02.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024 18+
02.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024
// Фармрынок // Информационные технологии

Информация и фармация: методы выживания современной аптеки

«Информационная зависимость» — не только болезненное состояние,  когда человек буквально живет в Интернете, с трудом делая перерывы на сон и еду. Это закон, по которому развивается мир — и любое профессиональное сообщество. От сведений, полученных вовремя и понятых правильно, зависит успех — какой бы сферы деятельности он ни касался. Тот, кто не в курсе событий, принимает ошибочное решение, последствия которого тем плачевнее, чем быстрее меняются «правила игры» и соотношение сил «игроков».

Фармрынок – сложная меняющаяся система. Сложная – поскольку включает в себя разнообразие участников и процессов. Меняющаяся – так как нельзя предугадать, как и когда вновь скорректируются правовые рамки взаимодействия. Приходится почти мгновенно реагировать на вступление в силу новых законов, регламентирующих обращение ЛС, утверждение новых правил организации работы аптеки, запрет на ставшие привычными формы взаимодействия с производителем лекарств...

В результате фармацевту и провизору нужно быть высокими профессионалами  не только в своей области, но и в других: праве, маркетинге, психологии.

О чем стоит знать – и как об этом узнать

Сегодня сотруднику аптеки необходима информация нескольких видов:

– правовая. Обязательны к прочтению законодательные и нормативные акты в сфере здравоохранения, трудового права, налогообложения, правил ведения бухгалтерского учета.

– собственно фармацевтическая. Аптека должна быть в курсе всех новостей фармпроизводства, знать не только названия, но и все характеристики новых отечественных и зарубежных препаратов. Если ЛС изымаются из обращения или исключаются из перечня ЖНВЛП – фармацевт также обязан знать об этом.

Также необходима консультативная информация: например, как правильно выбрать из аналогичных препаратов наиболее эффективный при тех или иных особенностях заболевания – или для пациента данного пола и конкретного возраста.

– социологическая. Какие препараты выбиваются в лидеры спроса – а какие, напротив, сдают позиции? Каким брендам больше доверяют жители города или района? Как правильно проинформировать пациента о новом ЛС? Кто является конкурентами данного аптечного учреждения – и в чем заключаются преимущества и недостатки этих организаций? На каком ассортименте они специализируются, какую ценовую политику выбирают, какие скидки предоставляют? Неверные ответы на эти вопросы могут поставить аптеку на грань закрытия. Инструкцию к препарату или комментарий к закону можно прочесть и даже выучить – а человека, пациент он или владелец конкурирующего учреждения, необходимо внимательно изучить. И правильно понять…

К счастью, для фармацевтов и провизоров Москвы открыт доступ к информации всех типов. Группа компаний «Московские аптеки» в рамках выставки «Аптека-2011» представила ряд  информационных продуктов – постоянно обновляемых и отвечающих на самые актуальные вопросы фармации. Модераторами круглого стола «Современная аптека. Информация и эффективность аптечных продаж. Нетрадиционные методы» - впервые проведенного в ходе выставки стали: Зимирева Любовь Валерьевна, заместитель главного редактора настоящего издания, Сигитова Валентина Николаевна, главный специалист информационно-аналитической группы, и  Лактионов Василий Алексеевич, заместитель директора по информационным технологиям ООО «Асофт XXI».

Будьте правы в сфере права

На юридические вопросы мед- и фармдеятельности поможет ответить информационно-поисковая система «СтатусМедФарм». Главное достоинство программы – удобство и простота в использовании. Более чем 11 000 нормативных документов сгруппированы по тематическим категориям, что при поиске позволяет получить всю информацию по интересующему вопросу. Включена и традиционная функция поиска –  удобная для тех, кто ищет тот или иной нормативный акт, зная дату его утверждения, название или фрагменты текста. В рубрике «Изъятие» содержатся письма об изъятии ЛС из ЛПУ и аптечных учреждений. Также можно  ознакомиться с  дополнениями к этим письмам – и узнать, чем интересующий фальсификат отличается от препаратов надлежащего качества. Программой предусмотрен расширенный поиск изъятых препаратов по дате и названию. Обновляется «СтатусМедФарм» через Интернет – в качестве альтернативы можно приобретать диски с новыми версиями, учитывающими изменения действующего законодательства.

Другая специализированная информационно-поисковая система «Изъятие» содержит оперативную, а также архивную информацию об изъятых препаратах, основанную на данных Росздравнадзора. Поиск ЛС осуществляется по названию и серии – что очень удобно при приеме нового товара. Программа также представлена на CD-дисках.

С 2012 г. появится CD-версия у ежемесячного журнала «Нормативные документы в фармации и здравоохранении», при этом содержание издания останется прежним, а именно: будет возможность ознакомиться с правовыми актами федерального значения, а также Москвы и Московского региона в сфере медицинской и фармацевтической деятельности, лицензирования, трудового права и охраны труда, санэпиднадзора, медицинского и социального страхования, бухучета.

