Вопрос — ответ специалистов
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Лечащий врач вправе отказаться от лечения пациента, если отказ согласован с уполномоченным должностным лицом медицинской организации и не угрожает непосредственно жизни пациента и здоровью окружающих. При этом медицинская организация обязана организовать замену лечащего врача.
ОБОСНОВАНИЕ ВЫВОДА:
В Российской Федерации охраняется здоровье людей, каждому гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 41 Конституции РФ). Соответственно, Федеральный закон от 21.11.11 №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — Закон №323-ФЗ) провозглашает в числе основных принципов охраны здоровья недопустимость отказа в оказании медицинской помощи (п. 7 ст. 4 Закона №323-ФЗ).
Данный принцип раскрыт в ст. 11 Закона №323-ФЗ. Согласно ей отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее — государственная программа) не допускается. За подобный отказ медицинские организации несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
При этом нельзя сказать, что медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь не на основании государственной программы, вольны отказываться от лечения своих пациентов. Ведь они связаны положениями заключенных ими договоров об оказании платных медицинских услуг и в силу ч. 1 ст. 309 ГК РФ обязаны исполнять свои обязательства надлежащим образом. Более того, в свое время Конституционный Суд РФ прямо разъяснил, что исполнитель по договору об оказании платных медицинских услуг при наличии возможности предоставить соответствующие услуги не вправе отказаться от исполнения договора. Иное не только приводило бы к неправомерному ограничению конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь, но и означало бы чрезмерное ограничение (умаление) конституционной свободы договора для гражданина, заключающего договор об оказании медицинских услуг, создавало бы неравенство, недопустимое с точки зрения требования справедливости, и, следовательно, нарушало бы предписания ст. 34, 35 и ст. 55 (ч. 3 ) Конституции РФ.
При этом Конституционный Суд РФ пресек толкование и применение п. 2 ст. 782 ГК РФ как позволяющего медицинской организации отказаться от исполнения обязательств по договору об оказании медицинских услуг при возмещении пациенту убытков, поскольку в таком виде он не согласуется с существом медицинской профессиональной деятельности, врачебным долгом, морально-этическими и юридическими нормами, определяющими обязанности врача во взаимоотношениях с больными и права пациентов (определение Конституционного Суда РФ от 06.0602 №115-О).
Таким образом, при осуществлении медицинской помощи как на основании государственной программы, так и на основании договора об оказании платных медицинских услуг медицинская организация не вправе отказать пациенту в медицинской помощи (при наличии возможности предоставить соответствующие услуги).
Однако, учитывая достаточно тесное личностное взаимодействие между врачом и пациентом, законодатель предоставил каждому из этих субъектов право на отказ от такого взаимодействия. В частности, отказаться от лечения пациента вправе лечащий врач. В то же время законодательство не устанавливает перечень оснований для такого решения врача (соответственно, поводы к отказу могут быть любыми), однако ставит этот отказ под некоторые условия. Так, согласно ч. 1 ст. 70 Закона №323-ФЗ лечащий врач по согласованию с соответствующим должностным лицом (руководителем) медицинской организации (подразделения медицинской организации) может отказаться от наблюдения за пациентом и его лечения, если отказ непосредственно не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих. В случае отказа лечащего врача от наблюдения за пациентом и лечения пациента должностное лицо (руководитель) медицинской организации (подразделения медицинской организации) должно организовать замену лечащего врача.
Какие–либо иные нормы, которые бы регламентировали бы отказ врача от лечения пациента (устанавливали бы основания такого отказа), действующим законодательством не установлены.
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мария Прибыткова
www.garant.ru