08.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
08.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Здравоохранение // Государственное регулирование

Фармации добавили специальностей

Приказ Минздрава №206н ввел новые стандарты для фармспециалистов с высшим образованием. Начиная с 1 сентября 2023 года, эти изменения вызвали много вопросов в фармацевтическом сообществе. Напомним основные положения документа, затрагивающие сферу фармации.

Благодаря изменениям в приказе Минздрава от 02.05.2023 №206н, добавившему квалификационные требования к медработникам и фармработникам с высшим образованием, руководитель аптечной организации с 2023 года получил право заменять заболевших или находящихся в отпуске сотрудников первого стола и был избавлен от обременительной обязанности одновременно проходить два цикла НмиФО — «управленческий» и «провизорский».

Организационный аспект Специальность «УЭФ» вот уже почти год дает руководящему фармацевтическому работнику возможность быть не только директором, заведующим, начальником аптечной организации (или ее структурного подразделения) либо заместителем директора/заведующего/начальника. Провизор с управленческим образованием также может выполнять обязанности и собственно провизора, и провизора-технолога.

Чтобы стать специалистом в области управления и экономики фармации, нужно, во-первых, высшее образование по фармации, а во-вторых, ординатура (а до 2016 г. интернатура) по УЭФ либо профпереподготовка по указанному направлению.

Чтобы такая профпереподготовка стала возможна, необходим трудовой стаж по фармации либо фармтехнологии – или предшествующая интернатура, или ординатура по фармтехнологии/фармхимии и фармакогнозии. Сколько лет стажа по фармации или фармтехнологии потребуется будущему руководителю аптеки или аптечной сети, в приказе Минздрава не уточняется. Однако соответствующее разъяснение мы можем найти в профстандарте для специалиста в области управления фармдеятельностью: в любой из названных сфер нужно проработать как минимум 2 года.

Консультация

Изготовление лекарств в рецептурно-производственных отделах невозможно без уникального специалиста — провизора-технолога. Чтобы работать в данной должности, необходимо получить высшее образование по фармации, а также пройти обучение в ординатуре (а ранее 2016 г. в интернатуре) именно по фармацевтической технологии.

Такой багаж знаний позволит быть не только провизором-технологом, но и заведующим либо начальником структурного подразделения или отдела в аптеке/аптечной сети.

Микстура для маленького ребенка, которую могут изготовить только в аптечной организации, проходит серьезную процедуру контроля качества – точно так же, как и готовые лекформы, выпускаемые на заводах. Качество экстемпоральных препаратов проверяют провизоры-аналитики.

Чтобы прийти в данную профессию, выпускникам фармвузов и фармфакультетов необходима ординатура (а ранее 2016 г. интернатура) по фармхимии и фармакогнозии.

Альтернативой ординатуре может стать профпереподготовка по этой же специальности, право пройти которую есть у специалистов, получивших аккредитацию по фармации либо интернатуру/ординатуру по УЭФ.

Отметим, что сотрудник с высшим образованием по фармации и ординатурой либо профпереподготовкой по фармхимии и фармакогнозии вправе работать не только провизором-аналитиком. Он может трудиться в должности руководителя структурного подразделения либо отдела в аптеке или аптечной сети, а также провизора и провизора-технолога.

Возможности профессионального роста для специалиста, который в силу семейных и других обстоятельств не смог позволить себе обучение в ординатуре/интернатуре, стали достаточно ограничены. До 1 сентября 2023 г. он мог быть как провизором, так и провизором-технологом.

Такой подход отвечал советской традиции, когда начать свой трудовой путь в производственной аптеке мог каждый выпускник-провизор. Современное фармацевтическое сообщество в большинстве своем с данным подходом согласно.

Теперь же для фармспециалиста с высшим образованием, но без ординатуры или интернатуры доступна только должность провизора.

Перечень фармацевтических должностей в минувшем году также претерпел изменения (они были утверждены уже другим документом – приказом Минздрава от 02.05.2023 №205н). С сентября прошедшего года в аптеках не могут трудиться провизоры-стажеры, старшие провизоры, младшие фармацевты и старшие фармацевты. Теперь список должностных позиций приведен в соответствие с действующими профстандартами.

Упорядочены также руководящие должности. Они разделены на две группы – собственно фармацевтических организаций и их структурных подразделений.

Статьи подрубрики государственное регулирование:
Индикаторы риска: как развивается фармконтроль?

2024 год запомнится аптеке и дистрибуции введением 8 новых индикаторов риска. Эта правовая новелла — важная часть процесса реинжиниринга отечественной системы контроля и надзора.

Что мы потеряли в здравоохранении

С критикой здравоохранения и повестки начавшегося сегодня III Национального конгресса «Национальное здравоохранение от Н.А. Семашко до наших дней», 26 октября выступил президент НМП Л.М. Рошаль. В своей пламенной речи он задался вопросом — насколько сегодняшняя Россия сохранила принципы здравоохранения, заложенные Н.А. Семашко? Приводим полный текст речи.

Производственным аптекам - быть!

Эксклюзив 

Недавно в фармацевтическом сообществе возобновилась дискуссия о необходимости возрождения производственных аптек. Всего на аптечное производство в России выдано около 1400 лицензий. Половина аптек ничего не производят, другая — производят в ограниченном количестве. 

Аптеке нужно менять ОКВЭД

Двойственный статус аптечных организаций стал одной из тем форума «ФАРМЛИГА: встреча лидеров». С одной стороны, согласно нормативным актам и требованиям, фармация принадлежит сфере здравоохранения. С другой, в соответствии с ОКВЭД, лекарственная помощь находится в области торговли, где-то рядом с киосками по продаже напитков или косметики.

Клинические рекомендации медицины - основа ОМС

Консалтинговая компания «Право на здоровье» опросила ведущих экспертов здравоохранения на предмет их восприятия роли клинических рекомендаций в системе здравоохранения. Подавляющее большинство считает, что соблюдение этих регламентирующих назначение лечения документов должно быть обязательным.