На вопросы пап и мам отвечают Исмаил Османов, профессор, главный педиатр Москвы, главный врач детской больницы им. З.А. Башляевой, и Лариса Суркова, мать шестерых детей, кандидат психологических наук.
Почему главные опасности подстерегают новорожденного в первый год жизни?
Большинство болезней взрослых берет свое начало в детском возрасте, особенно в первые дни жизни и даже во время беременности мамы. Поэтому внимание к здоровью ребенка нужно уделять с рождения, а еще лучше — до его планирования. Дети, не воспитанные в духе сохранения здоровья, родители которых не занимались их самочувствием, в последующем чаще и тяжелее болеют.
Новорожденные очень уязвимы. У младенцев еще не выработан собственный иммунитет, охраняет их только материнский. Но через 2–3 месяца после рождения малыша мамина защита уже не работает, а прививок еще нет, поэтому ребенка подстерегает немало опасностей. Самое главное — защитить ребенка грудным вскармливанием. Никакое самое полезное питание не заменит материнское молоко. Дети на грудном вскармливании реже болеют, интенсивней развиваются, у них выше способности к обучению. Это первая защита для ребенка. Вторая защита — вакцинация, она начинается с родильного дома и продолжается до 18 лет.
Грудное вскармливание — залог здоровья ребенка на всю оставшуюся жизнь, залог его интеллектуальных способностей. Это еще и удобство для мамы: не нужно покупать дорогие смеси, которые часто вызывают аллергию и колики. Девочки уже в подростковом возрасте должны получать знания о том, что ребенка надо кормить грудью и вовремя вакцинировать, владеть методами ухода за ребенком. Это своего рода культура, которая должна насаждаться еще в школе.
Кстати, в каждой российской поликлинике и больнице работают специалисты по грудному вскармливанию.
Я сама как мама поддерживаю грудное вскармливание. Но бывают ситуации, когда по каким-то причинам не сложилось кормление грудью. Нельзя ругать себя за это: «Я плохая мать». Самое лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка, – быть счастливой, не тревожной матерью. Если вас гложет чувство вины, всегда можно обратиться к психологу. К сожалению, таких мам очень много: «О боже, у меня кесарево сечение, я не сама родила», «Я не кормила грудью», «Отдала в три года в детский сад». Мама найдет повод понервничать и назвать себя плохой, а папа добавит угрызений совести.
Меня всегда удивляет, почему в российской школе такое количество ненужных предметов, но при этом детей не учат заниматься своим здоровьем, не готовят из них мужей и жен, отцов и матерей. Подростки как губка впитывают в себя информацию из разных источников, но не получают важной установки: "Твое тело — твое дело. Ты должен о нем заботиться, заниматься своим здоровьем. Если мама и папа не водят тебя к врачу на диспансеризацию, попроси, чтобы отвели, сходи сам. У тебя есть все возможности".
Наш мир стал детоцентрированным. Все крутится вокруг детей, но чрезмерно. Родители бросаются из крайности в крайность. До трех лет воспитывать — поздно или рано? Важна мелкая моторика — надо давать пластилин в год или в три? Как можно раньше учить английскому – с пеленок или в 5 лет? Родители не понимают, что им делать и что для их детей важно.
На самом деле все очень просто. Надо осознать, что твой ребенок – это удивительный человек, он любит тебя с первых минут своей жизни и даже еще до рождения абсолютной безусловной любовью. У него никого нет ближе. Он принимает тебя, маму, такой, какая ты есть. И когда оказывается, что твой ребенок совсем непохож на героев в социальных сетях, на изображения с фотосессий, найди мудрость, чтобы принимать и любить своего ребенка таким, какой он есть.
