Что мы можем ожидать от бюджетно-страховой модели здравоохранения?
— Действующий в настоящее время закон об ОМС был принят в 1993 г. и, вполне естественно, что в практике работы накопились позиции, которые требуют совершенствования. Основная идея законопроекта «Об обязательном медицинском страховании», представленного на рассмотрение Госдумы в первом чтении (далее – проект Закона. – Прим. ред.), заключалась в том, чтобы центральным элементом системы ОМС стал человек, застрахованное лицо. Что для этого предлагается в законопроекте?
Первое – это позиция, связанная с изменением ситуации, когда незастрахованное лицо выбирает страховую организацию. Сегодня в действующем законе заложена норма, дающая человеку право выбора страховой медицинской организации, но, с другой стороны, эта же норма перекрывается другой, когда выбор страховой медицинской организации осуществляет работодатель. В результате страховая медицинская организация, работающая в системе ОМС, конкурирует не за человека и не за то, чтобы предложить ему наиболее подходящий пакет услуг, а за принятие решения руководителем. Это, естественно, неправильно. Потому что в ситуации с неработающим населением, когда конкурсы среди страховых компаний проводятся органами власти субъектов Российской Федерации, получается так, что страховая организация у человека может меняться ежегодно, а он никак не сможет повлиять на этот выбор. И, самое главное, у страховой компании в данном случае стимула к работе с человеком не возникает. В проекте Закона предусматривается исключение нормы, когда страховую компанию выбирает работодатель или орган власти; остается выбор только за человеком, страховщиком. Это – первое.
Второе – и в действующем законе, и в проекте Закона предполагается, что застрахованное лицо выбирает медицинскую организацию. К сожалению, в действующем законе отсутствуют предпосылки для того, чтобы этот выбор был осуществлен. В представленном же проекте существует целый ряд подобных предпосылок. Одним из существенных ограничений того, почему человек не может выбрать себе страховую организацию, является тот факт, что оплата этой медицинской организации будет осуществлена не по полному тарифу – а только в части заработной платы, начислений, медикаментов и т.д. Естественно, в этих условиях выбор просто не может осуществиться, поскольку застрахованным идут деньги далеко не в полной мере. Теперь законодательно устанавливается правило, по которому оплата медицинских услуг в учреждении будет осуществляться по тарифам, включающим все статьи затрат. Таким образом, у медицинских организаций появляется совершенно иная мотивация к работе в системе ОМС.
Еще одно препятствие, существовавшее при выборе медицинской организации, – это административные ограничения, по которым вход в систему ОМС был возможен только по решению органов власти субъекта Российской Федерации. Этот запрет сегодня снимается, вводится заявительный характер обращения медицинской организации, и та медицинская организация, которая имеет право заниматься медицинской деятельностью, может участвовать в этой работе.
Это относится и к частным учреждениям, и к государственным?
— Да, конечно, независимо от формы собственности. Третья новация – это создание единого информационного пространства, которое предоставляет возможность человеку с полисом ОМС обращаться в медицинские учреждения на всей территории Российской Федерации. Сегодня население весьма мобильно и возникают ситуации, когда при переезде на новое местожительство, в командировку, в отпуск люди не обслуживаются в медицинских учреждениях, потому что полис выдан в другом субъекте Российской Федерации. Так быть не должно. Законодательно устанавливается урегулирование оплаты медицинской помощи, оказываемой иногородним гражданам во всех медицинских организациях в системе ОМС на всей территории Российской Федерации, – не более 25 дней. Благодаря сформированной единой базе данных по учету полисов, будет понятно, кто платит за конкретного застрахованного гражданина в конкретном медицинском учреждении. Единый полис будет иметь обращение на всей территории Российской Федерации, устанавливаются законодательные сроки по межтерриториальным расчетам. Все это должно создать законодательную базу ликвидации возможности отказов по причине регистрации застрахованного лица не по месту прохождения лечения.
Следующие изменения, возникающие в ходе проводимых реформ, заинтересуют скорее работодателей. Эта позиция связана с ликвидацией излишних административных обременений, связанных с тем, что сейчас работодатель обязан зарегистрироваться и в Пенсионном фонде, и в фонде ОМС, хотя взносы он платит с одной и той же налоговой базы. Со следующего года вводится порядок, при котором работодатель будет регистрироваться только в Пенсионном фонде, который, в свою очередь, будет передавать всю информацию территориальному фонду ОМС. Еще одна инновация в связи с этим – работодателю не нужно будет заключать договор со страховой компанией, который сейчас носит чисто номинальный характер, его обязательства будут возникать просто в силу закона. Излишние административные расходы бизнеса будут исключены.
Понятно, что организационные изменения, которые происходят, сопровождаются и серьезным увеличением финансового наполнения системы ОМС. Сегодня за полисом ОМС в среднем идут средства в объеме 3 тыс. руб. в год. При переходе к полному тарифу, при увеличении ставки страховых взносов, эти три тысячи превратятся в десять тысяч рублей в оплате медицинской помощи за застрахованного человека. Медицинская помощь будет оказываться без ограничений по показаниям здоровья. Я говорю о том финансовом обеспечении, которым сопровождается полис ОМС. Очень важный момент связан и с тем, что в течение двух лет (2010–2011 гг.), в связи с увеличением страховых взносов с 3,1 до 5,1%, сумма в объеме 460 млрд руб. будет направлена на модернизацию учреждений здравоохранения – приобретение оборудования, капитальный ремонт и т.д.
Вы затронули тему модернизации учреждений здравоохранения. Но ведь несколько лет назад был запущен национальный проект «Здоровье», в качестве основных целей которого были заявлены практически те же самые обязательства. Получается, реформы ОМС в этом секторе дублируют подобные мероприятия?
