств по их брендовым наименованиям (вместо наименований международных) без отметки врачебной комиссии. Безусловно, то название, которое написано крупным шрифтом на упаковке, для пациента привычнее, но правила есть правила: уже около десяти лет лекарственные назначения (за некоторыми исключениями) оформляются именно по МНН.

Второй важный момент — соблюдение предельного количества наркотических и психотропных препаратов, которое может быть рекомендовано в одном рецепте.

Третий — наличие заверенной отметки "по специальному назначению" на тех документах, для которых это необходимо. А такая надпись обязательна, например, если количество прописанного врачом учетного препарата (бланк 148-1/у-88) на курс терапии до шестидесяти дней больше установленного максимума. Специальное назначение нужно указать и подтвердить также для лекарства, назначение которого оформляется на обычном бланке 107-1/у, при сроке действия рецепта до одного года.

Еще три ситуации — употребление недопустимых сокращений (список разрешенных формулировок указан в одном из приложений к приказу Минздрава №1094н, регламентирующему оформление лекарственных назначений), отсутствие указания для пациента на способ применения лекарства и выбор "не тех" рецептурных бланков.

Что важно знать врачу, чтобы предупредить подобные случаи в своей практике?

Давайте вспомним, например, такую ситуацию: срок действия рецепта на бланке 107-1/у (составляющий 60 дней с даты оформления) может быть продлен до года, если у пациента серьезное хроническое заболевание, требующее длительного курса лечения. И тогда в рецепте нужно поставить пометку "по специальному назначению", указав при этом периодичность отпуска назначенного препарата: раз в неделю, раз в месяц, раз в две недели…

Но очень часто фармацевт или провизор видит в рецепте только подчеркнутую фразу "до года". Этого мало. На пометке «по специальному назначению» обязательно должны быть подпись врача и печать с пометкой "для рецептов"!

А еще согласно приказу Минздрава №1094н появилось новое требование, которого не было в предшествующих документах об оформлении рецептурных бланков. Теперь врач действительно обязан указать способ применения препарата, и практика показывает, что такая норма далеко не избыточна.

Конечно, понятно, что если назначена таблетированная лекформа, то принимается она внутрь. Все, казалось бы, очевидно. Однако сотрудники аптек регулярно сталкиваются с такими случаями, когда лекарство пытаются применять совсем не так, как нужно.

Ректальные препараты в форме свечей многие пациенты собираются съесть — так же, как и таблетки или даже… поместить в полость носа. Глазные капли часто не закапывают в глаза, а регулярно и ежедневно… выпивают то их количество, которое назначил врач.

Список подобных случаев, к сожалению, можно продолжать и продолжать: распространенность знаний о здоровье сейчас явно недостаточна. Санпросвет современному пациенту просто необходим.

А какая ситуация из практики запомнилась больше всего?

Производитель известного антацидного средства выпустил подарочные салфетки, на упаковке которых были размещены название и логотип данного лекарства. Вскоре в аптеку стали приходить посетители и сообщать примерно следующее: "Съел лекарственную салфетку против изжоги, как было написано на пачке, но не помогло, стало еще хуже".

Такое может показаться смешным и даже придуманным, но на самом деле это смех сквозь слезы: правовая новелла в приказе №1094н действительно продиктована жизнью.

Вы отметили, что часто встречаются неточности и при выборе рецептурных бланков. Как считаете, с чем они связаны?

Ошибки в выборе рецептурного бланка достаточно редки — в том случае, если речь идет о препаратах предметно-количественного учета (хотя при периодических изменениях в перечне ПКУ бывают случаи, когда врачебное сообщество еще не успело привыкнуть к новому статусу тех или иных лекарств). Но часто возникает другая сложность: на препарат, не подлежащий строгой отчетности, выписывается рецепт не простой 107-й формы, а на специальном учетном бланке — иногда просто потому, что других бланков в медучреждении не оказалось. И здесь возникает вопрос: каким образом потом отчитываться за такой формат лекарственного назначения?