Здесь очень важна роль пап. Мама не может работать мамой в режиме 24/7. Она должна иметь возможность отдыхать. Отец не должен прикрываться: «Я был на работе, зарабатывал деньги, а теперь мне надо поиграть за компьютером». Папа обязан помочь маме! Вернулся вечером домой – взял ребенка на ручки. Пусть мама сходит в душ, побудет в одиночестве. Тогда у нее будет хорошее настроение и силы на мужа и ребенка.
Есть в психологии закон отзеркаливания. Ребенок отображает ситуацию в семье. Мама ходит вечно хмурая, недовольная, с каменным лицом — ребенок будет кричать, потому что в нем заложен инстинкт выживания. Если мама никаких эмоций не проявляет, ребенку природа подсказывает: «Ори, а то погибнешь». Человеческий детеныш вообще не приспособлен один выживать в этом мире. Он не может сразу на ножки встать, как олененок, и пойти травку жевать. Ему нужна мама. Слава богу, сейчас из педиатрии ушел миф о том, что ребенка нельзя держать на руках. Все поняли, что нужно обнимать и целовать малыша, рассказывать ему сказки. Этим его не испортишь. Недавно узнала о новом аксессуаре для коляски – держатель для телефона! Негоже маме целый день сидеть в соцсетях вместо того, чтобы с ребенком разговаривать.
Нужно ли разрешать ребенку спать с мамой?
Начиная с рождения, у малыша должно быть собственное пространство, своя кровать. До трех лет она может стоять там, где спят родители, позже ребенка надо отделять в свою комнату. Самое оптимальное – на ночь почитать книжку малышу в родительской кровати, а потом переложить ребенка в его постель. Как привыкнет, так дальше и пойдет.А если он приучился спать с родителями, потом тяжело отделить.
Есть травматичные методы приучения ксамостоятельному засыпанию: ребенка запирают в комнате, он плачет, боится. Я категорический их противник. Такая практика не пройдет бесследно. Посмотрите, почему ребенок отказывается спать один в детской. Не болен ли он? Когда дети болеют, они часто хотят быть рядом с мамой. Нет ли у него в это время скачков развития, тревоги? Ребенок часто приходит в постель к маме, если родители ссорятся. Потому что для него сон рядом с мамой – ощущение безопасности. Вообще надо понимать, что если у мамы с папой все хорошо, у ребенка тоже. Он даже меньше болеет. Если начинаются конфликты в семье, у ребенка возникают проблемы.
Сейчас многие родители оттягивают период вакцинации или вообще отказываются от прививок. Чем они рискуют?
Вакцинация – очень болезненная тема: часть родителей против нее, другие поддерживают. Но нужно понимать одно: прививки – это практика, выработанная десятилетиями. Не только в нашей стране, но и во всем мире. Во многих государствах вакцинация – принудительно-обязательное мероприятие.
Многие инфекции вакциноуправляемые. И родители, которые отказываются от прививок, к сожалению, не понимают, какими проблемами чревато их поведение. Они не видели детей, которые заболели и получили серьезные осложнения от инфекции. И только задним числом родители начинают винить себя, осознав, как же они были неправы, отказавшись от прививок.
Что касается осложнений от вакцин – они могут быть. Но это в миллионы раз меньшие рисков, чем те осложнения, которые вызываются инфекциями. Как правило, все реакции сводятся к местным покраснениям, высокой температуре на протяжении 1-2 дней, но не более того. Когда врачи назначают прививки, они оценивают состояние здоровья ребенка, все возможные последствия. И если они есть, то доктора дадут временный медотвод от вакцинации.
Многие родители не делают прививки своим детям до трех лет. Дескать, они живут за городом, никуда не выезжают. Это неправильная позиция. Те вакцины, которые ставят в раннем возрасте, обязательны. И есть прививки, которые спустя 3 года уже не сделаешь – от ротавирусной инфекции, пневмококка, гемофильной палочки. Начинать нужно согласно календарю прививок, потом уже будет ревакцинация. А то, что ребенок сидит в коттеджном поселке и никуда не выезжает, не гарантирует, что инфекцию не занесут родители, гости…
Часто родители рассуждают так: «Наш ребенок получит все, чего мы была лишены в детстве». И записывают его во всевозможные студии и кружки, у него не остается свободного времени. Как найти баланс: с одной стороны – не лишать ребенка детства, а с другой стороны – дать нужное для обучения и развития?
