27.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
27.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Аптека // Правовая поддержка

Внутренняя потребность

Фармацевтическая деятельность — одна из самых регулируемых отраслей экономики. Аудитор — не контролер, это больше консультант, советник и помощник.

Лицо, которое обладает определенными компетенциями, разбирается в анализируемых процессах, может скорректировать деятельность организации*.

Аудит включает в себя качественную оценку деятельности организации, регулируется Гражданским кодексом РФ. Аудит носит добровольный характер — это решение руководителя организации в отличие от проверки, которая инициируется сверху; по результатам составляется аудиторское заключение или отчет, вносятся предложения по оптимизации. В процессе аудита должны быть соблюдены основные его принципы: единообразие и объективность, системность и внеочередность, открытость (результаты доведены до всего коллектива), независимость (от руководства), документированность, предупредительность.

Традиционно аудит делится на внешний, который в соответствии с законом для ряда организаций проводится обязательно (это акционерные общества, организации, чья выручка в год составляет более 400 млн руб.), и внутренний.

Если говорить о внутреннем аудите, то во главу угла ставим пункт 3 приказа Минздрава России №646н и пункт 2 приказа №647н.

Внедрение системы качества — это одна из основ обеспечения населения качественными лекарственными препаратами. С готовым продуктом в фармацевтической организации надо уметь работать, поэтому и необходим аудит процессов, происходящих в организации, начиная с процесса приемки и заканчивая процессом уничтожения. К проведению внутреннего аудита руководство могут побудить жалобы от потребителей, деловых партнеров (состояние договоров, платежей и пр.); информация от регуляторных органов о несоответствии предоставляемых услуг надлежащим стандартам качества; штатно-структурные преобразования в организации.

Аудит проводится на соблюдение, прежде всего, лицензионных требований и условий (помещение, оборудование, практики хранения, отпуска, перевозки и др.). Особая зона контроля — соблюдение правил, не допускающих отпуска некачественных товаров, контрафактных, запрещенных к обороту на территории РФ. Также особое внимание уделяется специалистам. Если раньше нарушения вопросов, связанных со специалистами в фарморганизации, считались негрубым нарушением, то сегодня это нарушение из разряда грубых. В связи с ужесточением лицензионных требований и условий заниматься фармацевтической деятельностью могут теперь только специалисты.

Объекты внутреннего аудита — персонал (от него зависит 90% успеха деятельности организации), помещение, оборудование, документация (любой процесс должен быть задокументирован), работа с жалобами покупателей, соблюдение правил надлежащей аптечной практики, мониторинг фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных товаров, работа с медицинскими представителями.

Типовые нарушения, которые допускаются при обращении лекарственных препаратов, можно разделить на несколько групп.

  • Первая — процесс хранения.
  • Вторая — информация о недоброкачественных и фальсифицированных препаратах (организация либо не отслеживает ежедневно такую информацию, либо не системно подходит к этому вопросу).
  • Далее — помещения и процесс уничтожения препаратов.

Главная причина выявляемых нарушений — отсутствие системы управления качеством, причем на деле, а не на бумаге. И в обязанности лица, отвечающего в организации за систему управления качеством, входит, прежде всего, формирование политики в области качества, постановка цели, обоснование необходимости проведения аудитов, формирование соответствующей комиссии, проведение оперативного анализа документов по качеству, информирование персонала о некачественных препаратах, разработка мер, которые позволят предотвратить нарушения, участие в обучении сотрудников.

Аудит в фармацевтической организации проводится для того, чтобы собрать всю ресурсную базу организации и подготовиться к проверкам внешним (ведомственные и вневедомственные).

При общении с проверяющими необходимо обратить внимание на несколько важных моментов:

1. Запросить у проверяющих документы (распоряжение или приказ о проведении поверки), подтвердить их личности.

2. Внимательно прочитать распоряжение или приказ, уточнив номер и дату проведения проверки, наименование органа государственного контроля, цель проверки, понять, какие именно документы предоставить проверяющим.

3. Сделать копию постановления о проверке.

4. Зарегистрировать факт проверки (в журнале учета проверок).

5. Выслушать все требования проверяющих и внимательно следить за их действиями (не допускать превышения ими полномочий).

6. Ознакомиться с актом или протоколом проверки (обязательно отметить, согласны или нет с замечаниями, привести аргументацию).

7. Фиксировать нарушения со стороны проверяющих во время проверки.

8. Попросить копии протоколов, составленных во время проверки.

------
*
По материалам вебинара "Аудит фармацевтической деятельности", организованного Петербургским союзом врачей и Фармамед.РФ и проведенного Светланой Синотовой, директором Центра повышения квалификации специалистов, доцентом кафедры управления и экономики фармации СПГХФУ.

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики правовая поддержка:
Нужны ли сертификаты для руководителей практики?

Согласно пункту 1 Типовой формы договора об организации практической подготовки обучающихся, утвержденной приказом Минздрава РФ от 30.06.2016 г. №435н, существует требование к педагогическим и научным работникам образовательных и научных организаций. Они должны обладать сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста. В связи с этим возникает вопрос: должен ли руководитель практики также обладать сертификатом или аккредитацией?

Обучение сотрудников: права и обязанности

Фармацевтическая компания обучает новых сотрудников рабочим профессиям, предоставляя оплаченное время обучения с условием, что после успешной сдачи квалификационного экзамена они смогут работать с полной заработной платой. В трудовой договор также включаются аналогичные условия при переводе на рабочую профессию. Поскольку эти должности имеют вредные условия труда, доплата начинает действовать с момента сдачи экзамена. Являются ли такие условия правильными?

Правовые вопросы обращения медизделий в аптеке

Медицинские изделия (МИ) играют важную роль в ассортименте аптек. Однако что именно представляют собой МИ и какие требования законодательства должны учитывать аптеки при работе с этой категорией товаров? На эти вопросы ответили юристы практики «Фармацевтика и здравоохранение» компании «Пепеляев Групп».

Как использовать товарный знак в рекламе?

Контрагент запрашивает разрешение на использование товарного знака, принадлежащего ассоциации аптечных организаций, для рекламы своих товаров на TV с указанием, что такие товары доступны в аптеках членов ассоциации. Достаточно ли предоставить письмо-согласие или необходимо заключение лицензионного договора с правообладателем? Возможно, нужен договор рекламных услуг, поскольку реклама направлена не только на товары контрагента, но и на аптеки ассоциации?

Что относится к медицинским отходам?

В результате деятельности аптечной сети образуются отходы: автомобильные аккумуляторы, уличные вывески, мониторы, телефоны, кондиционеры, системные блоки и мебель из помещений аптек. Со специализированной организацией заключен договор на утилизацию медицинских отходов. Вопрос: являются ли такие виды отходов медицинскими? Нужно ли разрабатывать паспорта для их утилизации?

Специализированные
мероприятия