21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Аптека // Кадровый менеджмент

Фармконсультирование и ответственное самолечение

Не секрет, что многие фармацевты очень негативно реагируют на то, что им нужно овладеть техникой продаж и всячески заботиться о повышении сбыта аптечной продукции. А вот фармацевтическое консультирование — это совсем другое дело. Кстати, оно также стимулирует потребительский спрос…

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ НЕОБХОДМО!

В чем же главная цель фармацевтического консультирования? В первую очередь оно направлено на то, чтобы предупредить всевозможные риски здоровью потребителей. Поэтому работник первого стола должен помочь в выборе эффективного безрецептурного препарата, предназначенного для симптоматического лечения. И при этом удостовериться, что пациент обладает достаточной информацией для безопасного применения приобретаемого лекарства.

"Когда мы смотрим форумы потребителей аптечной продукции, то понимаем — далеко не всегда специалисты первого стола (первостольники) предоставляют нужную для пациента информацию, а у покупателей возникает много вопросов, касающихся применения препаратов. Более того, были случаи, когда, например, родители закапывали в больные уши ребенка сироп с антибиотиками, полагая, что это его вылечит. Некоторые вставляют себе свечи, не вынув их из первичной упаковки. Есть и другие на первый взгляд курьезные примеры", — делится информацией Елена Неволина, исполнительный директор НП "Аптечная гильдия" и Союза "Национальная Фармацевтическая палата".

НеволинаЕлена

ФАРМАЦЕВТ В ПОМОЩЬ ОТВЕТСТВЕННОМУ САМОЛЕЧЕНИЮ

Первостольник не имеет права ставить диагноз пациенту. Но порекомендовать тот или иной препарат для снятия симптомов он не только может, но и должен. В этом нуждаются люди, занимающиеся так называемым ответственным самолечением.

Термин «ответственное самолечение» вполне легитимен. Международная фармацевтическая федерация (International Pharmaceutical Federation) даже опубликовала документ "Заявление о принципе самопомощи, включая самолечение и профессиональную роль фармацевтов".

Согласноэтому документу "Ответственное самолечение включает профилактику заболеваний, здоровый образ жизни, отказ от курения, умеренное употребление алкоголя и правильное использование лекарств. В случае неэффективности профилактических мер следует прибегнуть к ответственному самолечению, которое заключается в устранении замеченных у себя симптомов с помощью препаратов, отпускаемых без рецепта с учетом советов фармацевтического или другого работника здравоохранения".

У практики ответственного самолечения есть 4 очевидных преимущества:

  1. Прибегая к ответственному самолечению, пациенты с помощью рекламы в СМИ и фармацевтов улучшают свою информированность о правилах эффективного и безопасного применения лекарственных препаратов.
  2. С помощью ответственного самолечения любой человек может улучшить качество своей жизни при легких недомоганиях за счет использования безрецептурных лекарств, БАД и витаминов.
  3. Благодаря ответственному самолечению выявляются тяжелые заболевания на ранней стадии. Происходит это по результатам опроса потребителя фармацевтическим работником, который может направить обратившегося в аптеку человека на консультацию к врачу.
  4. Ответственное лечение снижает нагрузку на систему здравоохранения. Ведь для того, чтобы справиться с легкой простудой или болевым синдромом средней тяжести, пациент может обратиться к фармацевту аптеки, а не к врачу поликлиники. В условиях эпидемии, а тем более пандемии, это особенно важно.

ОТС–ПРЕПАРАТЫ В БОЛЬШИНСТВЕ!

Концепция ответственного самолечения распространяется только на применение безрецептурных лекарственных средств (ОТС–препараты — от англ. over the counter). Это обширнейшая группа лекарств. В России по итогам 2018 г. объем продаж ОТС–препаратов в упаковках составил 65,9% (около 94,4% — в денежном выражении).

"Конечно, фармацевт должен помнить, что такие препараты являются средствами исключительно симптоматического лечения, поскольку не воздействуют на причину и механизм развития болезни. И все они рассчитаны на прием в течение короткого промежутка времени, а не для длительного лечения. Безрецептурные препараты используются в основном для лечения нетяжелых, легко поддающихся лекарственной коррекции состояний, не требующих вмешательства врача", — напоминает Елена Неволина.

Концепция ответственного самолечения подразумевает, что пациент берет на себя ответственность за свое состояние здоровья.

