Фарма–2019: драйверы роста заморожены
Подведение итогов стратегии "Фарма–2020". Старт новой программы "Фарма–2030". Новая методика регистрации цен на лекарственные средства — ее уже прозвали "моделью самых низких цен в мире".
Неизбежность старта обязательной маркировки, и одновременно сомнения в том, что этот старт произойдет.
Что еще готовит фармации новый 2019–й?
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ — АПТЕКИ
Анализ ситуации в фармацевтической промышленности и производители лекарственных средств и эксперты–аналитики начинают именно с аптеки.
Первое "эхо" проблем в фармацевтической рознице, долетевшее до производителя, — это "оптимизация штатной численности", обращает внимание Татьяна Литвинова, заместитель генерального директора аналитической компании AlphaRM. Проще говоря, изменившийся спрос в аптеках заставил сокращать кадры. Именно с этих, совсем не радостных новостей начался новый 2019 год для некоторых фармацевтических предприятий. В том числе относящихся к Биг фарме.
За 2018 год динамика объема рынка фармацевтической розницы вряд ли превысит 2–2,5% в рублях. Прирост в упаковках вообще не выйдет из отрицательной зоны. Никогда еще фармацевтический рынок так не падал. "Новеллы 2018–го", как вполне обоснованно назвал законодательные акты Виктор Дмитриев, генеральный директор АРФП, создали такие линии развития фармацевтического рынка, которые не приводят к его капитализации.
Другая тенденция — "цифровизация" работы с маркетинговыми контрактами. Электронный контроль над аптечной сетью в надежде "оптимизировать" расходы на продвижение. А также предложение одной из фармацевтических ассоциаций и депутатов Госдумы законодательно отрегулировать эти самые маркетинговые контракты.
Режим жесткой экономии — стратегия неоднозначная. Довольно часто она приводит к обратному результату.
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК
Для аптеки сегодня главная фигура на рынке — дистрибутор. Для производителя — аптека. Поставщик же вживается в новую роль — роль банка (подробно о новом формате сотрудничества "дистрибутор — аптека" читайте в интервью генерального директора ЦВ "Протек" Владимира Малинникова "В аптечной рознице царит каннибализм"). И стремится действовать в полном соответствии со сценарием кредитной организации. А вот главный фактор, влияющий на фармацевтический рынок, един для всех — это цена.
В надеждах и ожиданиях три звена товаропроводящей цепочки тоже единодушны: разрубить гордиев узел аптечных противоречий в состоянии лишь один государственный регулятор. На что обращать внимание в ожидании решительных регуляторных действий?
МАРКИРОВКА + МЕТОДИКА + НДС = ?
Главный тренд — поводов для экономии будет более чем достаточно, предупреждает Николай Беспалов, директор по развитию аналитической компании RNC Pharma. Ведь это — целая совокупность экономических и законодательных факторов, заставляющих производителя поднимать цены, а покупателя–пациента — пристальнее смотреть на свои расходы.
Цены на лекарства держались почти весь 2018 год, лишь к его концу стали расти. И эта тенденция сохранится в 2019–м. Причины известны. Общие для всех отраслей: повышение ставки НДС и рост цен на зависимые от налога товары, неизбежное падение курса рубля из-за снижения цен на нефть и газ и рост цен на импорт. Для фармации: активная фаза внедрения маркировки приведет к росту затрат фармацевтических производителей и росту цен на выпускаемые препараты.
Маркировка не только ростом затрат угрожает производителям. Внедрение пресловутого «криптохвоста» приведет к коллапсу в отрасли и к дефектуре препаратов — предупреждает Виктор Дмитриев. Кроме того, не понятно, как в такой ситуации возможно выполнение задачи «Фармы-2030» нарастить экспорт отечественных препаратов в 4 раза.
С ним согласны и предприятия — участники пилотного проекта по маркировке. Один из первых — "Герофарм" — уже апробировал криптокоды и обнаружил десятикратный рост брака (о результатах работы с криптозащитой было рассказано в августе 2018 г. на III Всероссийской GMP–конференции).
