27.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
27.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Аптека // Искусство продаж

Как обустройство аптеки повышает ее эффективность

От того, в каких условиях работает фармацевт, как обустроено его рабочее место, как оформлен торговый зал, во многом зависит прибыль аптечной организации.

В рамках Делового медико–фармацевтического форума выставки "Аптека 2019" компания "Дизайн–Вектор", изготовитель и поставщик мебели и торгового оборудования аптечным организациям по всей стране уже на протяжении 28 лет, пригласила представителей аптечных сетей на мероприятие "Аптека будущего создается сегодня".

РЕЦЕПТУРНАЯ ЗОНА — СЕРДЦЕ АПТЕКИ

По статистике, в рецептурном отделе или отделе готовых лекарственных форм в аптеке происходит в среднем около 80% всех продаж. Не случайно в тех аптечных организациях, где продажи организованы по законам мерчандайзинга, именно рецептурная зона располагается в самом отдаленном от входа в аптеку месте. Ведь большинство покупателей приходит с целью приобрести лекарственное средство именно по рецепту или рекомендации врача. А уж заодно, пока пройдут по торговому залу в одну и другую сторону, прихватят что-то из товаров, представленных в открытом доступе.

"Как правило, в любом рецептурном отделе и отделе готовых форм обязательно поддерживается большой ассортимент лекарственных средств. А их запас в аптеках нередко распределен по прилавкам в торговом зале и на стеллажах материальных комнат. В зависимости от размера и планировки помещения, занимаемого аптечной организацией, материальная комната может располагаться довольно далеко от рабочих мест специалистов первого стола, работающих в рецептурной зоне. Тогда фармацевту приходится тратить много времени и сил на поиск нужного лекарственного препарата. В результате этого работник с фармацевтическим образованием использует свое рабочее время не на консультацию посетителей, а на беготню «челноком» в поиске нужных лекарств. Образуются очереди, многие посетители, не выдерживая долгого ожидания, отправляются в аптеку по соседству. В мегаполисах сейчас даже в одном доме может быть сразу две-три аптеки, конкуренты не дремлют", — замечает генеральный директор компании "Дизайн–Вектор" Юрий Казьмин.

Казьмин_Дизайн

И добавляет, что именно с такими проблемами к ним часто обращаются руководители аптечных организаций. Цель таких обращений — получить помощь или консультацию в организации рецептурной зоны, ведь благодаря компактному и адресному хранению упаковок рядом с рабочим местом фармацевт может быстро найти и отпустить необходимый препарат.

Кстати, такая беготня челноком не нравится и самим работникам первого стола. О какой лояльности по отношению к руководству и правильной мотивации персонала со стороны последних в таком случае можно говорить!

РЕЦЕПТУРНЫЙ ШКАФ ПОДБИРАЕМ ПРАВИЛЬНО

Цель в подборе правильного торгового оборудования многогранна. Во–первых, оно должно быть вместительным и в то же время компактным, т.е. занимать как можно меньше места, оставляя в торговом зале дополнительное пространство для выкладки нелекарственного ассортимента. Во–вторых, аптечное оборудование должно быть удобным для использования работниками аптеки. В–третьих, оно должно быть интересным с точки зрения дизайна, чтобы радовать глаз посетителей аптеки.

Аптекарь_ящик

"Достичь компактного и адресного хранения помогают такие инструменты продаж, как рецептурные шкафы с выдвижными плоскими ящиками, разделенными на ячейки. Удобно, что комплектация такого шкафа и его размер могут быть самыми разными. Например, шкаф, состоящий из одной колонки, вмещает в себя 9 ящиков (в т.ч. один — двойной высоты), снабжен шариковыми направляющими; стеллаж снабжен антресолью для выкладки, интерьерным лайтбоксом и комплектом из 9 переставных делителей к каждому ящику. Количество с наполнением колонок можно заказать по своему усмотрению", — поясняет Юрий Казьмин.

Удобны так называемые рецептурные шкафы и для организации функциональных зон хранения быстро оборачиваемых лекарственных средств. Оптимальный размер ячейки для препарата руководитель аптеки задает сам благодаря частому шагу перфорации и поперечным делителям. Полное выдвижение ящика и широкий рубрикатор в металлическом фасаде обеспечивают быстрый поиск и доступ к содержимому.

