Электронный аукцион на закупку "Трипликсама"
Следует ли отклонить такую заявку?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Приведенные в вопросе обстоятельства не являются основанием для отклонения заявки участника закупки.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон №44-ФЗ) в извещение об осуществлении закупки при открытых конкурентных закупках (электронный конкурс, электронный аукцион, электронный запрос котировок) должно быть включено описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 этого Федерального закона. Также, помимо прочего, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом №44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона №44-ФЗ).
В свою очередь, заявка на участие в открытом конкурентном способе закупки согласно подп. "а" п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 43 Закона №44-ФЗ должна содержать характеристики предлагаемого участником товара, в том числе поставляемого при выполнении работ, оказании услуг, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в извещении в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона №44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака). Такая информация может не включаться в заявку при указании заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником товара, в том числе поставляемого при выполнении работ, оказании услуг, обозначенного таким товарным знаком. Несоответствие включенных в заявку на участии в электронном аукционе информации и документов требованиям, установленным в извещении, является основанием для отклонения заявки (п. 1 ч. 12 ст. 48, подп. «а» п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона №44-ФЗ).
Иными словами, в случае несоответствия характеристик предлагаемого товара значениям, указанным в описании объекта закупки в извещении, заявка подлежит отклонению. Причем наличие оснований для отклонения заявки зависит от формулировок, используемых в извещении об осуществлении закупки, а также в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению.
По общему правилу, установленному п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона №44-ФЗ, при закупке лекарственных средств описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования (далее — МНН) лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования. При описании лекарственного средства (в том числе лекарственного препарата) как объекта закупки заказчик вправе указывать не только МНН, но и лекарственную форму, а при необходимости — и дозировку, а в ряде случаев — форму выпуска, пути введения в организм с описанием устройства для такого введения.
В силу подп. "б" п. 3 Особенностей описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утверждены постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 №1380), при описании объекта закупки в отношении многокомпонентных (комбинированных) лекарственных препаратов, представляющих собой комбинацию двух или более активных веществ, а также наборов зарегистрированных лекарственных препаратов должно быть указание на возможность поставки однокомпонентных лекарственных препаратов.
В письме Федеральной антимонопольной службы от 09.06.2015 №АК/28644/15 в связи с этим указано, в частности, что наиболее типичным примером ограничения количества участников закупки лекарственных препаратов является указание в документации закупки терапевтически не значимых характеристик, соответствующих конкретным торговым наименованиям лекарственных препаратов, без возможности поставки эквивалентного товара, в том числе закупка многокомпонентных (комбинированных) лекарственных препаратов без возможности поставки набора однокомпонентных препаратов в аналогичной комбинации действующих веществ.
При этом в п. 4 письма Министерства здравоохранения РФ от 14.02.2018 №418/25-5 отмечено, что, исходя из положений подпункта "б" пункта 3 Особенностей, при закупке многокомпонентных лекарственных препаратов возможность поставки однокомпонентных лекарственных препаратов должна быть предусмотрена только в том случае, если компоненты данного препараты зарегистрированы в качестве однокомпонентного лекарственного препарата и включены в перечень ЖНВЛП.
Таким образом, при принятии решения о наличии законного основания для отклонения заявки участника необходимо прежде убедиться в том, что наличие либо отсутствие в извещении заказчика указания на возможность поставки однокомпонентных препаратов взамен закупаемого комбинированного является обоснованным.
В рассматриваемом случае в описании предмета закупки — многокомпонентного лекарственного препарата — была предусмотрена возможность однокомпонентных препаратов, его составляющих. Причем все лекарственные препараты включены в перечень ЖНВЛП. Соответственно, заявка участника закупки с предложением вместо комбинированного лекпрепарата «Трипликсам» поставку трех других препаратов, его составляющих: амлодипин, индапамид и периндоприл, отклонению не подлежит.
Чашина Татьяна, эксперт
Материал предоставлен службой Правового консалтинга ГАРАНТ