Как замечает генеральный директор "Герофарм" Петр Родионов: "В настоящее время оператор обещает уменьшить количество знаков в криптокоде, но нет понимания, на какое количество и каковы будут результаты новых тестов нанесения средств идентификации? Кроме того, у нас появится необходимость вновь отрабатывать все бизнес–процессы производства, логистики, вносить изменения в разработанное ранее программное обеспечение. Это может привести к пробуксовке проекта и невыполнению ФЗ–61 в части сроков обязательной маркировки".
Еще одно изменение озадачило фармацевтический рынок — новая методика регулирования цен, которая может привести к ситуации: цена доступна, а лекарство — нет.
Благодаря новой методике регулирования цен, дженерики в сегменте ЖНВЛП больше не могут быть дороже "оригиналов", обращает внимание Настасья Иванова, директор компании–дистрибутора "Интер–С Групп".
"Продавцам и дистрибуторам останется только договариваться с производителями о частичной и полной компенсации потерь", — прогнозирует эксперт.
"Мы также предполагаем, что новая ценовая политика может привести к тому, что некоторые препараты уйдут с рынка", — замечает Денис Богомолов, директор бизнес-подразделения безрецептурных препаратов компании Teva.
Виктор Дмитриев предлагает вспомнить одну из недавних новостей: государственная закупка нескольких лекарственных препаратов для лечения орфанных заболеваний не состоялась. Из–за значительно заниженной цены.
БЛАГОПОЛУЧИЕ — ПАРАМЕТР ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ
По некоторым косвенным признакам можно заключить: по мнению других рынков, рынок фармацевтический чувствует себя сравнительно благополучно. Ведь не случайно 2018 г. стал годом борьбы за продажу лекарства вне аптеки, обращает внимание Тамерлан Барзиев, адвокат–партнер Московской коллегии адвокатов "Лебедева–Романова и партнеры".
По мнению юриста, законопроект об уравнивании аптеки с продуктовым магазином — пусть и был отклонен благодаря тому, что фармацевтическое сообщество на сей раз объединилось — навряд ли останется заключительной попыткой вернуться к этому вопросу. Нефармацевтический бизнес не оставит надежды получить в свое распоряжение лекарство — один из немногих продуктов, востребованных всегда, несмотря на экономические и прочие факторы.
НАЙТИ ОБЩИЙ ЯЗЫК С АПТЕКОЙ
Анализ вопросов фармацевтического рынка все чаще переходит на вопросы аптечные. И дело не только и не столько в маркетинге.
Аптека — главный партнер производителя, подчеркивает Денис Богомолов. У промышленности и розницы общая задача — понять своего покупателя-пациента. Который в силу не совсем доступной медицины также старается понять аптеку и производителя, тщательно изучая цены, инструкции и нормативные акты.
Поэтому фармацевтическая индустрия должна быть всегда в диалоге с аптечной сетью, но речь опять же не о маркетинге, а об оперативном предоставлении информации. Полной и точной информации о препаратах.
Должна ли фарма стремиться найти общий язык с аптекой?
Ответ не вызовет сомнений, но попытки установить партнерские отношения, кажется, скоро станут исключением, а не правилом.
Кто–то из производителей предпочел строжайший электронный контроль, забывая о том, что "несовременные" ныне визиты медицинских представителей способны принести значительно большие результаты.
НОРМАТИВНЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ ПО МАРКЕТИНГОВЫМ СОГЛАШЕНИЯМ
Национальная ассоциация производителей фармацевтической продукции и медицинских изделий направила заместителю председателя Госдумы Сергею Неверову письмо с просьбой обратить внимание коллег–законодателей на аптечный маркетинг. Именно он, по мнению ассоциации, мешает развитию фармацевтической промышленности.
