25.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
25.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок // ЕАЭС

Фармрынок ЕАЭС: стремимся к качеству и единству

Несмотря на непростую международную обстановку, фармотрасль в нашей стране продолжает обеспечивать потребителей лекарствами и поддерживать их качество, параллельно продолжая подстраиваться под нормативные требования ЕАЭС.

В 2022-м была создана информационно-аналитическая система Правительства РФ "Мониторинг дефектуры лекарственных препаратов и медицинских изделий", которая по утверждению зам. министра здравоохранения РФ Сергея Глаголева позволяет осуществлять мониторинг риска дефектуры препаратов из перечня ЖНВЛП.

Глаголев Сергей

Также Минздравом России совместно с подведомственной организацией создана Служба фармакопейных стандартных образцов и фармакопейных исследований. Ее основные цели — установление и соблюдение требований к фармакопейным стандартным образцам (ФСО), формирование и ведение реестра, а также банка ФСО, и обеспечение субъектов обращения лекарств ФСО. Представитель главного ведомства здравоохранения приводит такие цифры: выполнены аттестационные испытания 62 ФСО в целях утверждения типа, в реестр внесено 183 типа ФСО (104 из них для контроля качества лекарств из перечня ЖНВЛП) и 63 организации–заказчика обеспечены ФСО для контроля качества лекпрепаратов.

О развитии регуляторных механизмов

Ведется работа над приведением в соответствие с правом ЕАЭС. Разработан проект федерального закона о внесении изменений в Закон № 61-ФЗ, предусматривающий следующие нововведения:

  • В отношении высокотехнологичных препаратов исключается обязанность производителя вносить информацию о них в систему МДЛП.
  • Упрощаются требования к представлению документов при вводе в гражданский оборот препаратов добросовестными субъектами обращения лекарств, в отношении которых в течение трех лет, предшествующих дате протокола испытаний, не выявлены случаи несоответствия качества препаратов, информация о которых опубликована на сайте Росздравнадзора, в отношении всех площадок, осуществляющих производство препарата, в т.ч. выпускающий контроль качества.
  • Предусматриваются положения о переходе предоставления государственных услуг только в форме электронного документооборота с направлением по итогам их предоставления выписок из соответствующих реестров или мотивированных отказов в принятии решений.

Сергей Глаголев считает, что необходимо дальше развивать регуляторные механизмы ЕАЭС: совершенствовать процедуру ускоренной регистрации, внедрять критерии социально значимых лекпрепаратов, разрабатывать документы по использованию данных реальной клинической практики, а также совершенствовать процедуры приведения регдосье препаратов, зарегистрированных по национальным процедурам, в соответствие правилам ЕАЭС. Кроме того, нужна цифровизация регулирования обращения лекарств, например, внедрение реестровой модели регистрации и переход предоставления государственных услуг в электронной форме.

Помимо этого, отрасли требуется оценка правоприменения и совершенствование механизмов профилактики дефектуры ЛП, включая государственную регистрацию и индексацию предельных отпускных цен. Важны поддержка укрепления технологического суверенитета, разработка инновационных и вторых в классе лекарств для терапии социально значимых заболеваний.

Своевременное реагирование на обращения граждан и тщательный контроль производства и продажи лекарств позволяет не допускать проникновения некачественных препаратов на рынок.

Самойлова Алла

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Алла Самойлова приводит следующие данные: в прошлом году ведомство провело 763 проверки и 38796 профилактических мероприятий. Из обращения изъято 1 634379 упаковок недоброкачественных и фальсифицированных лекарств, а у более 7,5 тыс. граждан восстановлены права на получение лекарственной помощи.

В специальных лабораториях РЗН проходят испытания качества лекарственного растительного сырья. Оборудование позволяет определить содержание тяжелых металлов, мышьяка, радионуклидов и остаточных пестицидов.

Ведомство также участвовало в ежегодной операции под эгидой Интерпола "Пангея", направленной на пресечение преступной деятельности, связанной с незаконным оборотом медицинской продукции в интернете. В результате было принято решение о блокировке 937 выявленных интернет–ресурсов, на которых нелегально продавались лекарства. Кроме того, в процессе контроля дистанционной торговли препаратами сотрудниками Росздравнадзора проанализировано более 60 тыс. интернет-ресурсов и совместно с Роскомнадзором заблокировано более 40 тыс. из них. Основные причины — возможность приобретения рецептурных препаратов, отсутствие лицензии на фармацевтическую деятельность и разрешения на торговлю, а также реализация незарегистрированных в России лекарств.

Переход на нормы ЕАЭС: успеем ли?

Вопросы лекобеспечения и переход на законодательство ЕАЭС волнуют и другие страны–участницы Союза. Главные проблемы в этой области — срок, за который странам необходимо перестроиться, и формирование у членов Союза единого понимания нормативно–правовых актов.

Шестаков Владислав

Директор ФБУ "ГИЛС и НП" Минпромторга России Владислав Шестаков отмечает разное трактование уполномоченными органами государств-членов ЕАЭС нормативно–правовых актов, которые приводят к "национальным особенностям", не предусмотренным нормативными актами Союза. Например, различные требования к сертификату GMP ЕАЭС при обращении препарата на территории государства–члена Союза. Различаются и подходы к инспектированию: инспекция может быть как сайт–, так и продакт–ориентированной, для нескольких адресов производства может быть один сертификат GMP ЕАЭС, а также инспекционный отчет написан не на русском языке. Эксперт считает, что необходимо стремиться к взаимному признанию сертификатов GMP регуляторными органами государств–членов ЕАЭС.

Сегодня динамика перехода фармрынка на работу по правилам Союза в разных странах отличается, однако там делается все, чтобы ускорить этот процесс и одновременно сохранить большую долю собственных препаратов в ассортименте.

Мавлян Абдиев

Зам. директора Департамента лекарственных средств и медицинских изделий Минздрава Кыргызской Республики Мавлян Абдиев считает важным принятие 7 марта 2023-го постановления Кабмина КР №136 "О регистрации, подтверждении регистрации и внесении изменений в регистрационное досье лекарственных средств для медицинского применения", в соответствии с которым госрегистрация лекарств возобновлена и будет осуществляться до 31 декабря 2023-го. В настоящее время подано 6 заявлений на регистрацию в рамках ЕАЭС, на приведение регдосье в соответствие – 37, на внесение в него изменений — 18. Большая часть из них рассмотрена, выдано 23 регистрационных удостоверения. Мавлян Абдиев уточнил, что по состоянию на 1 апреля с.г. согласно ГРЛС на территории республики зарегистрировано 6288 наименований лекпрепаратов, значительная часть из них российского производства.

Проведение экспертизы

По словам зам. директора РУП "Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении" Минздрава Республики Беларусь Ольги Журавлевой, первое досье на регистрацию лекпрепарата по процедуре ЕАЭС было подано 02.08.2018, а по состоянию на 1 марта этого года число заявок достигло 321. Сегодня по национальным правилам можно зарегистрировать фармсубстанции и стратегически важные лекарства, чей перечень установлен постановлением Минздрава Республики от 29.10.2021 №116. Также постановлением Совета министров Республики Беларусь от 08.10.2021 №570 "О государственной регистрации стратегически важных лекарственных препаратов» предусмотрены четыре процедуры регистрации — стандартная (РУ на 5 лет), условная и условная для экстренного применения (в обоих случаях РУ на год), а также в упрощенном порядке (РУ сроком на 5 лет).

Директор Научного центра экспертизы лекарств и медицинских технологий им. академика Э. Габриеляна (Республика Армения) Араик Багрян представил данные о том, что в настоящее время подано 114 заявлений в соответствии с решением Совета ЕЭК от 03.11.2016 №78, 72 из них касается приведения регдосье в соответствие с правилами Союза.

По мнению эксперта, у каждой страны есть первостепенная необходимость сохранить количество зарегистрированных лекарств своего реестра. В Армении из приблизительно 4 тыс. зарегистрированных 3 тыс. лекпрепаратов также зарегистрированы хотя бы в одном из государств-членов Союза. По его мнению, необходимо упростить процедуры взаимного признания и приведения регдосье препарата, зарегистрированного по правилам государства-члена, в соответствие с требованиями Союза. Также нужно улучшать коммуникацию и кооперацию между странами-участницами ЕАЭС.

Гендиректор — председатель правления РГП на ПХВ «Национальный центр экспертизы лекарственных средств и медицинских изделий» Комитета мед– фармконтроля Минздрава Республики Казахстан Еркен Даутбаев отмечает, что всего в их Национальном реестре находится 7431 наименований препаратов, при этом 86% из них — зарубежные. В настоящее время поданы 334 заявки на экспертизу и регистрацию по правилам ЕАЭС, большая часть из них касается приведения регдосье в соответствие с правилами Союза. Уже получено 105 положительных экспертных заключений и 58 регистрационных удостоверений, а 189 заявок еще находятся в работе. Эксперт выделяет следующие проблемные вопросы для членов Союза:

  • Срок переходного периода до 31 декабря 2025 года с большой вероятностью не позволит перейти всем национальным регистрационным удостоверениям в Реестр ЕАЭС. Решить это может исключение даты переходного периода из статьи 20 Соглашения.
  • Разные подходы уполномоченных органов государств к трактовке руководств ЕАЭС. Чтобы этого избежать, необходимы постоянные консультации между ЕЭК, регуляторными органами и бизнесом.
  • Проблемы с информационным взаимодействием, а также различные подходы формирования регистрационного досье в xml. Решением станет усиление постоянного взаимодействия с Департаментом информационных технологий ЕЭК.

По материалам пленарного заседания в рамках НПК "Реглек 2023"

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики еаэс:
Переход на правила ЕАЭС продолжается

В сегодняшней непростой реальности отечественный рынок продолжает развиваться. В 2023 году на него вышло 2 млрд. упаковок отечественных препаратов, что составляет 30% от всего гражданского оборота.

Правила регистрации лекпрепаратов

С 1 января 2025 года приоритет законодательства ЕАЭС над национальным станет обязательным. Уже сейчас правила регистрации лекпрепаратов диктует прежде всего законодательная база ЕАЭС. Российские требования применяются на основе специальных постановлений правительства.

Дело техники: о процедуре фармимпорта

Международная логистика в начале 2020-х гг. стала одной из главных тем фармацевтической повестки дня. Прежние модели поставок перестали работать и фармотрасли пришлось срочно находить новые инструменты, чтобы продолжить бесперебойно функционировать и сохранить доступность лекарственных препаратов для пациента.

Ключевые вопросы фармрынка ЕАЭС: ответы экспертов

В 2024 году общий лекарственный рынок Евразийского союза отмечает свое десятилетие. Процесс гармонизации законодательства, конечно, пока не завершен: продолжается работа и над правовыми актами стран-участниц, и над нормативными документами международного объединения.

Законодательство ЕАЭС: изменения в фармотрасли

Процесс сближения и гармонизация законодательства в рамках ЕАЭС вступают в завершающую фазу. Проведена большая работа по выработке единой терминологии и стандартов деятельности на фармрынке, а также общих подходов к доступу на рынок стран Союза лекарств и фармсубстанций. В связи с этим специалистов фармацевтической отрасли волнует вопрос — как повлияют новшества на их повседневную практическую работу.

Специализированные
мероприятия