Больной вопрос. Прежде всего помните, что ваш ребенок – самый лучший для вас. Это важно.
По поводу раннего развития – к счастью, эта мода проходит. Лет 10 назад, когда был ее пик (дескать, «развивашки» надо давать с 6 месяцев!), я общалась с известным детским психологом Юлией Борисовной Гиппенрейтер, у нее же мне посчастливилось учиться. Она говорила: «Ничего, и это переживем». И оказалась права: сегодня уже никто не обучает шестимесячного ребенка 5 иностранным языкам. Психологи всегда были против такого подхода.
Нормальное развитие для ребенка – бегать, прыгать, скакать, брать червяков на руки, в лужах плескаться, говорить с родителями. Не мультики смотреть с трех месяцев, а общаться с папой и мамой.
С точки зрения психолога, для малыша важнее крупная моторика, чем мелкая. Пусть он у вас легко собирает лего или пазлы из мелких деталей, но психолог, к которому вы придете за картой для детского сада, попросит малыша попрыгать на двух ножках. По статистике, 72% детей в 3 года прыгать не умеют. Их не научили. Им говорили: «Не лезь, не трогай, туда не ходи, упадешь».
Но когда мама меня спрашивает, а вести ли ей годовалого ребенка в клуб раннего развития, я отвечаю: «Конечно, ведите!» Потому что там будет 10 мам – им нужен социум, им важно общаться. Такие клубы больше для матерей, чем для ребенка.
Сейчас все чаще говорят об экологичном воспитании, когда просят с детьми больше говорить, гулять, проводить много времени на улице в любую погоду, следить, чтобы они находились в проветриваемых помещениях. Это верная установка.
Мне часто задают вопрос: когда надо начинать воспитывать ребенка и сколько часов в течение дня нужно этому посвящать? Я отвечаю: «Вы родители с 9 утра до 6 вечера, а потом вы свободны?» Так не бывает. Родитель – это навсегда. Вам принимать решения и думать о воспитании чада ежеминутно.
Не стоит ориентироваться на некие стандарты. Психология – наука размытая, у нас нет понятия нормы. Мы не сопоставляем детей друг с другом, мы сравниваем человека на протяжении его жизни. Вчера он этого не умел, а сегодня научился. И это прекрасно. А вот если он вчера умел, а сегодня не может, психолог бьет в колокола: что-то пошло не так! Но без перегибов. Не торопитесь! Всему свое время, и необходим здравый подход.
Перегружать ребенка не стоит. Это сказывается не только на его психическом здоровье, но и на физическом также. В первую очередь – на заболеваниях нервной и сердечно-сосудистой системы. Отсюда бывают проблемы, так называемое синкопальное состояние (обморок), нарушение сердечных ритмов, головные боли. Не нужно стараться сразу впихнуть в ребенка как можно больше знаний и умений. Все требуется делать дозированно, поэтапно и с учетом индивидуальных особенностей ребенка и его склонностей.
Известный педагог порекомендовал учить иностранные языки от 3 до 6 лет. Это верно?
Хорошо, что не сказал, что после трех уже поздно. Эта идея создала много мифов в головах у родителей. Дело в том, что с 3 до 6 лет ребенку важен социум. За компанию он и кашу хорошо ест, и на горшок легко садится, и английский без проблем учит. Малышу все интересно. На фоне игровой деятельности возникают познания. Естественно, в таком возрасте нельзя говорить об уроках по 45 минут. Есть огромное количество методик в играх, танцах, песнях. Но поверьте, и после 6 лет не поздно начать изучение языков, мозг продолжает развиваться.