Вроде бы все логично. И Сергей Неверов переадресовал просьбу Президенту России Владимиру Путину, заметив, что та прибыль, которую можно было бы реинвестировать в производство, оседает в карманах руководителей аптечных сетей.
Депутаты готовы предложить проект нормативного акта, чтобы законодательно отрегулировать маркетинговые соглашения между аптечной организацией и фармацевтическим производителем.
ЛЬГОТНЫЕ ЛЕКАРСТВА ЗАПРЕТЯТ ЗАКОНОМ?
Законодательные меры, ограничивающие рентабельность аптеки, неминуемо "отрикошетят" по пациенту и производителю. Вот, например, еще один "сугубо аптечный" вопрос. Проект Федерального закона №550426–7, устанавливающий запрет на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий, — один из самых "чувствительных" на сегодня, объясняет депутат Госдумы, член Комитета по охране здоровья Валерий Елыкомов. Унитарные предприятия, ГУПы и МУПы — это, в первую очередь, некоммерческие аптеки. Те, которые выдают пациентам льготные лекарства, готовят экстемпоральные препараты по индивидуальным рецептам. В некоторых городках и поселках это — единственные аптечные учреждения.
Запрет на ГУПы и МУПы в аптечной рознице — по сути, запрет на льготное лекарственное обеспечение.
"ФАРМА–2020": УСПЕХ, НЕСМОТРЯ НА КРИЗИС
К регуляторным решениям принято относиться критически. С этой точки зрения стратегия развития фармацевтической промышленности "Фарма–2020" — явление уникальное. С 2009 г. за чрезмерно амбициозные и, казалось бы, недостижимые цели ее не критиковал только ленивый, вспоминает Настасья Иванова. Тем не менее за десять лет удалось привлечь рекордные инвестиции для модернизации существующих производств и строительства десятков новых.
Отечественная фармацевтическая промышленность, чудом выстоявшая в эпоху девяностых, в 2010–е стала расправлять плечи. За время реализации стратегии "Фарма–2020" хорошие результаты достигнуты по таким нозологиям, как противотуберкулезные препараты, сердечно–сосудистые заболевания, онкология, ВИЧ–инфекции, сахарный диабет, сообщает Владислав Шестаков, директор Государственного института лекарственных средств и надлежащих практик.
В рамках госпрограммы на рынок уже вышли три отечественных инновационных препарата — для лечения гепатита С, сахарного диабета второго типа и ВИЧ–инфекций. Конечно, сведения официальных источников чаще всего подвергают самой строгой критике. Однако об успехах "Фармы–2020" говорят не только регуляторные органы, но и сами производители. Нередко — по факту открытия новых заводов и разработки новых препаратов.
Сегодня профессионалы отрасли готовы принять самое активное участие в составлении новой стратегии "Фарма–2030". И даже задача вчетверо увеличить экспорт лекарственных препаратов уже не кажется им нереальной. Промышленность оказалась услышанной, и теперь предлагает решения.
НОЛЬ ДРАЙВЕРОВ РОСТА VS ПРОРЫВ В РАЗВИТИИ
С одной стороны, в лекарственной части отечественной системы здравоохранения все известные ранее драйверы роста оказались заморожены, констатирует Олег Фельдман, управляющий директор Ipsos Comcon (сервис–линия Healthcare в России). С другой, даже если программа "Фарма–2020" достигла чуть меньших результатов, чем ожидалось, — промышленность все равно совершила серьезнейший шаг вперед. Дальнейшему развитию препятствует ряд сложившихся противоречий.
Вернемся к новым правилам ценообразования. Снижение цен на лекарства до убыточности их производства обусловлено благим намерением — сделать лечение доступным для человека.
Как замечает начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев: "Новая методика заключается в переходе с затратного метода на индикативные параметры. Раньше цены устанавливались производителями на основе анализа себестоимости, что было неточно, трудоемко и не исключало коррупционных рисков.
