27.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024 18+
27.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024
// Аптека // Управление

Вопрос — ответ специалистов

ООО, уплачивающее ЕНВД, планирует открыть в городе аптечный пункт для продажи медикаментов населению. Лицензия на ведение фармацевтической деятельности имеется.
Может ли организация не применять ККТ при налично–денежных расчетах с населением?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

При реализации медикаментов населению за наличный расчет организация, уплачивающая ЕНВД, имеет право не применять ККТ.

ОБОСНОВАНИЕ ВЫВОДА:

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.03 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее – ККТ), включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

При этом в соответствии с п. 2.1 ст. 2 Закона 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД для отдельных видов деятельности, не подпадающих под действие п. 2 и 3 ст. 2 Закона 54-ФЗ, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Обращаем внимание, что отказ от применения контрольно-кассовой техники является правом, а не обязанностью плательщика ЕНВД.

Иными словами, в рассматриваемой ситуации организация вправе осуществлять реализацию медикаментов за наличный расчет без применения ККТ (смотрите также письмо Минфина России от 27.05.10 №03-01-15/3-101). В этом случае вместо кассового чека покупателям по их требованию следует выдавать документ, подтверждающий прием наличных денежных средств, который должен содержать следующие обязательные реквизиты:

– наименование документа;

– порядковый номер документа, дату его выдачи;

– наименование организации;

– ИНН;

– наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

– сумму оплаты в рублях;

– должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

Отказ в выдаче такого документа влечет наложение административного штрафа (ст. 14.5 КоАП РФ):

– на граждан – от 1500 до 2000 руб.;

– на должностных лиц – от 3000 до 4000 руб.;

– на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 руб.

К сведению:

Согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона от 22.11.95 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Федеральный закон №171-ФЗ) организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, контрольно-кассовую технику.

Розничная продажа алкогольной продукции с нарушением этих требований запрещена (ст. 26 Федерального закона №171-ФЗ).

Однако согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона №171-ФЗ действие этого закона не распространяется на деятельность организаций, связанную с производством и оборотом лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также деятельность аптечных учреждений, связанную с изготовлением средств по индивидуальным рецептам, в т.ч. гомеопатических препаратов, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно-косметической продукции, прошедших государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти. Такая продукция может реализовываться аптеками без соблюдения требований, установленных указанным законом.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Валерий Молчанов, Алексей Александров

Статьи подрубрики управление:
О регистрационном удостоверении на лекарственный препарат

Возможно ли продление регистрационных удостоверений на лекарственные препараты, прошедшие государственную регистрацию в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 №441?

О закупках лекарств в аптеке для медукладки первой помощи

Организация закупает в аптечных организациях лекарственные препараты для укомплектования медицинских укладок первой помощи работникам. Лицензия на осуществление медицинской деятельности у организации отсутствует, медицинская помощь работникам оказывается производственным здравпунктом, входящим в состав медицинской организации.

Несоответствие регудостоверений при приемке лекпрепаратов

Является ли несоответствие регистрационного удостоверения при поставке лекарственного средства и регистрационного удостоверения, указанного в государственном контракте, основанием для отказа в приемке товара?

Может ли ОАО закупать лекарства в аптечной сети

1. Может ли ОАО, которое имеет в структуре здравпункт и лицензию на осуществление медицинской деятельности, зарегистрированную в системе мониторинга, осуществлять закупку лекарственных средств в розничной сети аптечных организаций?

Правомерны ли ограничения при проведении акций в аптеках

Аптечной организацией проводится акция при продаже лекарственных препаратов для медицинского применения. При условии приобретения двух единиц товара второй товар предоставляется со скидкой. Во избежание скупки большого количества товара в одни руки по акционным условиям, в результате которой товар может попасть в перепродажу, акция предусматривает ограничения по количеству товара.