Выписка врачом электронного рецепта

Список препаратов ПКУ действительно дополняется достаточно регулярно. Поэтому специалисту необходима возможность вовремя актуализировать эти знания. Об этом говорят и сами врачи. А мы готовы ответить на все их вопросы в ходе наших учебных курсов.

Недавно Вы провели вебинар НМиФО как раз для практикующих врачей и темой его стало оформление лекарственных назначений. Проходили такие мероприятия ранее?

В данном направлении коллектив нашей ассоциации стал «первопроходцем». Ведь что сейчас получается?

Большинство врачей узнавали детали порядка выписывания рецептов еще в студенческие годы, а потом подобных сведений не получали. Кто-то окончил институт десять лет назад, кто-то — пять, а кто-то — двадцать… Но ведь некоторые детали в правилах выписывания лекарств периодически меняются. Иногда даже появляются абсолютно новые нормы (как, например, указание способа применения, о котором мы только что говорили).

Поэтому особенно важно, чтобы специалист мог вовремя узнать об этом и оказаться в курсе не только основной информации, но и всех "организационных моментов". Если делать выводы по нашей первой встрече, то врачи в таких сведениях действительно заинтересованы: среди наших слушателей оказались представители самых разных специальностей — от участкового терапевта до пульмонолога и вирусолога.

Насколько сложным оказался вебинар по новой теме?

Мы постарались организовать мероприятие максимально комфортно для слушателей: участие было полностью безвозмездным, и каждому, кто прослушал онлайн-лекцию и ответил на вопросы для проверки знаний, были начислены по 2 зачетных балла НМиФО.

А вот с точки зрения меня как лектора первое выступление в данном формате было очень волнующим: новая аудитория, новые вопросы… Но, несмотря на это, вебинар прошел очень хорошо. Специалисты не просто формально присутствовали, они делились ситуациями из практики и старались уточнить даже мельчайшие, на первый взгляд, детали.

На какие моменты врачи обращали особое внимание?

О, это был достаточно широкий спектр вопросов. Среди них были, например, следующие. В каких источниках следует уточнять МНН? Как подтверждается на практике срок действия рецепта? Каковы максимальные количества учетных лекарств, выписанных в одном документе?

Какие правила необходимо учесть медорганизациям в процессе оформления заявки на специальные бланки для назначения, содержащих НС и ПВ препаратов (формы 107/у-НП)? Ведь предполагаемая потребность в рекомендации таких средств на следующий год должна быть обоснована: нужно точно указать, сколько рецептов на бланках данного типа было выписано в медучреждении по состоянию на первый день предшествующего календарного года.

Звучали вопросы и о применении наркотических обезболивающих. Дело в том, что наркотические препараты (равно как и психотропные) нельзя применять для лечения наркомании, что логично. Однако у пациента с данной зависимостью могут быть и другие тяжелые заболевания, в том числе такие, при которых болевой синдром можно купировать только названными средствами.

И здесь следование запрету на назначение наркотических анальгетиков будет уже серьезным нарушением, за которое предусмотрена вполне определенная ответственность. Ведь право на обезболивание имеет каждый!

Да, пациента нельзя оставлять без помощи. И здесь не могу не спросить о ситуации, с которой сталкивается врач при лечении еще ряда серьезных заболеваний. Насколько распространены неточности в рецептах на препараты аптечного изготовления?

Возможно, вы удивитесь, но… К оформлению назначений на экстемпоральные средства у аптек вопросов нет. В тех индивидуальных рецептах, которые мы видим, погрешностей не наблюдается.

Но здесь важно решить другую задачу: регулярно и своевременно сообщать врачебному сообществу о появлении новой рецептуры и новых субстанций для экстемпоральных лекарств. А это значит, что диалог между аптекой и медициной следует развивать и в данном направлении.

Наверное, для таких целей всем нам и дана периодическая аккредитация специалистов: она помогает постоянно расширять свой профессиональный кругозор. Тема рецептов, к тому же, достаточно компактная: вопросы назначения готовых форм могут уложиться в два часа в течение года. Примерно то же время (или даже меньшее) займет учебный вебинар об экстемпоральной рецептуре.

Не могу не сказать и о технической составляющей процесса: сегодня очень важно, чтобы медучреждения, особенно за пределами областных и районных центров, были обеспечены всеми необходимыми рецептурными бланками. Не только учетными и льготными, но и простой формы №107. На каком бы этапе не находилось развитие платформы электронных рецептов, бумажный документ должен быть всегда.

Сейчас много говорится о том, что в недалеком будущем традиционная аптека исчезнет, а на ее месте появится что-то наподобие пункта выдачи заказов. Как Вам такой сценарий?

Фармацевтическую помощь нельзя свести к одному лишь «ответу на запрос»: потребовали — выдали. Провизор или фармацевт в первую очередь общается с пациентом, старается понять его состояние, рассказать ему о тех особенностях приема лекарства, которые в повседневном цейтноте часто забываются, но способны непосредственно повлиять на результаты лечения.

А порой пришедшему в аптеку посетителю нужна и моральная поддержка. Ведь когда болеет сам человек или кто-то из его близких, на душе вряд ли будет легко. Понимая это, первостольник зачастую выступает в роли психолога и помогает, в том числе позитивно настроить на лечение и выздоровление.

Иногда достаточно нескольких слов, но они обязательно должны быть сказаны. А потом люди приходят с благодарностью и говорят: консультация поддержала — она оказалась очень вовремя.

Все это необходимо сохранить. И восстановить классическую производственную аптеку. Где приготовят лекарство даже для ребенка, родившегося всего месяц назад…

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики правовая поддержка:
Нужны ли сертификаты для руководителей практики?

Согласно пункту 1 Типовой формы договора об организации практической подготовки обучающихся, утвержденной приказом Минздрава РФ от 30.06.2016 г. №435н, существует требование к педагогическим и научным работникам образовательных и научных организаций. Они должны обладать сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста. В связи с этим возникает вопрос: должен ли руководитель практики также обладать сертификатом или аккредитацией?

Обучение сотрудников: права и обязанности

Фармацевтическая компания обучает новых сотрудников рабочим профессиям, предоставляя оплаченное время обучения с условием, что после успешной сдачи квалификационного экзамена они смогут работать с полной заработной платой. В трудовой договор также включаются аналогичные условия при переводе на рабочую профессию. Поскольку эти должности имеют вредные условия труда, доплата начинает действовать с момента сдачи экзамена. Являются ли такие условия правильными?

Правовые вопросы обращения медизделий в аптеке

Медицинские изделия (МИ) играют важную роль в ассортименте аптек. Однако что именно представляют собой МИ и какие требования законодательства должны учитывать аптеки при работе с этой категорией товаров? На эти вопросы ответили юристы практики «Фармацевтика и здравоохранение» компании «Пепеляев Групп».

Как использовать товарный знак в рекламе?

Контрагент запрашивает разрешение на использование товарного знака, принадлежащего ассоциации аптечных организаций, для рекламы своих товаров на TV с указанием, что такие товары доступны в аптеках членов ассоциации. Достаточно ли предоставить письмо-согласие или необходимо заключение лицензионного договора с правообладателем? Возможно, нужен договор рекламных услуг, поскольку реклама направлена не только на товары контрагента, но и на аптеки ассоциации?

Что относится к медицинским отходам?

В результате деятельности аптечной сети образуются отходы: автомобильные аккумуляторы, уличные вывески, мониторы, телефоны, кондиционеры, системные блоки и мебель из помещений аптек. Со специализированной организацией заключен договор на утилизацию медицинских отходов. Вопрос: являются ли такие виды отходов медицинскими? Нужно ли разрабатывать паспорта для их утилизации?

Специализированные
мероприятия