Но реальность так отличается от заявлений! К примеру, у человека, пришедшего в поликлинику, не берут пакет с обувью в гардеробе, что доводит его до крика и возмущения. Он явно в центре… скандала.
Тему человекоцентричности в российской системе здравоохранения, а также другие актуальные вопросы обсудили в рамках XII Конгресса пациентов. Приветствуя участников мероприятия, министр здравоохранения М.А. Мурашко отметил, что для пациента важно быстро, качественно и беспрепятственно получать медпомощь, иметь в доступе информацию о своем здоровье, переходить на персонифицированные рекомендации.
"Именно поэтому сегодня мы развиваем доступность цифровых сервисов (электронные рецепты, запись к врачу и др.). Пандемия ковида стала катализатором беспрецедентно быстрого распространения цифровых технологий, например, количество пациентов, находящихся на удаленном наблюдении, выросло с 40 тыс. в 2018 г. до 2 млн. в 2020 г. Число телемедицинских консультаций по сравнению с 2018 г. увеличилось с 400 тыс. до 7 млн. Мы пришли к формированию цифрового медицинского профиля для каждого человека, что позволяет сделать шаг к персонализированной медицине. Развиваются и новые возможности дистанционной продажи лекарств, что особенно актуально для маломобильных и пожилых граждан", — рассказал руководитель Минздрава. Также, в качестве инноваций, он упомянул механизм маркировки лекарственных препаратов и созданный в 2020 г. Федеральный регистр льготного лекарственного обеспечения.
В ближайшем будущем планируется ввести цифровой медицинский полис. С 2022 г. граждане смогут отказаться от полиса ОМС на бумажном носителе в пользу реестровой записи в фонде ОМС.
Глава комитета ГосДумы по охране здоровья Дмитрий Хубезов согласен, что в системе здравоохранения все должно вращаться вокруг пациента, но при этом тот не должен быть всегда правым, стороны должны слышать друг друга. "«Советское наследие, когда врач всегда прав, ушло в прошлое. И правильно. Лечение должно быть эффективным с экономической точки зрения, и при этом стать комфортным для пациента. Весь мир идет по этому пути, и наше законодательство должно успевать за происходящими изменениями", — уверен депутат.
Модератор конгресса, представитель пациентского сообщества Юрий Жулев привел данные опроса о роли пациента в процессе принятия решений по своему лечению. Около 58% пациентов ответили: в полной мере принимают решения, 26% способны влиять на лечение только в отдельных моментах. Порядка 16% считают, что только врач принимает решение.
На второй вопрос об обеспеченности информацией по своему лечению около 22% ответили, что имеют всю необходимую информацию, порядка 52% предположили, что обладают данными об отдельных аспектах лечения.
Директор ФГБУ "Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения" Минздрава России, д.м.н. Ольга Кобякова уверена, что мало закрепить понятие «пациентоориентированное здравоохранение" на законодательном уровне. "У меня двоякое отношение. С одной стороны, да, надо, с другой стороны, это что–то из общечеловеческих ценностей, само собой разумеющееся. Я вкладываю в это понятие то, что все наши действия, вся наша система здравоохранения крутится вокруг пациента. Но нужна большая работа и конкретика", — сказала она. Необходимо понимать, что факторы, важные для пациента и для врача, — это совершенно разные вещи. Для первого главное физический и эмоциональный комфорт, а для второго — лечение по лучшим стандартам, использование современного оборудования, доступность разнообразных исследований. О.С. Кобякова подчеркнула, что обучение медицинского персонала этике, основам деонтологии не требует больших финансовых вливаний. Она привела следующие данные: за 2020-й порядка 33 млн. жителей страны ни разу не обращались за медицинской помощью (возможно, из-за нехватки времени или нежелания ждать записи, потом очереди и т.д.). Самая сопротивляющаяся, по выражению директора института, группа — это мужчины трудоспособного возраста. С широким распространением цифровых решений в здравоохранении, в том числе телемедицинских консультаций, удастся подтянуть и эту группу, надеется она. Но с точки зрения цифровой зрелости российские регионы разительно отличаются друг от друга.
Медицинские информационные системы есть практически во всех государственных и муниципальных учреждениях страны. Хуже дела обстоят в этом вопросе в ФАПах. "Надо перестроить процессы оказания медпомощи в первичном звене, в амбулаторке. Врачи и медперсонал перегружены, им некогда сейчас, в ковид, даже голову поднять и посмотреть на пациента. Не потому, что не хотят. (По данным, прозвучавшим на конгрессе, у 65% медиков, особенно в малых городах, высок уровень выгорания, они находятся в состоянии готовности уйти из профессии — Прим.ред.) Нужно нивелировать дефицит кадров в первичном звене в помощью немедицинского персонала (администраторы, сотрудники колл–центров с немедицинским образованием, которые помогут освободить врача от административной работы)", — считает О.С. Кобякова. Но и от пациента многое зависит: его желание быть вовлеченным в процесс лечения, приверженность терапии, в целом готовность людей нести ответственность за свое здоровье (принимать рекомендованные препараты, измерять давление, придерживаться диеты и пр.).
Говоря о доступности и качестве медицинской помощи в условиях второго года пандемии ковида, участники также затронули тему места человека в системе здравоохранения. На фоне достижений, о которых рассказал зам. министра здравоохранения РФ Сергей Глаголев (цифровизация системы, выпуск в стране всех видов лекарств для профилактики и лечения ковида и его осложнений, создание регистра льготного лекарственного обеспечения для равномерного распределения лекарственных препаратов в регионах, изменение порядка доступа на рынок инновационных медикаментов и мн.др.), нарушаются права пациентов в реанимации на общение с родственниками. Представители различных пациентских организаций подняли этот вопрос, предложив прописать обязанность медперсонала давать возможность пациентам хотя бы позвонить близким. Человеку в реанимации тяжело не только физически, но и эмоционально, и невозможность видеться с родными не помогает его выздоровлению.
Советник Президента РФ Александра Левицкая напомнила, что при современных технологиях удаленного взаимодействия можно организовать в больнице онлайн–канал для общения. "Пациенты в реанимациях борются с болезнью и уходят в одиночестве. Столько обращений ко мне поступает на эту тему. Коллеги, милосердие — ключевое слова. Можно долго рассуждать, что у нас непонятливое население, что кто–то умер по своей вине и проч. Но это граждане нашей страны, они выстроили свои представления о здоровье, вакцинации", — сказала А.Ю. Левицкая, добавив, что сегодня как никогда важен диалог между медицинским сообществом, пациентами и обществом в целом.
Общественное доверие — важный фактор успеха в борьбе, которую возглавляет Минздрав, иначе, по словам советника, социологические опросы так и будут показывать не очень хорошее (мягко сказанное) отношение к изменениям и достижениям (а они есть) в здравоохранении.