Вопрос — ответ специалистов
Фактически понятие "уголок покупателя" или "уголок потребителя" в законодательстве РФ отсутствует. Однако из системного толкования действующих норм можно сделать вывод о том, что "уголок покупателя" — это удобное, доступное место в магазине, аптеке или иной торговой организации, где потребитель может ознакомиться с информацией, которую продавец обязан довести до его сведения.
С 2003 г. по 2014 г. на территории РФ действовали Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях, утвержденные приказом Минздрава России от 04.03.03 №80, в которых содержался подробный перечень той информации, с которой должен быть ознакомлен посетитель аптеки. Однако приказом Минздрава России от 09.01.14 №1н указанный приказ признан утратившим силу. До настоящего времени никаких иных подобных Правил принято не было.
Тем не менее, в соответствии со ст. 9 Закона РФ от 07.02.92 №2300–I "О защите прав потребителей" (далее — Закон №2300–I), п.п. 8, 9, 10, п. 16 Правил продажи отдельных видов товаров (утверждены постановлением Правительства РФ от 19.01.98 №55), ч. 3 ст. 63 Федерального закона от 12.04.10 №61–ФЗ "Об обращении лекарственных средств" "уголок покупателя" в аптеке в обязательном порядке должен содержать следующую информацию:
- о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа в случае, если лекарственные средства продает индивидуальный предприниматель;
- о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем, поскольку деятельность, осуществляемая аптечной организацией, подлежит лицензированию (п. 47 ст. 12 Федерального закона от 04.05.11 №99–ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Потребителю также должна быть предоставлена наглядная и достоверная информация: об оказываемых услугах, ценах на них и условиях оказания услуг, а также о применяемых формах обслуживания при продаже товаров (по предварительным заказам, продажа товаров на дому и др. формы).
Помимо этого, в аптечных организациях в доступной для всех заинтересованных лиц форме с учетом группировки по международным непатентованным наименованиям лекарственных препаратов размещается информация о зарегистрированных предельных отпускных ценах производителей на лекарственные препараты.
Кроме того, продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений и предоставлять ее покупателям по их требованию.
Поскольку какая–либо конкретная информация об организации «уголка потребителя (покупателя)» в законодательстве отсутствует, согласно сложившимся обычаям делового оборота обязательные для информирования покупателя сведения хранятся в организации, осуществляющей розничную торговлю, в документарном виде и размещаются на стендах, имеющих карманы (файлы) для хранения документов. При этом важно, чтобы покупатель при желании мог самостоятельно ознакомиться с документами.
Как правило, по собственной инициативе организации, осуществляющие розничную торговлю, на указанные стенды добавляют непосредственно сам Закон №2300–I в виде брошюры, а также журнал проверок, сведения о контролирующих и вышестоящих органах (в т.ч. территориальных управлениях Роспотребнадзора, Росздравнадзора и т.д.), номера телефонов для вызова служб экстренного реагирования, правила поведения для покупателей (содержащие, например, запрет на посещение аптеки покупателям с животными) и т.д., иными словами, любую информацию, которая так или иначе предназначена для информирования покупателя.
Важно! Следует отметить, что, несмотря на то, что вопрос об "уголке покупателя (потребителя)" в достаточной мере законодательно не урегулирован, в случае отсутствия информации, которая должна быть обязательно доведена до сведения потребителя, организация может быть привлечена к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ "Нарушение правил продажи отдельных видов товаров", которая предусматривает административное наказание в виде штрафа для юридических лиц в размере от десяти тыс. до тридцати тыс. руб.
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мария Рижская
www.garant.ru