Несмотря на сегодняшнее пищевое изобилие, проблема нерационального питания и нехватки полезных веществ по-прежнему остается актуальной. Один из инструментов ее решения — здоровое питание совместно с приемом биологически–активных добавок к пище (БАД).
Не все полезно, что в рот полезло
Заведующая кафедрой диетологии и клинической нутрициологией ФНМО Медицинского института РУДН, д.м.н., проф. Светлана Орлова подчеркивает: у оптимального питания есть свои законы.
Оно должно быть рациональным, т.е. калорийность рациона соответствует энерготратам организма, сбалансированным — организм получает пищевые вещества в определенном количестве и соотношении, соответствующем физиологическим потребностям. Помимо этого питание должно быть регулярным — у человека вырабатывается определенный режим приема пищи.
В нашей стране основная проблема — несоответствие рациона большей части населения принципам здорового питания. Вкусная в понимании большинства людей еда зачастую обладает избыточной калорийностью, отличается повышенным содержанием сахара, соли и насыщенных жиров. Повседневный рацион среднестатистического человека бывает несбалансированным по витаминам, жирам, минералам и минорным веществам. Не все так просто и с продуктами, которые сегодня возведены в ранг полезных, например, обезжиренными, безглютеновыми и безлактозными. Их рекламируют как лучшую альтернативу для всех, хотя в первую очередь они необходимы тем, у кого целиакия или лактазная недостаточность.
Результаты социально-гигиенического мониторинга 2019 г. (участвовали 1200 респондентов в 24 субъектах Российской Федерации) показали, что в части сбалансированности и полноценности питания отклонение от рекомендуемых норм превышает 25%. Исследование выявило, что в рационе жителей нашей страны свежие овощи употребляют 51% респондентов; молоко и молочные продукты — 48%, мясо — 37%, фрукты и ягоды — 34%, свежую рыбу — 2%, а хлеб и хлебобулочные изделия — 79%.
Рацион сильно влияет на развитие некоторых хронических неинфекционных алиментарно зависимых заболеваний – сахарного диабета, ожирения, гипертонии, атеросклероза сосудов, подагры, мочекаменной болезни, желчнокаменной болезни, жирового гепатоза, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, эндемического зоба и др. патологий.
У пищевых дефицитов есть объективные причины — изменение химического состава продуктов, экологической обстановки, проблемы сельского хозяйства. Нельзя забывать и об особенностях активности метаболических процессов и снижении энергозатрат организма при изменении образа жизни. И, конечно, распространенная причина недостатка полезных веществ — качественно и количественно несбалансированный рацион питания.
Индустриализация и урбанизация привели к глобализации рынка питания и услуг, что вызвало изменение производства и стереотипа пищевого выбора и быстрое неэволюционное изменение питания — в нем увеличилось содержание жиров, моно– и дисахаридов, при этом снизилось содержание полисахаридов, кальция и витаминов. В рационе доминируют продукты животного происхождения.
Эти факторы параллельно со снижением физической активности и повышением уровня стресса способствуют росту алиментарно зависимых заболеваний. Стоит отметить, что большая часть из них — управляемые патологии и для их предотвращения важна профилактика, в том числе с помощью питания. Но чтобы она была эффективной, требуется общегосударственный подход и поддержка, а также наличие знаний и навыков ЗОЖ.
По разным данным, микронутриентную недостаточность сегодня испытывают примерно 2 млрд человек в мире. Чаще всего это дефицит железа, кальция, цинка, йода, витаминов А, В9 и D.
БАД — возможность сэкономить на медпомощи?..
В последние годы в здравоохранении наблюдается сдвиг парадигмы от лечебных практик к профилактическому управлению. Данная тенденция становится основным драйвером развития рынка БАД. Стоит отметить, что здравоохранение как отрасль вносит значительный вклад в общую экономику. Акценты на управление медпомощью и на оплату стоимости, а также рост общей инфляции — ведущие факторы, влияющие на стоимость здравоохранения.
