27.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
27.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Аптека // Управление

Вопрос — ответ специалистов

Приказом Минздрава России от 01.08.14 №420н были внесены изменения в номенклатуру должностей фармацевтических работников. Была исключена должность санитара (мойщика).

На данный момент в учреждении в отделении "Аптека" есть две должности: "санитарка (мойщица)" и "санитарка (уборщица)". Необходимо перевести санитарок (мойщиц) и санитарок (уборщиц) на должность уборщика служебных помещений. Фактически в трудовых обязанностях сотрудниц ничего не изменится, поменяются наименования должностей и условия оплаты труда. С больными они не контактируют, т.к. работают в фармацевтической организации. В штатном расписании будут две штатные единицы по должности уборщицы. Работницы на такие изменения не согласятся, т.к. это негативно повлияет на оплату труда.

Каким образом можно перевести работниц на новую должность?

В трудовой договор обязательно включается условие о трудовой функции работника, в частности, о работе по определенной должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности. Если в соответствии с Трудовым кодексом РФ (ТК РФ), иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профессиональных стандартов (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Вместе с тем работодатель не лишен возможности заключать трудовые договоры о работе по должностям, наименование которых соответствуют квалификационным справочникам или профессиональным стандартам, и в тех случаях, когда это не обусловлено законодательным предоставлением компенсаций и льгот или наличием ограничений.

Квалификационные справочники и профессиональные стандарты не предусматривают квалификационных требований к должностям "санитарка–мойщица" и "санитарка–уборщица". В соответствии с Номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников (утверждена приказом Минздрава России от 20.12.12 №1183н) должность "санитар" отнесена к должностям младшего медицинского персонала. Квалификационные требования к должности "санитарка" ("санитар") установлены в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.10 №541н). Согласно этим требованиям в обязанности санитарки входит уборка помещений в медицинской организации, иные трудовые действия, связанные с работой в такой организации. Соответственно, на уборку помещений и иную трудовую деятельность в фармацевтических организациях эти требования не распространяются.

Постановлением Минтруда России от 10.11.92 №31 утверждены тарифно–квалификационные характеристики профессии "уборщик служебных помещений", характеристики работ по которой предусматривают, в частности, уборку холлов, вестибюлей, коридоров, лестничных клеток служебных и других помещений общественных и административных зданий.

В письме Минздрава России от 07.02.18 №16-3/10/2-705 указано, что в случаях, когда трудовая функция лиц из числа младшего медицинского персонала включает только уборку помещений, могут вноситься изменения в штатные расписания медицинских организаций в части замены должностей "санитар" на рабочие профессии "уборщик служебных помещений". При этом трудовая функция уборщика должна содержать исключительно обязанности по уборке вестибюлей, коридоров, лестничных проемов и другие, предусмотренные для данной профессии в соответствующих тарифно–квалификационных характеристиках.

С учетом изложенного полагаем, что работодатель вправе изменить наименования должностей работников, трудовые обязанности которых фактически охватываются характеристиками работ по профессии уборщика и не включают действия, предусмотренные квалификационными требованиями к должности санитара, приведя их в соответствие с квалификационными характеристиками профессии "уборщик служебных помещений". Поскольку при этом трудовая функция работника не меняется, изменение условий трудового договора в этом случае может быть связано с изменением организационных или технологических условий труда, которое дает право работодателю изменить условия трудового договора с работником в одностороннем порядке, предупредив об этом работника в письменной форме не позднее чем за 2 месяца. Если работник откажется от работы в новых условиях и от другой имеющейся у работодателя работы, подходящей этому работнику, трудовой договор с ним прекращается (ст. 74, п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, апелляционное определение СК по гражданским делам Пермского краевого суда от 13.01.14 по делу №33-112/2014).

Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя (определение КС РФ от 16.07.15 №1625-О). Поэтому организация не лишена права сократить штат сотрудников, исключив из штатного расписания должности санитарки-мойщицы и санитарки–уборщицы. Однако в настоящей ситуации речь идет скорее об изменении наименования должностей и условий труда, притом что круг трудовых обязанностей сотрудниц не меняется. Поэтому, на наш взгляд, оформление таких изменений сокращением штата не вполне отвечает смыслу этой процедуры.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павел ЕРИН

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики управление:
Какие нарушения чаще встречаются в аптеке?

Среди наиболее распространенных нарушений, выявляемых в аптеках, — отпуск Rx-препаратов (в том числе ПКУ) без рецепта, несоблюдение условий хранения, минимального ассортимента, правил ценообразования на лекарства из списка ЖНВЛП и несоответствие входной группы и прилегающей территории. Ведущий фарминспектор «СоюзФармы» Виктория Маховская представила обзор нарушений обязательных требований, выявляемых по результатам проверок аптечных организаций.

С 1 ноября стартует новый этап маркировки БАД

С 1 ноября 2024 года стартует разрешительный режим реализации биологически активных добавок. Аптеки должны были уже подготовиться к этому этапу, но до сих пор возникает множество проблем, как и что делать. На вопросы работников розницы в ходе вебинара ответила ведущий инспектор ААУ «СоюзФарма» Виктория Маховская.

Как увеличить маркетинговые выплаты в аптечную сеть

Увеличение маркетинговых выплат можно добиться не столько за счет роста числа заключаемых контрактов, сколько благодаря сокращению собственных издержек и повышению качества их исполнения. Достижение этой задачи напрямую связано с тем, насколько системно в аптечной сети построена работа по управлению маркетинговыми контрактами.

Материальная ответственность аптечного сотрудника

Материальная ответственность — это юридическая обязанность работника возмещать причиненный им ущерб с учетом правил и ограничений, установленных законом. Этот механизм позволяет организациям применять определенные меры к своему персоналу.

Обязательные требования в работе аптеки

При работе аптеки персоналу нужно соблюдать большое количество обязательных требований, причем не только по части цен и ассортимента. Вряд ли кто-то не исполняет их сознательно, однако на практике некоторые нарушения встречаются часто. Как не допустить или исправить нарушения обязательных требований, рассказывает ведущий инспектор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Валентина Чугунова.

Специализированные
мероприятия