29.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
29.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Аптека // Управление

Бизнес–аналитика — изменчивость как мера разнообразия

(ч. 2) В дополнении к сказанному следует заметить, что существуют два различных (однако связанных между собой) вида стандартного отклонения.

Умаров Сергей Закирджанович
Проф. кафедры военной фармации Военно–медицинской академии им. С.М. Кирова (Санкт–Петербург), д.фарм.н.

Это будет стандартное отклонение выборки (для выборки, сделанной из большей генеральной совокупности, обозначается буквой SD — аббревиатура от Standard Deviation ) и стандартное отклонение генеральной совокупности (для всей генеральной совокупности, обозначается буквой σ — малая греческая буква "сигма"). Наименования этих величин отражают правила их использования. Так, если анализ базируется на основе выборки данных, взятых случайным образом из большей генеральной совокупности, то в этом случае используется стандартное отклонение выборки. Если же изучается вся генеральная совокупность, тогда следует использовать стандартное отклонение генеральной совокупности.

На практике решение о применении того или иного вида стандартного отклонения принимают, руководствуясь следующим правилом: "Если сомневаешься, используй стандартное отклонение для выборки". Полученная величина будет несколько больше, и выбрать ее — значит поступить более осторожно и консервативно. Что же касается непосредственно вычислений, то единственное различие между двумя видами состоит в том, что при вычислении стандартного отклонения выборки в знаменателе присутствует n–1, а при вычислении стандартного отклонения генеральной совокупности знаменатель представлен только n (табл. 4).

Умаров0915_т4

Таким образом, формула расчета стандартного отклонения выборки дает несколько большее значение для выборки небольших размеров, что отражает увеличение неопределенности, обусловленной использованием выборки вместо всего множества данных.

До появления персональных компьютеров и специализированного программного обеспечения в качестве меры изменчивости широко использовался размах. Размах определяется достаточно легко – достаточно найти разность между самым большим и самым малым значениями. С практической точки зрения определение размаха может оказаться полезным в двух случаях: во-первых, для описания границ изменения данных, а во-вторых, для поиска ошибок в значениях.

Рассмотрим вариант практического применения показателя размаха на примере розничных цен на препарат "Актовегин таб. п/обол. 200 мг №10" в аптеках Москвы (табл. 5).

Табл. 5 Размах розничных цен на ЛП «Актовегин таб. п/обол. 200 мг» в аптеках Москвы

Наименование лекарственного
препарата

Розничная цена (руб.)

Аптека

случай 1

случай 2

Актовегин таб. п/обол. 200 мг №10

479,00

479,00

wer.ru (Москва)

Актовегин таб. п/обол. 200 мг №10

498,00

498,00

apteka.ru (Москва)

Актовегин таб. п/обол. 200 мг №10

516,70

516,70

piluli.ru (Москва и МО)

Актовегин таб. п/обол. 200 мг №10

556,00

556,00

eapteka.ru (Москва и МО)

Актовегин таб. п/обол. 200 мг №10

564,00

564,00

zdravzona.ru (Москва)

Актовегин таб. п/обол. 200 мг №50

 

1 408,00

piluli.ru (Москва и МО

Размах = 564 – 479 = 85 руб.

Размах = 1408 – 479 = 929 руб.

Примечание: исходные данные получены в сети Интернет по ссылке http://www.pharmindex.ru/aktovegin.html

В первом случае на примере данных, представленных в табл. 5, видно, что изменчивость границы розничных цен (размах) на рассматриваемый препарат сравнительно небольшая (85 руб.), что позволяет сделать вывод о достаточно стабильном положении данного субъекта фармацевтического рынка. Во втором случае, когда в исходные данные был ошибочно внесен препарат большего объема (№50 вместо №10), значительное увеличение величины размаха до 929,00 руб. заставляет аналитика провести ревизию исходных данных. Справедливости ради следует отметить, что в силу чувствительности к предельным значениям размах не может быть признан достаточно полезным в качестве статистической меры изменчивости набора данных в целом. Размах не отражает типичную изменчивость данных, а скорее отражается лишь на двух значениях — максимуме и минимуме. Стандартное отклонение, в отличие от размаха, более чувствительно ко всем анализируемым данным, благодаря чему этот показатель дает более четкое понимание сути положения.

Что же касается коэффициента вариации, то он представляет собой результат деления стандартного отклонения на среднее значение. Таким образом, коэффициент вариации представляет собой относительную меру изменчивости и выражается в процентах или долях среднего значения. Такой подход особенно полезен в том случае, когда набор данных не содержит отрицательных значений. Варианты расчета коэффициента вариации представлены ниже.

Умаров915_форм1

Обращаем внимание читателя, что стандартное отклоненние во всех случаях стоит в числителе, таким образом, частное от деления характеризует изменчивость. Так, например, если посетитель аптеки в среднем тратит 350,26 руб., а стандартное отклонение при этом составляет 14,80 руб., то коэффициент вариации в этом случае составит 14,80 / 350,26 = 0,042 или 4,2%. Это означает, что суммы, которые покупатель тратит на приобретение лекарств, отличаются от среднего всего на 4,2%, что свидетельствует о стабилизации спроса и предложения.

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики управление:
Какие нарушения чаще встречаются в аптеке?

Среди наиболее распространенных нарушений, выявляемых в аптеках, — отпуск Rx-препаратов (в том числе ПКУ) без рецепта, несоблюдение условий хранения, минимального ассортимента, правил ценообразования на лекарства из списка ЖНВЛП и несоответствие входной группы и прилегающей территории. Ведущий фарминспектор «СоюзФармы» Виктория Маховская представила обзор нарушений обязательных требований, выявляемых по результатам проверок аптечных организаций.

С 1 ноября стартует новый этап маркировки БАД

С 1 ноября 2024 года стартует разрешительный режим реализации биологически активных добавок. Аптеки должны были уже подготовиться к этому этапу, но до сих пор возникает множество проблем, как и что делать. На вопросы работников розницы в ходе вебинара ответила ведущий инспектор ААУ «СоюзФарма» Виктория Маховская.

Как увеличить маркетинговые выплаты в аптечную сеть

Увеличение маркетинговых выплат можно добиться не столько за счет роста числа заключаемых контрактов, сколько благодаря сокращению собственных издержек и повышению качества их исполнения. Достижение этой задачи напрямую связано с тем, насколько системно в аптечной сети построена работа по управлению маркетинговыми контрактами.

Материальная ответственность аптечного сотрудника

Материальная ответственность — это юридическая обязанность работника возмещать причиненный им ущерб с учетом правил и ограничений, установленных законом. Этот механизм позволяет организациям применять определенные меры к своему персоналу.

Обязательные требования в работе аптеки

При работе аптеки персоналу нужно соблюдать большое количество обязательных требований, причем не только по части цен и ассортимента. Вряд ли кто-то не исполняет их сознательно, однако на практике некоторые нарушения встречаются часто. Как не допустить или исправить нарушения обязательных требований, рассказывает ведущий инспектор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Валентина Чугунова.

Специализированные
мероприятия