Читателю будут интересны и рубрики «Фармацевтический маркетинг» и «Справочно-консультационные материалы». Но где можно обновить профессиональные знания – ведь новинки на рынке ЛС появляются регулярно?

О лекарствах – и без рекламы?!

Справиться с наплывом информации о препаратах и отделить от рекламы полезное информационное зерно поможет ежемесячный бюллетень «Новые лекарственные средства», представляющий препараты, поступающие на российский фармацевтический рынок, исключительно с профессиональной точки зрения без призывов к скорейшей покупке и прочих маркетинговых лозунгов. Именно поэтому бюллетень будет интересен как представителям розничного сектора, так и руководителям ЛПУ.

Основы неизданного законодательства

Правила игры на рынке подобны законам физики – их нарушения приводят к одинаковым последствиям. Фармрынок – живой организм, и закономерности, по которым он живет и развивается, сродни законам природы. Чтобы следовать им, надо понять их. На страницах газеты «Московские аптеки» есть рубрики, посвященные жизни рынка и выживанию на нем, – «Консультации специалистов», «Тренинг» и «Фактор успеха», «Мониторинг».

«Мониторинг» анализирует рынок по ряду параметров, важнейшими из которых можно назвать:

– ценовую политику различных участников, определяемую путем сравнения розничных цен;

– товарную стратегию. Ответ на вопрос, каким образом формируют ассортимент конкуренты, находящиеся в тех или иных условиях, поможет выявить и правильно выбрать товары, необходимые именно Вашей аптеке;

– конкурентное преимущество. Для успешной деятельности в конкурентной среде необходимы диагностика и тщательный анализ этой среды. Кто действительно является Вашим конкурентом, а кто лишь позиционирует себя им?

По запросам аптечных организаций информационно-аналитический отдел группы компаний «Московские аптеки» проводит исследования нескольких видов:

«Потребительский спрос». При выборе этой сферы исследования изучаются лидеры спроса – какие лекарства наиболее популярны (в данном регионе среди всех ЛС или среди данной группы медикаментов). Имеет значение и изменение спроса на  выбранный препарат (или группу лекарств) за интересующий период.

«Эффективность рекламных акций» позволяет оценить результат, достигнутый организацией в течение недели или месяца. Мониторинг также включает в себя оценку изменения спроса на рекламируемый препарат.

«Анализ розничных цен» включает в себя определение средней, максимальной и минимальной цены на выбранный препарат в данном регионе (в данной группе аптечных организаций). Также исследуются распределение цен по изучаемой территории и ценовая структура выбранной группы препаратов. Как и в остальных исследованиях, явление изучается в динамике – каким образом и в каких пределах произошло изменение цены ЛС за интересующий период.

Информирован – значит, вооружен! Конкурентная борьба перестает быть схваткой с завязанными глазами, а решение правовых вопросов – попыткой студента угадать правильный ответ на вопрос преподавателя. Единственное «но»: в подобной ситуации неравенство между пациентом и специалистом увеличивается многократно. Как донести информацию до покупателя – с учетом того, что в условиях тотального  самолечения ее неполнота опасна для жизни?

Без мобильного – никуда?

Путь к сознанию пациента лежит все там же – в Интернете. Компьютер или телефон способны спасти жизнь. Например, необходимо срочно купить лекарство – а человек находится в незнакомом районе и не может найти ближайшую аптеку. Другой вариант «успешных» поисков: ни в одной из пяти аптек по соседству нужного препарата нет…

Выход есть! Если на часах полночь – проще всего включить домашний компьютер и зайти на сайт AptekaMos.ru. Сегодня это  самый известный Интернет-ресурс для поиска и помощи в покупке лекарств, работающий с наиболее полной базой данных аптек Москвы и Подмосковья (а также ряда других регионов). Важно, что AptekaMos.ru не реализует и не продвигает ЛС. Кстати, на сайте  покупатели  имеют возможность оставить свои отзывы, пожелания и предложения по работе аптек. Сотрудники аптеки могут просмотреть ее виртуальную книгу жалоб и предложений в приложении  «АптекаМос.Абонент» и если что-то не так – всегда есть возможность оперативно исправить ошибки.

Ведь главное в деятельности аптеки – способность вовремя откликнуться и прийти на помощь. Если содержимое сайта загружается часами, а обновляется месяцами – пациент вряд ли продолжит заходить на него. Достоинства любой информации – своевременность, применимость и доступность. В любой момент времени и в любом месте. Поэтому на сайте Aptekamos.ru – никаких сведений, кроме актуальных. Информация о препаратах почти в 1000 аптеках Москвы и других городов обновляется  каждый час. Также пациент может составлять списки покупок на определенные даты, формировать перечень избранных аптек, создать собственный «Личный кабинет»… И все это – быстро и вовремя. Когда речь идет о здоровье, Интернет не должен отвечать по 10 часов!