Один такой шкаф–колонка может уместить от тысячи до двух с половиной тысяч упаковок лекарственных препаратов. Ставят такие шкафы за спиной работника первого стола — ему стоит лишь повернуться на 180 градусов, сразу найти требуемый препарат и вручить покупателю, не отрываясь от консультирования.

Хорошо, когда каркас шкафа выполнен из алюминия и стали, что гарантирует надежность и долговечность. Шкафы для аптек решают важную задачу — организацию компактного и адресного хранения лекарственных средств. Шкафы для медикаментов с выдвижными ящиками занимают от 1,1 до 3,2 кв. м и при этом вмещают от 5 до 15 тыс. упаковок. А выдвижные ящики метабокс гарантируют удобное и долгое использование всей конструкции.

Выручают и открытые стеллажи с универсальными наклонными и регулируемыми металлическими полками с механизмом выдвижения.

Удобны и так называемые системы хранения со стеклянной дверью, обеспечивающие полный обзор запасов. А наклон металлической полки и легкий доступ ко всей ее глубине (за счет механизма выдвижения) позволяет максимально просто добиться правильной логистики упаковок, с соблюдением принципа FIFO (анг. First In, First Out — первым пришел, первым ушел). Это обеспечивает постоянную ротацию лекарственных препаратов, чтобы они не залеживались с риском окончания своего срока годности.

Отдельно можно приобрести и рецептурные ящики, и системы наклонных полок, и диспенсер (устройство для выдачи чего-либо в определенной дозе и количестве. — Прим. ред.), в удобном их сочетании со специализированными рабочими местами. Такое торговое оборудование, как ящики, оптимально подходит для встраивания в рабочее место аптекаря. Данное решение дает возможность организовать компактную зону хранения препаратов высокого спроса под рукой у фармацевта. Благодаря наличию делителей в каждом ящике можно организовать ячейки, максимально плотно сгруппировав препараты одной группы. Каждой ячейке можно присвоить свой адрес и внести ее в аптечный программный продукт.

ДИзайн_ящик

Хорошо, когда ящик установлен на направляющих полного выдвижения, оснащенных доводчиками, что обеспечивает полный обзор содержимого ящика и его плавную и практически бесшумную работу. А для просмотра верхних выдвижных ящиков в шкаф встроена ступенька с автозакрытием после использования.

Вообще возможны различные варианты рецептурных зон в зависимости от потребности аптеки, на которые влияет трафик, ассортимент, размеры помещения и форма торговли. "При этом можно выделить два основных варианта компоновок рецептурных зон: фронтального и галерейного типа", — добавляет Юрий Казьмин.

У рецептурной зоны фронтального типа их содержимое расположено лицом к покупателю. Такой вариант подходит для аптек с высоким трафиком, а также удобен для фармацевтов, т.к. у них в этом случае достаточно места для работы.

У рецептурной зоны галерейного типа шкафы расположены друг напротив друга. Данное решение позволяет организовать более компактную зону, разместив дополнительную выкладку за рабочими местами фармацевтов.

АПТЕКА СЕТИ — ЕДИНЫЙ СТИЛЬ

"С помощью набора инструментов хранения и продаж возможно создание стандарта рецептурной зоны для сетевых аптек. Единая система хранения, вне зависимости от помещений, позволяет перераспределять персонал по аптекам сети и поддерживать одинаковый ассортимент в каждой аптеке, — советует генеральный директор "Дизайн–Вектор". — И, главное, грамотно организованная рецептурная зона позволяет быстро и качественно обслуживать покупателей, увеличивает выкладку нелекарственного ассортимента. Все это направлено на повышение эффективности работы аптеки и на удобство работы фармацевтов. С тем, чтобы они не только не вызывали раздражение посетителей своей медлительностью, но и могли уделить достаточное количество времени для консультирования и рекомендаций".

МЕРЧАНДАЙЗИНГ ВАМ В ПОМОЩЬ

Приемы мерчандайзинга, прекрасно зарекомендовавшие себя в продуктовом ритейле, нужно использовать и в рознице фармацевтической, ведь эти приемы помогают существенно повысить сбыт продукции, не стоит забывать, что аптека, это предприятие торговое. Так вот, главное — выкладка товаров.

