Говорить о действующей системе защиты прав пациентов рано
Дмитрий Юрьевич, эксперты недовольны, что изменения в закон об ОМС не обсуждались с ними. Как изменилась ситуация на сегодняшний день? Какие инициативы вносились медучреждениями, занятым в системе ОМС, пациентскими организациям и другими участниками?
— Когда в прошлом году в Госдуму были внесены поправки в законодательство об ОМС, это стало неожиданностью почти для всех. Процесс обсуждения поправок проходил в сжатые сроки без существенного учета мнений экспертов.
Непосредственно перед внесением изменений в закон об ОМС возражения высказывали пациентские организации, страховое сообщество, представители научных кругов. Было определенное недовольство со стороны врачебного сообщества. На сегодняшний день не без поддержки вице–премьера Татьяны Голиковой осуществляется взаимодействие Всероссийского союза страховщиков с Минздравом России в части обсуждения проектов подзаконных актов. И, надо сказать, что определенная часть предложений страхового сообщества учитывается. Минздрав России взаимодействует с Национальной медицинской палатой, также участвующей в процессе обсуждения нормативных правовых актов.
Приняты ли дополнительные нормативные правовые акты, регулирующие "детали" закона?
— Постепенно принимаются подзаконные акты, регламентирующие реализацию положений закона. Внесены изменения в правила ОМС, создана система трехсторонних договоров, также внесены определенные изменения в порядок осуществления контрольно-экспертной деятельности ТФОМС и страховых медицинских организация (СМО). Но ряд нормативных правовых актов еще находится на стадии обсуждения, в т.ч. и касающийся реестра экспертов, осуществляющих контроль за качеством медицинской помощи. Проект этого нормативно-правового акта (НПА) вынесен даже на рассмотрение профильной группы "регуляторной гильотины".
Новацией закона о бюджете Федерального фонда ОМС на 2021–2023 гг. стало выделение в нем с 2021 г. отдельного сегмента на оплату медпомощи, оказанной в федеральных медицинских организациях. Расскажите, пожалуйста, подробнее, в чем смысл новации?
— Можно предположить, что смысл новаций в том, чтобы обеспечить постоянное адекватное финансирование федеральных медицинских организаций. Выделение в бюджете ФФОМС с 2021 г. отдельного сегмента на оплату медпомощи, оказываемой в федеральных ЛПУ, затронуло и вопросы изменения финансирования территорий. Сейчас принято решение об ответственности субъектов за финансирование процесса оказания лечебных мероприятий, осуществлявшихся в федеральных клиниках больным коронавирусной инфекцией, поступившим из этих субъектов.
Не исключаю, что в течение года появятся еще какие-то нововведения в плане финансирования федеральных медицинских учреждений. Вопрос достаточности финансирования указанной группы клиник, безусловно, очень актуален.
Федеральный фонд займется страховым сопровождением пациентов федеральных центров, на что потребуется 450 млн руб. в этом году. Это новая функция для Фонда?
— ФФОМС, в соответствии с изменившимся законодательством, должен заниматься организацией проведения экспертной деятельности, а также вопросами защиты прав граждан, получающих медицинскую помощь в медицинских организациях федерального подчинения. Эта функция является действительно новой для ФФОМС. По имеющейся информации, экспертная деятельность в части контроля качества в настоящее время не осуществляется, а федеральные учреждения пока финансируются практически по сметному принципу, получая ежемесячно 1/12 от запланированного годового объема средств. Говорить о том, что на данный момент налажена реально действующая система защиты прав пациентов, получающих лечение в федеральных клиниках, наверное, преждевременно, так как поступающие в ФФОМС от них письменные претензии, по имеющейся информации, переадресуются в сами клиники или иные ведомства, например, в Росздравнадзор.
Есть мнение, что происходит возврат к бюджетной системе здравоохранения. По Вашему мнению, это так?
— Как я уже отметил, сейчас финансирование медпомощи, оказанной в федеральных медицинских организациях, идет не в зависимости от выполненных работ, а в размере 1/12 от объема запланированных средств. Это действительно похоже на сметное распределение денежных средств. Очень хочется надеяться, что практика такого финансирования не будет расширяться. Тем более, что подобный механизм без осуществления независимого контроля точно не приведет к повышению качества медпомощи и точно не повысит удовлетворенности граждан системой отечественного здравоохранения.
В текущем году система ОМС продолжит работать в условиях ограничений из-за пандемии? Как это скажется на деятельности страховщиков?
— Постепенно снижается уровень ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции на территории РФ. Процесс неравномерный, есть отличия по регионам. Тем не менее, возобновляется оказание плановой медицинской помощи, возобновляется диспансеризация населения. На данном этапе актуальной является задача сопровождения граждан, перенесших коронавирусную инфекцию, особенно – в старшей возрастной группе. И задача страховщиков обеспечить должное функционирование этой системы, чтобы все граждане получили своевременную медицинскую помощь. Это, конечно, требует четкого и слаженного взаимодействия всех участников системы: СМО, медицинских организаций, Территориальных фондов ОМС, органов управления здравоохранением. Должна быть четко прописана схема маршрутизации пациентов при получении ими всех видов помощи, особенно реабилитационной. В тех же регионах, где сохраняются существенные ограничения в связи с распространением коронавирусной инфекцией, процесс идет сложнее, и рабочий спектр страховщиков уже, но не менее прост, так как во многом связан с обеспечением потребности граждан в специализированной помощи.