А еще лучше, что теперь пациент может настроить  мобильный Интернет и открыть бесплатное мобильное приложение m.aptekamos.ru – первый сайт поиска лекарств в Рунете, оптимизированный для работы на смартфонах и планшетах. Совершенно новый стиль интерфейса позволяет быстро и удобно решать задачу покупки лекарств, когда под рукой нет компьютера или просто отдается предпочтение мобильным устройствам. Как действует поиск лекарств сегодня?

Первый этап работы – определение ближайших аптек. Программа  просит указать интересующее здание, улицу или район и выводит на экран карту со всеми ближайшими аптеками. В базе данных приложения – не только адреса и телефоны аптечных учреждений, но и часы их работы (они также видны на карте). Если  человек заболел поздно ночью или рано утром  – можно нажать кнопку «учитывать режим работы», и на экране отобразятся только организации, действительно открытые в этот час.

Если покупателю неизвестно его точное местонахождение (незнакомый район и т.п.), программа  определит его автоматически. Все, что требуется, – утвердительный ответ на просьбу разрешить поиски. (Без согласия человека приложение не начнет его поиск.) В этом случае на карте появятся не только ближайшие аптеки – но и маленькая точка с пояснением «вы находитесь здесь».

Этап второй – поиск лекарственных препаратов. Важнейшее отличие мобильного сайта – это поиск нескольких лекарств одновременно. Ведь по многолетней статистике обращений, изученной аналитиками компании, чаще всего пользователи сайта ищут сразу 2–3 позиции. Мобильный сайт позволяет одним кликом решить задачу и найти аптеки, в которых можно купить до трех медикаментов одновременно. Узнав названия ЛС, программа сообщит об их наличии в найденных аптеках – и в случае положительного ответа даст сведения о ценах.

Чтобы лекарство не исчезло из аптеки, пока покупатель в пути, можно забронировать его: это значит, что препарат будет дожидаться заказчика в течение суток. Другой вариант – заказать доставку покупки домой или на работу – также доступен в мобильной версии.

Зазвонит телефон – и ответит Вам… СЛОН

Как поступить, если телефон не подключен к Интернету?

На помощь придет Служба Лекарственного Обеспечения Населения (СЛОН). По бесплатному многоканальному номеру 8 (495) 775-79-57 можно обратиться за консультацией в будние дни с 10 до 18 час. На другом конце провода – специалисты самой высокой квалификации, которые помогут позвонившему найти лекарственные препараты по минимальным ценам.

За бронированием и доставкой лекарств также стоит обратиться к специалистам службы.  База данных СЛОН и мобильной версии – общая, она предоставлена сайтом Аptekamos.ru

Когда пациент не в состоянии прийти в аптеку – она сама придет к нему в дом. Даже если ради этого аптеке предстоит стать современной – в том значении современности, которое предполагает активное и неразлучное взаимодействие с Интернетом.

Главное на сегодня – дать пациенту понять, что найти срочно необходимое лекарство действительно возможно вне зависимости от времени и места. Вовремя набранный номер – или прочитанная страница – откроют дверь в аптеку, нужную конкретному пациенту. Именно в тот день, в который возникла необходимость в лекарстве. В современных условиях и аптека должна быть современной, а группа компаний «Московские аптеки» помогает ей такой становиться, развиваясь вместе. А это не только высокие технологии – но и понимание. И готовность приходить на помощь – в любое время и в любом месте...

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи подрубрики информационные технологии:
Импортозамещение IT-технологий фармбизнеса

Конкурентоспособность и эффективность работы сейчас немыслимы без IT-технологий, предлагающих множество рабочих программ для реализации различных задач фармбизнеса. 

АптекаМос: эффективная интернет-витрина для аптеки

В Москве состоялся очередной ежегодный Профмитинг — встреча представителей аптек Москвы и Подмосковья с производителями и поставщиками нелекарственного ассортимента из разных регионов России.

Цифровые технологии в фарме: курс на импортозамещение

В связи с известными событиями всем участникам фармрынка пришлось встать перед выбором: продолжать использовать IT–инструменты ушедших из России фирм либо перейти на отечественные альтернативы и заняться разработкой собственных продуктов.

Новые подходы для эффективной фармацевтической помощи

В последние годы системе здравоохранения, особенно в части лекобеспечения, приходится быстро подстраиваться под новую реальность. Важную роль в этом процессе играет цифровизация, благодаря которой можно упорядочить большой объем информации и оперативно получать новые сведения, в т.ч. касающиеся жизненного цикла лекарств.

Цифровизация не должна внедряться ради нее самой

IT–технологии в современном мире существенно облегчают работу компаний. Однако из многообразия цифровых решений стоит выбирать те, которые благотворно повлияют на бизнес–процессы и не потребуют существенных затрат. А в современных условиях важна и их независимость от импорта. Как показывает практика, найти оптимальные варианты вполне под силу.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban