Вперед, к прошлому?
С 1953 по 2014 годы в нашей стране формировался и менялся утвержденный Национальный календарь профилактических прививок (НКПП). За этот период он расширился от 5 до 12 видов вакцинации. На сегодня это:
гепатит В
|
краснуха
|
гемофильная инфекция
|
пневмококк
|
грипп
|
полиомиелит
|
дифтерия
|
столбняк
|
коклюш
|
туберкулез
|
корь, оспа
|
эпидемический паротит
|
Надо заметить, что в 20 веке люди стали жить дольше на 30 лет, и 25 из них —– заслуга вакцинации. Казалось бы, преимущества иммунопрофилактики с помощью вакцин очевидны… Но не все так просто.
"Вакцинация требует общественного согласия. К сожалению, даже сегодня все еще активно действуют представители так называемого движения «антипрививочников». В связи с этим необходимо повысить уровень просветительской работы среди населения. К ней должны подключиться и врачи самых разных специализаций, и законодатели, и пациентские сообщества, у которых складываются доверительные отношения с разными слоями населения, и представители СМИ, — считает Татьяна Кусайко, заместитель председателя комитета по социальной политике Совета Федерации, заслуженный врач РФ. — К сожалению, некоторые медработники не только не призывают к вакцинированию, но и отговаривают своих пациентов".
С законодателем согласна и Лейла Намазова–Баранова, руководитель НИИ педиатрии и охраны здоровья детей ЦКБ РАН, президент Союза педиатров России, д.м.н. Эксперт уверена, что вакцинация сегодня — это практически универсальная технология, рассчитанная на профилактику многих инфекционных болезней, которая часто делается с учетом возраста человека. А вот с манипулированием сознания людей просто необходимо бороться. При этом учитывать, что современные обыватели, как правило, черпают информацию не из официальных источников, а из социальных сетей. И это происходит не только в России, но и во всех, в т.ч. развитых странах мира. Основными причинами отказа являются необоснованные сомнения в эффективности вакцинации и боязнь возможных побочных явлений.
Вот и получается, что современные "антипрививочники" пытаются повернуть медицинскую сторону цивилизации вспять.
О взрослых пациентах замолвили слово
Нынешняя пандемия настолько опасна для людей всех возрастов, и особенно для пожилых граждан, что казалось, что как только появится вакцина, так все тут же побегут за прививкой. Но не тут–то было! Значительная часть возрастного населения, в т.ч. с хроническими заболеваниями, всячески сторонятся прививочных пунктов.
Ольга Ткачева, директор Российского геронтологического НКЦ им. Н.И. Пирогова, д.м.н., признается, что ее просто поражает такое положение вещей. "У меня есть знакомые и пациенты в возрасте 60+, которых я, врач, не могу убедить вакцинироваться, — рассказывает она. — Между тем впервые в истории человечества старение является столь значимым фактором риска. И вакцинация стала единственным способом защиты пожилых людей. Причем это — наиболее простой способ продления жизни, к чему мы все так стремимся. Уверена, что иммунопрофилактика должна входить во все клинические рекомендации с введением обязательных стандартов. А еще нужно создавать регистры вакцинированных пациентов, чтобы отслеживать их состояние после получения прививки".
Многие ошибочно предполагают, что вакцинация проводится только в детском возрасте, и медики должны объяснять, что это заблуждение — есть заболевания, для профилактики которых необходима вакцинация на протяжении всей жизни.
Например, пневмококковая инфекция крайне опасна для людей пожилого возраста. Поэтому всем, чей возраст перевалил за 65 лет, необходимо вакцинироваться от этой инфекции. Тем более, что практически все болезни органов дыхания являются ассоциированными. Естественная иммунная защита с течением лет ослабевает, поэтому ее нужно тренировать и укреплять. И прививки здесь оказывают существенную помощь.
Необходимо объяснять пациентам, что после перенесенной внебольничной пневмонии у людей почтенного возраста в 48,6% случаев возникают различные заболевания сердца, у 30,8% — цереброваскулярные недуги, а гипертоническая болезнь — у 13,1%.
Стоит помнить и о том, что коморбидные пациенты тяжелее переносят любое инфекционное заболевание. Да и заражаются они быстрее. Так, сахарный диабет увеличивает риск развития пневмококковой инфекции в 3 раза, сердечно–сосудистых заболеваний (ССЗ) — в 4 раза, хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ) — в 9 раз!
В национальном проекте "Демография" предусмотрено финансирование вакцинации от пневмококка всех пожилых россиян. Это важно, потому что прививка снижает число заболевших пневмококковой пневмонией на 77%. Пока же ею охвачены только стационарные дома для престарелых.
Менингит очень опасен
В связи с текущей пандемией многие забывают о том, что существует очень серьезная менингококковая инфекция – смертельно опасное заболевание, которое ожидает приоритетного рассмотрения для внесения его в НКПП для детей первых пяти лет жизни.
Менингококковая инфекция — это медико–социальная проблема, требующая решения на государственном уровне. Не случайно девизом Глобальной дорожной карты ВОЗ по борьбе с менингитом стал "К 2030 году — мир, свободный от менингитов". Главным эффективным и доступным инструментом достижения этой цели являются разработка и обеспечение вакцинами.
"Если у детей менингококковая инфекция, то 80-85% из них погибает, оставшиеся 15-20% становятся глубокими инвалидами, — предупреждает акад. РАМН Юрий Лобзин, президент Детского НКЦ детских инфекций, д.м.н. — Такое происходило в 20–30–е годы прошлого века, когда не было ни антибиотиков, ни вакцин. Но всплески этого заболевания имеют определенную цикличность. Так, 20 лет идет эпидемия, потом 30 лет — затишье".
Да, сегодня научились лечить детей, заболевших менингококком, но заболевание развивается настолько молниеносно, что к врачам часто просто не успевают обратиться. Летальность наступает в течение первых 24 часов после проявления симптомов в виде резкой головной боли и кожной сыпи. После перенесенного заболевания остаются тяжелые последствия – такие, как снижение слуха, двигательные нарушения, судороги и другие неврологические осложнения, дисфункция почек, образование рубцов на коже и т.п.
К сожалению, далеко не все родители знают и об опасности заражения менингококком, и о возможностях прививки от этого заболевания. Между тем все дети после исполнения им 9-ти месяцев, согласно НКПП, должны быть вакцинированы от менингококковой инфекции.
Кстати, взрослые также заболевают инфекционным менингитом, и те, чей возраст превышает 65 лет, болеют в этом случае крайне тяжело и зачастую с летальным исходом.
Ротавирус никуда не делся
Ротавирусная инфекция — это не только диарея и воспаление кишечной трубки, но и возможная пневмония, поражение почек, других органов и систем организма человека.
У 18% детей через три недели после того, как о поносе уже забыли, отмечается поражение сердечной мышцы.
Даже после относительно легкой формы болезни у каждого четвертого ребенка в течение одного-трех лет формируются функциональные нарушения ЖКТ. А у детей, перенесших 3 эпизода ротавирусной инфекции в течение года, частота осложнений достигает практически 100%.
Александр Горелов, зам. директора по научной работе Центрального НИИ эпидемиологии, д.м.н., призывает вакцинироваться и, конечно, внести прививку от ротавируса в национальный календарь, как это сделали уже 111 стран мира. "Если бы не было пандемии COVID-19, то это осуществилось бы еще в 2020 году, так как такая опция уже была в планах Минздрава РФ", — сообщил эксперт. Он привел статистические данные: внедрение этой вакцинации в НКПП разных стран дает снижение заболеваемости ротавирусной инфекцией на 90%. И на 50% снижает госпитализацию. А также на 20-40% уменьшает количество летальностей.
Четыре важных показателя
Программы вакцинации классифицировала ведущий научный сотрудник НИИ педиатрии и охраны здоровья детей ЦКБ РАН, член Рабочей группы экспертов по вопросам профилактики инфекционных заболеваний Минздрава РФ, к.м.н. Марина Федосеенко.
- Рутинные программы иммунопрофилактики, являющиеся главным инструментом всей системы специфической вакциноиммунизации.
- Массовые иммунизации. Такая форма наиболее эффективна в плане контроля над заболеваниями при максимальном охвате населения профилактическими прививками.
- Усовершенствованные рутинные программы иммунизации — один из наиболее актуальных вопросов при обсуждении проблем общественного здравоохранения.
- Стратегия развития иммунопрофилактики на период до 2035 года.
Недостатки отечественного НКПП
Многие эксперты отмечают ряд недостатков, присутствующих в НКПП, которые необходимо устранить:
- Ограничение перечня вакцин, предотвращающих инфекции.
- Недостаточное применение комбинированных и многокомпонентных вакцин.
- Использование не только инновационных, но и «устаревших» вакцин.
- Отсутствие понятных единых графиков иммунизации с учетом особенностей состояния здоровья, возраста, профессиональных рисков, образа жизни, нарушений предыдущих схем иммунизации и т.д.
- Не предусмотрено регулярное обновление НКПП.
- Нет формулировки концепции иммунизации на протяжении всей жизни человека.
По мнению Марины Федосеенко, решения о расширении НКПП должны приниматься с учетом следующих факторов:
- Эпидемическая ситуация.
- Уровень экономического ущерба.
- Социологическая значимость инфекции (ее тяжесть и возрастная характеристика, последствия).
- Рекомендации глобальных и национальных экспертов.
- Финансовые возможности.
- Производственные мощности, наличие и доступность вакцин.
Что может стать мощным стимулом развития вакцинации:
- Эмпирические наблюдения.
- Эпидемиологическая необходимость.
- Научные открытия.
- Экономическая выгода.
- Создание Союза экспертов в сфере иммунопрофилактики.
Фарминдустрия хочет гарантий
"Производство даже тех вакцин, создание которых давно открыто, крайне сложное. Так, чтобы построить такое производство, надо быть уверенным в том, что вакцина будет востребована в конкретный период времени и в определенном объеме. Иначе предприятие, подготовленное под производство вакцины, будет незаслуженно простаивать, и вместо прибыли получит убытки, — ставит в известность представитель отечественного фармпрома, исполнительный директорООО "НАНОЛЕК" Максим Стецюк. — Поэтому для вывода на рынок практически любой вакцины недостаточно готовности фармацевтической компании, необходима солидарная ответственность между министерствами здравоохранения, промторга и медицинским сообществом".
Дорожная карта будущего
И для производства вакцин, и для организации процесса вакцинации очень важна регуляторная практика. Она позволяет эффективно использовать мероприятия, заложенные в дорожную карту развития НКПП. И она должен расширяться, убеждена Наталья Лось, руководитель проектов платформы "Эффективное здравоохранение". "Нами разработана дорожная карта, на основании которой подготовим представление в Правительство РФ для расширения НКПП, — сообщила Наталья Лось. — В 2021 году предлагается включить в календарь вакцинацию от ковида, в 2022–м — от ротавирусной инфекции, в 2023–м — от ветряной оспы, в 2024–м — от ВПЧ, и от менингококковой инфекции — в 2025 году".
По материалам НПК "Развитие календаря прививок в условиях COVID–19 — забота о здоровье и долголетии"