  • При горизонтальной выкладке однородные продукты занимают всю полку. Выигрышные места находятся в центре. Здесь представлены товары, которые приносят наибольшую прибыль. Справа от них — более дорогие предложения. Места слева и сбоку лучше отдать более дешевым товарам.
  • При вертикальной выкладке однородный продукт размещается вертикально сверху вниз. Такая выкладка обеспечивает хороший обзор товара, быструю ориентацию потребителя и интенсивную реализации товара.
  • При блочной выкладке товары одной торговой марки группируют в блоки. Их размещают или по горизонтали, или по вертикали.
  • При тематической выкладке товары комплектуют по их назначению. Например, очень хорошо работают "противопростудные выкладки", где покупатель может подобрать сразу целый комплект средств, которые помогут в борьбе с ОРВИ или гриппом: противовирусные препараты, лекарства от кашля, жаропонижающие, капли от насморка, аэрозоль для орошения горла, общеукрепляющий витаминный комплекс и… медицинскую маску, чтобы не заразить окружающих.

С МАЛОЙ ПЛОЩАДИ — БОЛЬШИЕ ДОХОДЫ

В небольших аптеках и аптечных пунктах, где по причинам недостаточного количества квадратных метров или неудобства конфигурации занимаемой торговой площади, в качестве альтернативы рецептурным шкафам можно разместить комплекты один над другим и дополнить их сверху антресолью. "В итоге может получиться вертикальная колонка из 9 ящиков (пять одинарных сверху и три одинарных и один двойной глубины снизу), которая, в зависимости от исполнения ящиков, позволит хранить от 700 до тысячи упаковок. — уверяет Юрий Казьмин. — И это на площади менее 0,5 кв. м. Таких колонок может быть две, три и т.д.".

Полки

При другом варианте комплекты ящиков Казьмин предлагает разместить на стеллажной системе позади фармацевта, а выше установить стеклянные полки для презентации товара. И тогда на одном квадратном метре будут храниться до 5 тыс. упаковок.

РЕЗУЛЬТАТ — НА ЧЕКЕ

Эргономично обустроенная рецептурная зона и правильная выкладка, конечно, вкупе с приветливым и грамотным персоналом повышает средний чек аптеки. А вместе с ним увеличивается и ее эффективность. Но никогда не надо останавливаться на достигнутом. Любая аптека развивается, и со временем требуются изменения. Эффектный дизайн, современные методы хранения медикаментов, роботизация, при которой не нужно ходить за лекарственным препаратом в подсобку, а можно набирать его название на ПК и получать автоматически… Очень хорошо, когда торговое оборудование модульное и обладает вариативностью, что дает возможность без дополнительных затрат на новую торговую мебель менять структуру интерьера. Вообще все новшества нужно постоянно отслеживать и использовать в своей работе, чтобы сделать сотрудников аптеки более активными и заслужить доверие покупателей, сделав их постоянными.

"Благодаря продуманной организации аптечного пространства можно существенно повысить эффективность работы фармацевтов и добиться увеличения продаж до 60%", — уверяет Юрий Казьмин. Ну, а игнорируя новинки, можно отстать от конкурентов, которых сейчас на фармацевтическом рынке предостаточно.

В фармацевтической рознице не бывает мелочей, посмотрите на торговый зал своей аптеки, возможно, настала пора что-то в нем поменять? Аптека будущего создается сегодня!

По материалам сессии в рамках Делового медико–фармацевтического форума на выставке "Аптека 2019"

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики искусство продаж:
Читаем покупателя как открытую книгу

Эффективная коммуникация с посетителями аптеки критична для их удовлетворенности и соблюдения рекомендаций по лечению. В условиях конкуренции фармацевты должны адаптировать стиль общения, учитывая психологические особенности клиентов. Успех взаимодействия зависит от понимания этих особенностей и применения адаптивной модели коммуникации.

Посетительский менеджмент в работе аптеки

Посетители для аптечных организаций представляют стратегическую ценность. Понимание процесса трансформации потребительского поведения и применение эффективного посетительского менеджмента становятся критически важными.

Особенности выкладки в осенний период

Визуальное оформление аптеки в осенний период должно не только привлекать внимание, но и соответствовать изменившемуся психологическому состоянию покупателей.

Особенности осеннего спроса в аптеке

Осень приносит изменения в потребительском спросе, связанные с погодными условиями и эпидемиями гриппа и ОРВИ. Важно разработать стратегии выкладки и продвижения товаров, которые удовлетворяют сезонные потребности покупателей и способствуют росту продаж.

Фармконсультирование: о чем надо знать специалисту

Для грамотной консультации аптечному работнику необходимо знать не только лекарственный ассортимент, правила отпуска и хранения, но и особенности применения каждого препарата, его совместимости с другими лекарствами.

Специализированные
мероприятия