Какие тенденции побуждают потребителей делать выбор в пользу БАД? Во-первых, высокое бремя инфекционных и неинфекционных заболеваний, являющейся причиной значительных расходов на медпомощь. Особенно это заметно в странах с развивающейся экономикой. Во-вторых, старение населения, например, в Японии и США; люди стараются поддерживать свое здоровье и, по возможности, улучшить его.
Сегодня самыми востребованными считаются витаминно-минеральные комплексы, БАДы "для мозга", улучшающие когнитивные функции и память и помогающие справиться со стрессом; БАДы anti-age, противовоспалительные добавки, пищевые волокна, ферменты, белковые коктейли и порошки, добавки и комплексы для снижения массы тела.
Ожидается, что рынок БАД к 2026 г. значительно вырастет. Увеличение числа людей с ожирением, изменение образа жизни, а также инициативы и финансирование со стороны правительства по пропаганде ЗОЖ будут способствовать данному процессу в первую очередь.
Другие факторы — рост заболеваний, связанных с ожирением, например, сахарного диабета и гипертонии, увеличение располагаемого дохода и повышение осведомленности о здоровом питании.
Кроме того, за прошедшие годы число участников клубов здоровья и посетителей спортзалов значительно возросло, и это тоже способствует росту количества БАД. Ожидается, что увеличение спроса в развивающихся странах предоставит многочисленные возможности роста для участников этого рынка.
Как развивается рынок БАД у нас?
В нашей стране население употребляет значительно меньше БАДов, однако в последнее время интерес потребителей к этой группе товаров заметно возрос. Не последнюю роль в этом сыграли популяризация ЗОЖ и пандемия.
Как отмечает директор отдела стратегических исследований DSM Group Юлия Нечаева, объем рынка растет двузначными значениями: если в 2018 г. наблюдалась отрицательная динамика по приросту БАДов (–1%), то в 2019 г. она составила 19%, а в прошлом году опустилась до 17%. При этом объем рынка в рублях в 2020 г. составил 73 533 млн.
В упаковках пока наблюдается стагнация: прирост БАД в 2019–2020 гг. не превышал 1%, а объем в прошлом году незначительно снизился и составил 320,6 млн против 324,9 в 2019 г. Это связано с изменением портрета потребителя, перераспределением в другие каналы продаж — интернет–торговлю и нефармацевтическую розницу и усилением доли аптечных СТМ в категории БАД.
Доля БАД в аптечном e–Commers составляет 10,2%, выше нее только медприборы и медизделия, а лидером является селективная косметика. Потребитель пока предпочитает "дешевые" БАД, но это не мешает расти доле дорогих товаров.
Средневзвешенная цена одной упаковки повышается. В 2020 г. она достигла отметки 229 руб. Инфляция в прошлом году была выше среднего уровня — она составила 8,7%. Стоит отметить, что наценка на данную группу товаров за 6 лет сократилась на 10% — с 42% в 2015 г. до 32% в настоящее время.
В ассортименте аптек преобладают БАД отечественных производителей — их доля составляет 52% в стоимостном объеме и 80% — в натуральном.
По данным мониторинга аптечного рынка DSM Group, лидером в рейтинге производителей стала компания "Эвалар", за ней следуют Solgar Vitamin and Herb, PharmaMed и Stada. В рейтинге производителей по количеству упаковок пальма первенства снова за Эвалар, а другие почетные места заняли отечественные компании — Фарм–Про, Квадрат–С и Отисифарм.
В рейтинге брендов лидирующую позицию занимает Solgar, далее идут Доппельгерц, Фитолакс, Эвалар и Фемибион.
Основной объем продаж (почти 40%) БАД приходится на продукты, действующие на организм в целом. Другие популярные категории — БАД для пищеварительной системы, влияющие на функции ЦНС, репродуктивную и сердечно-сосудистую систему.
По материалам конференции "Актуальные проблемы, препятствующие развитию рынка БАД, и способы их решения" в рамках II Международной выставки "БАД–EXPO"