Фармрынок сегодня: через тернии к развитию
За последний год наша жизнь сильно изменилась, но актуальные вопросы для фармотрасли остались прежними: внедрение маркировки, перерегистрация цен, предотвращение дефицита важных препаратов. С какими проблемами пришлось столкнуться и как реагировать на вызовы времени в будущем, обсудили эксперты фармрынка.
Бурного роста не ждем
Генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк представил основные тенденции развития фармрынка под влиянием пандемии.
Доля коммерческого сегмента в последние два года стабильная: она составляет 64% (государственная — 36%). Число аптек сохраняется на уровне 64,5 тыс.
Государственный сегмент уверенно растет за счет госпитальных закупок, для нужд ЛПУ закупается больше всего лекарственных средств в упаковках. Более высокий объем денежных средств тратится на импортные препараты. Оригинальных лекарственных средств в упаковках закупается всего 7%, но при этом в деньгах на них приходится почти половина Цены сильнее всего растут на дешевые препараты до 50 руб.: они повысились в государственных средств.
среднем на 27,7%, в категории от 50 до 150 руб. цены увеличились на 7,8%, а в группах препаратов от 150 до 500 руб. и выше 500 руб. — на 6,6% и 4% соответственно.
Средняя стоимость упаковки ЛС по сравнению с 2019 г. выросла на 13% и сейчас составляет 225 руб. По итогам прошлого года цены на препараты повысились почти на 7%, а в среднем уровень наценки со стороны аптек составляет 24,4%.
Сегодня рост потребления ЛС дороже 500 руб. повысился, большую роль в этом сыграли переходы препаратов из одного ценового сегмента в другой и изменение содержания потребительской корзины. Доля дешевых препаратов снижается, как и спрос на них, зато доля препаратов из Перечня ЖНВЛП успешно продолжает расти.
Сергей Шуляк отметил, что рынок в большей степени растет за счет безрецептурных препаратов (ОТС — +13%,Rx — –8%). Стоит отметить и переход потребителя на большую упаковку, особенно это касается спроса дешевых препаратов и средств безрецептурного сегмента. Потребители считают данное приобретение более выгодным, нежели покупку стандартной упаковки.
По данным ежемесячного мониторинга коммерческого рынка DSM Group, локализованные препараты имели более высокую динамику в рублях (17% против 6% — у импортных).
Высокими продажами могут похвастаться иммуномодуляторы, противоопухолевые, противомикробные и гормональные препараты для системного использования (кроме половых гормонов). В число аутсайдеров с отрицательной динамикой в рублях вошли две АТС-группы — препараты для лечения заболеваний органов чувств и лекарственные средства для лечения заболеваний урогенитальных органов и половые гормоны.
В упаковках наблюдалось снижение продаж противопаразитарных препаратов, инсектицидов и репеллентов, лекарственных средств для лечения заболеваний урогенитальных органов и половых гормонов, а также препаратов для лечения заболеваний органов чувств.
Среди парафармацевтических групп отрицательную динамику показали практически все типы товаров. Но и здесь есть свои лидеры: термометры, маски, санитайзеры для рук и БАД, поддерживающие работу иммунной системы.
Отдельно стоит поговорить об онлайн-продажах лекарственных средств.В IV кв. 2020 г. онлайн-продажи были в четыре раза выше, чем рост в целом по рынку, и в конечном итоге объем препаратов, реализованных онлайн, составил 72 млрд руб. (6,3%). Отметим, что быстрее всего данный способ продаж развивается в Москве.
Люди предпочитают приобретать импортные и рецептурные лекарственные средства, при этом средняя стоимость упаковки будет выше, чем в офлайн: для рецептурного препарата она составляет 574 против 320 руб., для безрецептурного — 269 против 174 руб. соотвественно.
Эксперт считает, что предпосылок для высокого роста в 2021 г. у рынка нет.