27.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
27.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Аптека // Управление

Вопрос — ответ специалистов

Бюджетным учреждением (поликлиника) был заключен договор с аптекой, согласно которому аптека из имеющихся у нее в наличии лекарственных препаратов отпускает их по бесплатным рецептам, выписанным пациентам поликлиникой.

Поликлиника на основании отчета, представленного аптекой по форме и содержанию, предусмотренных договором, оплачивает отпущенные лекарственные средства за счет целевой субсидии, выделенной бюджетному учреждению во исполнение Закона Республики Адыгея от 30.12.04 №278 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Республики Адыгея".
Следует ли в таком случае отражать в бухгалтерском учете бюджетного учреждения на счете 105 00 лекарственные средства (медикаменты), отпускаемые аптекой по рецептам, выписанным поликлиникой?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Лекарственные препараты, отпускаемые согласно заключенному договору аптекой по бесплатным рецептам, выписанным бюджетным учреждением, не подлежат отражению на счете 105 31 "Медикаменты и перевязочные средства — иное движимое имущество учреждения".

ОБОСНОВАНИЕ ВЫВОДА:

Правила отнесения бюджетным учреждением материальных ценностей на счет 105 00 "Материальные запасы" определены п.п. 98–126 Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.10 №157н. На данном счете подлежат учету активы — материальные ценности в виде сырья, материалов, приобретенных (созданных) для использования (потребления) в процессе деятельности учреждения, в том числе и медикаменты (п.п. 98, 117, 118 Инструкции №157н). Следовательно, право собственности на такие активы должно перейти к бюджетному учреждению, которое уже от своего имени и по своему усмотрению будет распоряжаться ими.

Однако в рассматриваемой ситуации этого не происходит. В рамках заключенного договора аптека самостоятельно осуществляет приобретение и отпуск лекарственных препаратов по выписанным поликлиникой рецептам. При этом поставка медикаментов в бюджетное учреждение не осуществляется. Материальные ценности остаются в собственности контрагента. Именно аптека обеспечивает хранение лекарственных средств и выдачу их пациентам по бесплатным рецептам. Аптека несет все риски, связанные с закупкой лекарственных средств, их наличием, соблюдением сроков годности и правил хранения и т.д. Бюджетное учреждение только компенсирует аптеке стоимость выданных лекарственных средств в порядке, определенным договором. По своей сути заключенный договор является не договором поставки, а договором возмездного оказания услуг.

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Отношения сторон по договору возмездного оказания услуг регулируются гл. 39 ГК РФ.

Таким образом, на основании заключенного договора у бюджетного учреждения возникают обязательства перед контрагентом за оказанные услуги, которые подлежат учету с использованием счета 0 302 00 "Расчеты по принятым обязательствам" (п. 254 Инструкции №157н).

На основании п. 153 Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 16.12.10 №174н, начисление рассматриваемых расходов бюджетного учреждения за счет средств субсидии на иные цели отражается по дебету счета 5 401 20 262 "Расходы на пособия по социальной помощи населению" в корреспонденции с кредитом счета 5 302 62 730 "Расчеты по пособиям по социальной помощи населению" без применения счета 5 105 31 000 "Медикаменты и перевязочные средства — иное движимое имущество учреждения".

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, бухгалтер, член ИПБ России
Наталья Андреева
www.garant.ru

 

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики управление:
Какие нарушения чаще встречаются в аптеке?

Среди наиболее распространенных нарушений, выявляемых в аптеках, — отпуск Rx-препаратов (в том числе ПКУ) без рецепта, несоблюдение условий хранения, минимального ассортимента, правил ценообразования на лекарства из списка ЖНВЛП и несоответствие входной группы и прилегающей территории. Ведущий фарминспектор «СоюзФармы» Виктория Маховская представила обзор нарушений обязательных требований, выявляемых по результатам проверок аптечных организаций.

С 1 ноября стартует новый этап маркировки БАД

С 1 ноября 2024 года стартует разрешительный режим реализации биологически активных добавок. Аптеки должны были уже подготовиться к этому этапу, но до сих пор возникает множество проблем, как и что делать. На вопросы работников розницы в ходе вебинара ответила ведущий инспектор ААУ «СоюзФарма» Виктория Маховская.

Как увеличить маркетинговые выплаты в аптечную сеть

Увеличение маркетинговых выплат можно добиться не столько за счет роста числа заключаемых контрактов, сколько благодаря сокращению собственных издержек и повышению качества их исполнения. Достижение этой задачи напрямую связано с тем, насколько системно в аптечной сети построена работа по управлению маркетинговыми контрактами.

Материальная ответственность аптечного сотрудника

Материальная ответственность — это юридическая обязанность работника возмещать причиненный им ущерб с учетом правил и ограничений, установленных законом. Этот механизм позволяет организациям применять определенные меры к своему персоналу.

Обязательные требования в работе аптеки

При работе аптеки персоналу нужно соблюдать большое количество обязательных требований, причем не только по части цен и ассортимента. Вряд ли кто-то не исполняет их сознательно, однако на практике некоторые нарушения встречаются часто. Как не допустить или исправить нарушения обязательных требований, рассказывает ведущий инспектор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Валентина Чугунова.

Специализированные
мероприятия