28.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
28.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Аптека // Управление

Вопрос — ответ специалистов

Какие требования предъявляются к уголку покупателя в аптеке, чем они регламентированы?

Фактически понятие "уголок покупателя" или "уголок потребителя" в законодательстве РФ отсутствует. Однако из системного толкования действующих норм можно сделать вывод о том, что "уголок покупателя" — это удобное, доступное место в магазине, аптеке или иной торговой организации, где потребитель может ознакомиться с информацией, которую продавец обязан довести до его сведения.

С 2003 г. по 2014 г. на территории РФ действовали Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях, утвержденные приказом Минздрава России от 04.03.03 №80, в которых содержался подробный перечень той информации, с которой должен быть ознакомлен посетитель аптеки. Однако приказом Минздрава России от 09.01.14 №1н указанный приказ признан утратившим силу. До настоящего времени никаких иных подобных Правил принято не было.

Тем не менее, в соответствии со ст. 9 Закона РФ от 07.02.92 №2300–I "О защите прав потребителей" (далее — Закон №2300–I), п.п. 8, 9, 10, п. 16 Правил продажи отдельных видов товаров (утверждены постановлением Правительства РФ от 19.01.98 №55), ч. 3 ст. 63 Федерального закона от 12.04.10 №61–ФЗ "Об обращении лекарственных средств" "уголок покупателя" в аптеке в обязательном порядке должен содержать следующую информацию:

  • о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа в случае, если лекарственные средства продает индивидуальный предприниматель;
  • о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем, поскольку деятельность, осуществляемая аптечной организацией, подлежит лицензированию (п. 47 ст. 12 Федерального закона от 04.05.11 №99–ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Потребителю также должна быть предоставлена наглядная и достоверная информация: об оказываемых услугах, ценах на них и условиях оказания услуг, а также о применяемых формах обслуживания при продаже товаров (по предварительным заказам, продажа товаров на дому и др. формы).

Помимо этого, в аптечных организациях в доступной для всех заинтересованных лиц форме с учетом группировки по международным непатентованным наименованиям лекарственных препаратов размещается информация о зарегистрированных предельных отпускных ценах производителей на лекарственные препараты.

Кроме того, продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений и предоставлять ее покупателям по их требованию.

Поскольку какая–либо конкретная информация об организации «уголка потребителя (покупателя)» в законодательстве отсутствует, согласно сложившимся обычаям делового оборота обязательные для информирования покупателя сведения хранятся в организации, осуществляющей розничную торговлю, в документарном виде и размещаются на стендах, имеющих карманы (файлы) для хранения документов. При этом важно, чтобы покупатель при желании мог самостоятельно ознакомиться с документами.

Как правило, по собственной инициативе организации, осуществляющие розничную торговлю, на указанные стенды добавляют непосредственно сам Закон №2300–I в виде брошюры, а также журнал проверок, сведения о контролирующих и вышестоящих органах (в т.ч. территориальных управлениях Роспотребнадзора, Росздравнадзора и т.д.), номера телефонов для вызова служб экстренного реагирования, правила поведения для покупателей (содержащие, например, запрет на посещение аптеки покупателям с животными) и т.д., иными словами, любую информацию, которая так или иначе предназначена для информирования покупателя.

Важно! Следует отметить, что, несмотря на то, что вопрос об "уголке покупателя (потребителя)" в достаточной мере законодательно не урегулирован, в случае отсутствия информации, которая должна быть обязательно доведена до сведения потребителя, организация может быть привлечена к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ "Нарушение правил продажи отдельных видов товаров", которая предусматривает административное наказание в виде штрафа для юридических лиц в размере от десяти тыс. до тридцати тыс. руб.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мария Рижская

www.garant.ru

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики управление:
Какие нарушения чаще встречаются в аптеке?

Среди наиболее распространенных нарушений, выявляемых в аптеках, — отпуск Rx-препаратов (в том числе ПКУ) без рецепта, несоблюдение условий хранения, минимального ассортимента, правил ценообразования на лекарства из списка ЖНВЛП и несоответствие входной группы и прилегающей территории. Ведущий фарминспектор «СоюзФармы» Виктория Маховская представила обзор нарушений обязательных требований, выявляемых по результатам проверок аптечных организаций.

С 1 ноября стартует новый этап маркировки БАД

С 1 ноября 2024 года стартует разрешительный режим реализации биологически активных добавок. Аптеки должны были уже подготовиться к этому этапу, но до сих пор возникает множество проблем, как и что делать. На вопросы работников розницы в ходе вебинара ответила ведущий инспектор ААУ «СоюзФарма» Виктория Маховская.

Как увеличить маркетинговые выплаты в аптечную сеть

Увеличение маркетинговых выплат можно добиться не столько за счет роста числа заключаемых контрактов, сколько благодаря сокращению собственных издержек и повышению качества их исполнения. Достижение этой задачи напрямую связано с тем, насколько системно в аптечной сети построена работа по управлению маркетинговыми контрактами.

Материальная ответственность аптечного сотрудника

Материальная ответственность — это юридическая обязанность работника возмещать причиненный им ущерб с учетом правил и ограничений, установленных законом. Этот механизм позволяет организациям применять определенные меры к своему персоналу.

Обязательные требования в работе аптеки

При работе аптеки персоналу нужно соблюдать большое количество обязательных требований, причем не только по части цен и ассортимента. Вряд ли кто-то не исполняет их сознательно, однако на практике некоторые нарушения встречаются часто. Как не допустить или исправить нарушения обязательных требований, рассказывает ведущий инспектор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Валентина Чугунова.

Специализированные
мероприятия