Главная // Аптеки

Фармрынок сегодня: через тернии к развитию

За последний год наша жизнь сильно изменилась, но актуальные вопросы для фармотрасли остались прежними: внедрение маркировки, перерегистрация цен, предотвращение дефицита важных препаратов. С какими проблемами пришлось столкнуться и как реагировать на вызовы времени в будущем, обсудили эксперты фармрынка.

Бурного роста не ждем

Генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк представил основные тенденции развития фармрынка под влиянием пандемии.

Доля коммерческого сегмента в последние два года стабильная: она составляет 64% (государственная — 36%). Число аптек сохраняется на уровне 64,5 тыс.

Государственный сегмент уверенно растет за счет госпитальных закупок, для нужд ЛПУ закупается больше всего лекарственных средств в упаковках. Более высокий объем денежных средств тратится на импортные препараты. Оригинальных лекарственных средств в упаковках закупается всего 7%, но при этом в деньгах на них приходится почти половина Цены сильнее всего растут на дешевые препараты до 50 руб.: они повысились в государственных средств.

среднем на 27,7%, в категории от 50 до 150 руб. цены увеличились на 7,8%, а в группах препаратов от 150 до 500 руб. и выше 500 руб. — на 6,6% и 4% соответственно.

Средняя стоимость упаковки ЛС по сравнению с 2019 г. выросла на 13% и сейчас составляет 225 руб. По итогам прошлого года цены на препараты повысились почти на 7%, а в среднем уровень наценки со стороны аптек составляет 24,4%.

Сегодня рост потребления ЛС дороже 500 руб. повысился, большую роль в этом сыграли переходы препаратов из одного ценового сегмента в другой и изменение содержания потребительской корзины. Доля дешевых препаратов снижается, как и спрос на них, зато доля препаратов из Перечня ЖНВЛП успешно продолжает расти.

Сергей Шуляк отметил, что рынок в большей степени растет за счет безрецептурных препаратов (ОТС — +13%,Rx — –8%). Стоит отметить и переход потребителя на большую упаковку, особенно это касается спроса дешевых препаратов и средств безрецептурного сегмента. Потребители считают данное приобретение более выгодным, нежели покупку стандартной упаковки.

По данным ежемесячного мониторинга коммерческого рынка DSM Group, локализованные препараты имели более высокую динамику в рублях (17% против 6% — у импортных).

Высокими продажами могут похвастаться иммуномодуляторы, противоопухолевые, противомикробные и гормональные препараты для системного использования (кроме половых гормонов). В число аутсайдеров с отрицательной динамикой в рублях вошли две АТС-группы — препараты для лечения заболеваний органов чувств и лекарственные средства для лечения заболеваний урогенитальных органов и половые гормоны.

В упаковках наблюдалось снижение продаж противопаразитарных препаратов, инсектицидов и репеллентов, лекарственных средств для лечения заболеваний урогенитальных органов и половых гормонов, а также препаратов для лечения заболеваний органов чувств.

Среди парафармацевтических групп отрицательную динамику показали практически все типы товаров. Но и здесь есть свои лидеры: термометры, маски, санитайзеры для рук и БАД, поддерживающие работу иммунной системы.

Отдельно стоит поговорить об онлайн-продажах лекарственных средств.В IV кв. 2020 г. онлайн-продажи были в четыре раза выше, чем рост в целом по рынку, и в конечном итоге объем препаратов, реализованных онлайн, составил 72 млрд руб. (6,3%). Отметим, что быстрее всего данный способ продаж развивается в Москве.

Люди предпочитают приобретать импортные и рецептурные лекарственные средства, при этом средняя стоимость упаковки будет выше, чем в офлайн: для рецептурного препарата она составляет 574 против 320 руб., для безрецептурного — 269 против 174 руб. соотвественно.

Эксперт считает, что предпосылок для высокого роста в 2021 г. у рынка нет.

Как изменился средний чек в аптеке?

Осень 2024 года была отмечена продолжением роста средней цены одной покупки в аптеке. Она достигла цифры в 731 рубль. Большую часть этой суммы — 581 рубль — составили расходы на лекарственные препараты, которые и являются основной причиной посещения аптек покупателями.

Изменения по налогам для аптек на УСН в 2025 году

Аптечное сообщество выражает серьезную озабоченность в связи с предстоящей налоговой реформой. С 1 января 2025 года малые предприятия с совокупным доходом свыше 60 млн. рублей потеряют право на применение упрощенной системы налогообложения. Как аптечный бизнес сможет подготовиться к таким изменениям, разбирались на вебинаре Павла Лисовского «Налоговая реформа для бизнеса: что надо успеть сделать до конца 2024 года?».

Читаем покупателя как открытую книгу

Эффективная коммуникация с посетителями аптеки критична для их удовлетворенности и соблюдения рекомендаций по лечению. В условиях конкуренции фармацевты должны адаптировать стиль общения, учитывая психологические особенности клиентов. Успех взаимодействия зависит от понимания этих особенностей и применения адаптивной модели коммуникации.

Посетительский менеджмент в работе аптеки

Посетители для аптечных организаций представляют стратегическую ценность. Понимание процесса трансформации потребительского поведения и применение эффективного посетительского менеджмента становятся критически важными.

Какие нарушения чаще встречаются в аптеке?

Среди наиболее распространенных нарушений, выявляемых в аптеках, — отпуск Rx-препаратов (в том числе ПКУ) без рецепта, несоблюдение условий хранения, минимального ассортимента, правил ценообразования на лекарства из списка ЖНВЛП и несоответствие входной группы и прилегающей территории. Ведущий фарминспектор «СоюзФармы» Виктория Маховская представила обзор нарушений обязательных требований, выявляемых по результатам проверок аптечных организаций.

Аптечное производство - это не идея, а необходимость

Эксклюзив

Индивидуальное изготовление лекарств в аптеке, являющееся сейчас одним из трендов, занимает 10% мирового объема медикаментов и позволяет закрыть существующий дефицит, производить уникальные формы и дозировки. А также открывает новые возможности в лечении детских болезней и орфанных заболеваний.

Особенности выкладки в осенний период

Визуальное оформление аптеки в осенний период должно не только привлекать внимание, но и соответствовать изменившемуся психологическому состоянию покупателей.

Особенности осеннего спроса в аптеке

Осень приносит изменения в потребительском спросе, связанные с погодными условиями и эпидемиями гриппа и ОРВИ. Важно разработать стратегии выкладки и продвижения товаров, которые удовлетворяют сезонные потребности покупателей и способствуют росту продаж.

Как пройти периодическую аккредитацию

Проходить периодическую аккредитацию фармспециалисту подчас бывает сложно, поскольку при подаче документов необходимо учесть множество мелочей. Однако если начать готовиться к ней заранее и детально ознакомиться с требованиями, можно быстро получить долгожданное свидетельство.

С 1 ноября стартует новый этап маркировки БАД

С 1 ноября 2024 года стартует разрешительный режим реализации биологически активных добавок. Аптеки должны были уже подготовиться к этому этапу, но до сих пор возникает множество проблем, как и что делать. На вопросы работников розницы в ходе вебинара ответила ведущий инспектор ААУ «СоюзФарма» Виктория Маховская.

Cпецмероприятия
X