— Я бы сказал, что это взаимодополняющие вещи. Какие элементы были в составе упомянутого вами нацпроекта? Была дополнительная выплата участковым врачам в размере 10 тыс. руб. и дополнительная выплата к зарплате врачей скорой помощи, было осуществлено приобретение оборудования по ряду профильных заболеваний. Все эти профильные направления остаются, плюс к этому применяется совершенно иной принцип формирования отношений Федерации и субъектов. Федерация говорит субъекту: у вас есть проблемные точки в здравоохранении, вы нам их покажите, и вам будут предоставлены средства для их решения. Таким образом, была учтена специфика субъекта. Нацпроект охватывал определенные конкретные направления. Сегодня модернизация предполагает более широкий подход.
Как Вы считаете, почему относительно предлагаемого законопроекта по реформе ОМС поднялась такая волна критики?
— Я бы не назвал те суждения, которые звучали по поводу принятия этого законопроекта, «волной критики». Скорее, это была обеспокоенность страховых медицинских организаций относительно их роли, останутся ли они страховыми медицинскими организациями в системе, каковыми они являются сегодня. Законопроект предусматривает, что страховые медицинские организации будут и дальше участвовать в системе ОМС. При этом усиливается их роль в том плане, что для каждой из них устанавливается ряд показателей и экономических стимулов, которые будут способствовать рачительному расходованию средств и для защиты прав застрахованных граждан.
Почему из программы медицинского страхования исключены практически все инфекционные заболевания?
— Пусть это суждение останется на совести тех, кто его высказывал. Есть программа госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи, в соответствии с которой практически все виды медпомощи оказываются бесплатно. Дальше эта большая программа госгарантий делится на две части: та, что осуществляется за счет средств бюджета, и та, что осуществляется за счет средств ОМС. Так вот, т.н. «социально значимые заболевания» отнесены в ту часть, лечение по которой осуществляется за счет госбюджета. И когда не очень разобравшиеся эксперты говорят о том, что что-то было исключено из программы ОМС, они должны знать о том, что это никогда и не было включено в программу. Никоим образом ничего не исключается, а просто определяется ряд заболеваний, лечение которых будет проводиться за счет ОМС или за счет бюджета, например, лечение заболеваний, требующих длительного лечения – туберкулез, ряд психических заболеваний и т.д. Вместе с тем, оплата лечения около 80% заболеваний будет оказываться через ОМС. Бесплатную помощь никто не отменял, наоборот, государство обеспечивает ее дополнительными финансовыми ресурсами.
Вы уже говорили о мобильности населения, о возможности предоставления новым законом выбирать гражданам себе медицинское учреждение. А это не приведет к тому, что какие-то медучреждения могут оказаться на грани закрытия в связи с непопулярностью?
—В медицине не должно быть крепостного права. Не должно быть ситуации, при которой человек может бесплатно обратиться только в одну единственную поликлинику, а во все остальные – только за деньги, что, в свою очередь, приводит к ухудшению качества оказания медицинской помощи. Право выбора – это создание конкурентной среды и предоставление более широкого спектра возможностей застрахованному лицу. Относительно того, что какие-то медицинские учреждения могут закрыться, могу сказать следующее. Есть органы власти субъекта Федерации, которые отвечают за то, чтобы медицинская помощь оказывалась гражданам в доступном режиме, поэтому, рассмотрев конкретную ситуацию с угрозой закрытия ЛПУ, дополнительное финансирование будет проведено. Однако собственник этого учреждения, которым является орган власти, наверное, подумает, почему из него едут лечиться в соседний район, и о том, что там следует заменить менеджмент.
Предоставляя человеку возможность выбирать страховую компанию, поликлинику и врача, как будет решен вопрос с пропиской?
— Я считаю, что прописка ни в коем случае не должна участвовать в процессе выбора человеком медицинского учреждения. Когда мы говорим о выборе, речь, прежде всего, идет о выборе врача общей практики, врача «первого доступа», после которого уже выписывается направление в специализированную клинику, если это требуется.
Говоря о модернизации здравоохранения, нельзя забывать о профессиональной подготовке работников здравоохранения. Как вы оцениваете нынешнюю подготовку медицинских работников?
— Сегодня расходы на повышение квалификации профессиональных кадров в тарифы ОМС не заложены. Это также является одной из причин того, что в ряде субъектов Российской Федерации, там, где бюджет не поддерживает расходы на повышение квалификации, оно просто не осуществляется. Естественно, если мы вводим полные тарифы, туда будут включаться расходы на переподготовку кадров, что, безусловно, создаст основу для обучения. Здоровая конкуренция в медицинской среде создаст стимул к тому, чтобы учиться и повышать свой профессиональный уровень.
По вашему мнению, основная нагрузка в этой области должна лечь на региональный или федеральный бюджет?
— Скажем, что скорее – это дело того медицинского учреждения, которое думает о своем будущем. Если оно хочет активно развиваться, привлекать пациентов, быть известным – оно будет повышать квалификацию своих сотрудников. Оно получит такую возможность через тарифы ОМС.
Как Вы считаете, в каком состоянии сейчас находится ситуация с лекарственным обеспечением населения?
— Сегодня необходимые шаги в этой отрасли предпринимаются, в т.ч. в области ценообразования на лекарства. Естественно, те изменения в надзорных функциях, которые планируются, в частности реорганизация Росздравнадзора и Роспотребнадзора, направлены на решение задач более эффективного контроля за обеспечением населения доступными, и главное, качественными и безопасными ЛС. У Минздравсоцразвития России есть большие планы по модернизации отечественной фармацевтической промышленности и переносу производства максимально возможного количества лекарственных препаратов на территорию России.