Тем не менее фармацевты играют ключевую роль в применении данной концепции на практике. Ведь часто пациенты при возникновении проблем со здоровьем в первую очередь идут именно в аптеку. При этом их запросы могут сильно отличаться — от конкретного препарата до рекомендаций исходя из наблюдающихся симптомов.

ФАРМАЦЕВТ РАЗБЕРЕТСЯ!

Один пациент выбирает препарат, который использовался им ранее. Другому требуется любое лекарство, лишь бы срочно справиться с болью. Третий предпочитает закупить сразу несколько противопростудных средств. Ну а четвертому хочется вообще не заболеть, и он запасается для профилактики различными витаминами и БАД.

Во всех случаях, считает Елена Викторовна, очень важно выстроить правильное взаимодействие фармацевта и пациента.

АптекаКадры

  • При обращении пациента в аптеку фармацевт сначала должен определить, подходит ли в данной ситуации вариант самолечения.
  • Следующая задача фармацевта — помочь пациенту разобраться с доступными вариантами лечения и подобрать наиболее подходящий.

При подборе препарата необходимо учитывать пожелания пациента, безопасность препарата, совместимость с уже принимаемыми лекарствами. Именно такое взаимодействие пациента и фармацевта и реализуется через практику фармацевтического консультирования

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ЕСТЬ, А МЕТОДИКИ НЕТ

Фармацевтическое консультирование имеет два аспекта:

  • нормативный (он закреплен в документах, регламентирующих профессиональную деятельность фармацевтического работника);
  • ситуационный (определяется конкретным запросом пациента, на основании которого и подбирается оптимальный вариант лечения).

Что касается нормативных документов, то приказом Минтруда №91н от 06.03.16 утвержден профессиональный стандарт "Провизор", согласно которому предусмотрена трудовая функция провизора — "Информирование населения и медицинских работников о лекарственных препаратах и других товарах аптечного ассортимента".

В рамках Стандарта обозначены и конкретные действия по оказанию консультационной помощи населению. В частности:

  • по правилам приема и режиму дозирования лекарственных препаратов, их хранению в домашних условиях, в выборе безрецептурных лекарств и по вопросам применения и совместимости препаратов, их взаимодействия, в т.ч. с пищей.

При этом первостольнику необходимо уметь распознавать состояния и жалобы, требующие консультации врача.

Для этого провизору нужно знать современный ассортимент лекарств, различных фармакологических групп, их характеристики, медицинские показания, способы применения, противопоказания, побочные действия, синонимы и аналоги.

"Раньше много говорили о необходимости внедрения фармацевтического консультирования. Но для этого не было документальной основы. Потом в профессиональном стандарте "Провизор" появились понятия и описание трудовых действий такого консультирования. А начиная с 2016 г. мы проверяем у выпускников и коммуникативные навыки по правильному представлению населению необходимой информации о лекарственных препаратах и других товарах аптечного ассортимента. У нас фармацевтическое консультирование отражено и в Надлежащей аптечной практике как одна из основных функций. При этом в нормативных документах отсутствует определение фармацевтического консультирования.

Таким образом, на сегодняшний день в Российской Федерации не существует утвержденного единого подхода к правилам проведения такого консультирования, — констатирует факт Елена Неволина. — Но только его тоже не достаточно! Нужен четкий алгоритм для работника первого стола, созданный с учетом зарубежного опыта и тех навыков, которые помогут выявлять тревожные симптомы, сигнализирующие о наличии системного заболевания. Все это должно быть отражено в методических пособиях по консультированию по наиболее частым причинам легких недомоганий".

В связи с этим Национальная Фармацевтическая палата создала такой алгоритм и уже ведет работу по его внедрению. Там предусмотрены задачи первостольников, которые должны:

  •  Определить проблемы и основные симптомы обратившегося в аптеку человека.
  •  Узнать, был ли поставлен диагноз медицинским работником.
  •  При необходимости направить пациента к врачу.
  •  Провести уточняющий опрос.
  •  Уточнить особые характеристики пациента (пол, возраст и т.п.).
  •  Осведомиться о препаратах, принимаемых покупателем в настоящее время во избежание их взаимодействия.
  •  Учесть наличие пожеланий со стороны пациента.
  •  Предложить подходящие фармакотерапевтические группы безрецептурных препаратов.
  •  Объяснить фармакологическое действие предложенных групп препаратов.
  •  Проинформировать пациента об имеющихся в наличии аналогичных препаратах и их стоимости.
  •  Подобрать наиболее подходящее лекарство и порекомендовать его.
  •  Проинформировать пациента о способах применения и дозах, правилах хранения выбранного препарата, а также о наличии возможных побочных эффектов.
  •  Указать на необходимость внимательного ознакомления с инструкцией перед началом применения выбранного препарата.

НАЦИОНАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПАЛАТА ПОМОЖЕТ!

Конечно, чтобы правильно выполнить все пункты алгоритма, первостольник должен знать, при наличии каких симптомов возможно самолечение. А это:

  • простуда, кашель, больное горло, рецидивирующие инфекции носа;
  • язвы во рту;
  • проблемы с пищеварением (в т.ч. изжога), трудности со стулом, рвота, диарея;
  • солнечный ожог;
  • бородавки;
  • слабая или умеренная боль (головная боль, боль в мышцах);
  • слабые или умеренные проблемы с кожей (порезы, экземы, укусы насекомых).

Фармацевту необходимо знать и о том, при наличии каких симптомов самолечение противопоказано.

Это:

  • ухудшающееся состояние;
  • сильная боль;
  • одно или несколько лекарств не помогают снять симптомы;
  • проявление побочных эффектов;
  • наблюдаемые серьезные психологические проблемы: тревога, беспокойство, депрессия, вялость, возбуждение или повышенная возбудимость.

При этом для уточнения самостоятельно поставленного диагноза или идентификации симптомов/жалоб пациента фармацевту необходимо:

  • Разбираться в симптомах распространенных недомоганий, при которых возможно ответственное самолечение, а с которыми необходимо срочно направить пациента к медицинскому работнику.
  • Понимать возможные причины возникновения недомоганий.
  • Знать группы риска, у которых чаще всего случаются определенные недомогания (гендерные, возрастные.)
  • В ходе опроса пациента уметь собрать достаточное количество информации (наблюдается ли температура, приступы рвоты, какова продолжительность недомогания, и т.п.).

Конечно, сейчас ведется обучение фармацевтов в рамках формального (в вузах) и неформального образования. Помогают обрести знания интерактивные модули, вебинары и семинары, проводимые профессиональными сообществами.

"Однако к нам в Палату обращаются первостольники с жалобами на то, что им не хватает медицинских знаний для фармацевтического консультирования. И без образовательной помощи врачей здесь не обойтись, — говорит Елена Неволина. — Поэтому сейчас мы ведем переговоры с Национальной Медицинской палатой о совместной деятельности именно в плане пополнения знаний фармацевтов для профессионального консультирования".

Важно, что такое фармацевтическое консультирование будет повышать конкурентоспособность аптеки. За счет того, что клиенты будут чувствовать грамотность и помощь работников первого стола. А это оправдывает ожидания пациентов и сформирует их лояльность по отношению к аптечной организации.

По материалам сессии "Система менеджмента качества в фармацевтической деятельности" в рамках XXII Всероссийской конференции "ФармМедОбращение 2020"

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики кадровый менеджмент:
Как пройти периодическую аккредитацию

Проходить периодическую аккредитацию фармспециалисту подчас бывает сложно, поскольку при подаче документов необходимо учесть множество мелочей. Однако если начать готовиться к ней заранее и детально ознакомиться с требованиями, можно быстро получить долгожданное свидетельство.

Быстрая адаптация молодых сотрудников в аптеке

Адаптация молодых специалистов является важным этапом профессионального становления и в значительной мере определяет их дальнейшую карьеру. Быстрая и успешная интеграция позволяет не только сократить время на ввод сотрудника в профессиональную деятельность, но и улучшить качество обслуживания клиентов.

Вакансия ждет ваше резюме

Сегодня практически каждый работодатель, подбирая нового сотрудника для своей компании, предпочитает начать знакомство с ним на основании резюме.

"Обращаете ли вы внимание на хороших специалистов?"

Кадры решают все. День за днем, год за годом звучит это изречение на аптечных конференциях.

Аптекам нужны… страстные люди!

Владельцы и руководители аптечных сетей уверены, что все проблемы, существующие в аптеке, — это проблемы, так или иначе связанные с работающим там персоналом. Особенно важно решать их в нынешних сложных условиях…

Специализированные
мероприятия