Сегодня правила вводят расчет на основе объективных индикаторов, которыми нельзя манипулировать. Это позволяет сформировать более прозрачную и необременительную систему ценообразования. Прежде всего, речь идет о сравнении цен препаратов, зарегистрированных в России, с их ценами в референтных странах".
Следует отметить, что сократился и сам перечень референтных стран. Теперь их 12. Из него исключили страны с устойчиво высокими ценами и нестабильными системами ценового регулирования.
Новые правила призваны положить конец и некоторым маркетинговым уловкам производителей. Например, нельзя будет продавать один и тот же препарат по разной цене лишь потому, что он по–разному расфасован.
Исключение составляют случаи, когда минимальный уровень цен референтного препарата на различные формы выпуска в других странах отличается больше чем на 10%.
Законопроект о пересмотре более 30 тыс. цен на ЖНВЛП уже прошел первое чтение в Государственной Думе.
ФАРМОТРАСЛЬ НА ДВУХ СТУЛЬЯХ
Риски ценообразования на лекарственные препараты — как новой методики, так и предыдущих — во многом связаны с неоднозначным положением аптеки, производителя и отрасли в целом. Неслучайно в августовском номере МА 2018 г., посвященном государственному регулированию на фармацевтическом рынке, эксперты сравнивали фармацию с кентавром. Ведь она, действительно, вынуждена сочетать несочетаемое. Как замечает Виктор Дмитриев, стоит все-таки определиться: фармацевтика — это рынок или регулируемая система лекарственного обеспечения? Зарегулированность ее создает больше проблем, чем возможностей.
"Прогнозы на 2019 год, к сожалению, уже не лежат только в аналитической плоскости, — подводит итог Олег Фельдман. — Главные ожидания связаны с регуляторными решениями. Прежде всего, с решением самого важного вопроса — создания системы возмещения затрат населения на приобретение лекарственных средств, направленной не на снижение затрат, а на увеличение продолжительности и улучшение качества жизни. И здесь прогноз скорее отрицательный".
Лекарственное возмещение — вот что сможет разрубить "гордиев узел" нерешенных проблем фармацевтики. При условии грамотного подхода, конечно. Второй вариант — резкое изменение доходов населения в положительную сторону... И то, и другое пока из области ожиданий.
Прошлый год с точки зрения бизнеса был непростой: он был насыщен событиями, многие из которых можно смело назвать ключевыми для отрасли.
В целом 2018 год был непростым, это во многом было продиктовано внешними факторами.
Один из наиболее чувствительных законопроектов на сегодня — проект Федерального закона №554026–7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)", внесенный Правительством Российской Федерации.
Самым ярким событием 2018 г. можно назвать проект "Фарма–2030", который приходит на смену "Фарме–2020" и обозначит новые направления развития всей отрасли.
Главная задача ФАС в том, чтобы обеспечивать здоровую конкуренцию на фармацевтическом рынке и тем самым увеличить доступность лекарственных средств для населения.
Итоги развития российского фармацевтического рынка в 2018 г. еще не подведены, но, скорее всего, динамика фармацевтической розницы (крупнейшего рыночного сегмента) не превысит 2–2,5% в руб.
Можно по–разному оценить итоги 2018 г. С одной стороны, воспользоваться расхожей фразой "спасибо, что живой".
Реализуемая государством политика как на федеральном, так и на региональном уровне способствовала созданию крупных локальных фармацевтических производств и формированию сильной российской фармацевтики, готовой обеспечить потребности страны в лекарственных препаратах во многих сегментах.
В 2018 г. принято множество нормативных актов, которые серьезно повлияют на развитие фармацевтической отрасли.
При рассмотрении тенденций развития фармацевтического рынка в 2018–2019 гг. хотелось бы выделить основную, стоящую на повестке дня. А именно — тенденцию к разрешению внеаптечной продажи лекарственных препаратов.
Результат неразумной политики создания рынка с самыми низкими ценами на лекарства — появившийся дефицит.