Иностранные языки, конечно, нужно изучать, но не с шести месяцев. В раннем возрасте ребенок действительно лучше впитывает знания, усваивает языки. Но здесь должна быть соответствующая среда.
Как заставить ребенка полюбить овощи и фрукты?
Вопрос правильного питания с самого рождения очень важен. Нарушение рациона может сказаться не только на органах желудочно-кишечного тракта, но и на других. Мы в клинике видим немало детей с избыточной массой тела. В последующем – это риск развития сахарного диабета, артериальной гипертензии, заболеваний сердечно-сосудистой и нервной системы, репродуктивной способности. Причем эти недуги имеют тенденцию к омоложению, которые появляются даже в раннем возрасте. Важно привить здоровые вкусы.
Если родители придают значение культуре питания, у ребенка вырабатывается потребность к здоровой еде, организм ее требует, малыш привыкает к правильному рациону.
Между приемами пищи можно дать сладкое, но не взамен завтрака-обеда-ужина. И нормально питаться ребенок будет лишь при достаточной физической активности. Пусть проведет время впарке, на спортплощадке, а потом пригласите его за стол. Если ребенок дома сидит в гаджетах, он не сжигает калории, аппетита нет.
Как приучить ребенка есть овощи? Ешьте овощи сами! Опять же первый закон психологии – отзеркаливание. Если родители едят нездоровую пищу, ребенок будет поступать так же. Вы для него царь и бог, он вам подражает. Начните с того, чтобы в вашей тарелке было брокколи.
К сожалению, в наших семьях уходит культура питания. У нас нет ритуалов семейной трапезы – обедов, ужинов. Нет привычки сесть всем вместе за стол, обсудить события дня в доброй атмосфере, тогда замысловатая капуста и все остальные овощи-фрукты пойдут на ура, потому что ребенок получит удовольствие быть рядом с родителями, говорить с ними.
Мы с коллегами замечаем настоящую катастрофу. Каждый год вместе с ожирением молодеет возраст детских булимий и анорексий. Сначала появляется в жизни ребенка бабушка, которая пичкает его едой, пока она не полезет из ушей. Чтобы каша лучше заходила, бабушка поставит перед малышом планшет с мультиками. Впрочем, также поступают и мама, или няня. Что такое еда за гаджетами? Если ребенок смотрит в гаджет и видит, что там едет синий трактор, он не замечает, что ему кладут в рот. К сожалению, также едят и самим родители – за просмотром фильмов. А ведь они пример для ребенка.
Есть, конечно, секреты. Например, кладите меньше порции, чтобы потом не биться за то, что нужно съесть все до последней капли. Если ребенок получит сладости в неограниченном количестве, то рано или поздно от них откажется и, как правило, на 4-5-й день попросит борща.
Пригласите школьника помочь вам в составлении меню на неделю. Когда ставишь перед ним задачу съесть столько-то белков, жиров, углеводов, ребенку становится интересно, он понимает резон правильного питания.
Как помочь ребенку привыкнуть к школе?
В Москве запрещено принимать в школу детей раньше 6,5 полных лет. Это верно. К этому возрасту уже развита усидчивость, не вызывают дискомфорта какие-то рамки-ограничения. У ребенка сформирована познавательная деятельность. Очень важно, чтобы во время уроков были пятиминутки отдыха. Ребенок должен немножечко подвигаться.
Совет родителям: хотя бы в сентябре не напрягайте детей тридцатью кружками, дайте ему немного привыкнуть к школе. И помните: в школу отправляетесь не вы, а ваш ребенок. Дайте пройти ему этот путь самостоятельно, совершить свои ошибки, делать одному домашнее задание. Превратите годы учебы в радость. Школа дана как школа жизни: уроки дружбы и первой любви, опыт установления социальных контактов. Образование важно, но давно доказано, что за 5,5 лет можно не торопясь, освоить школьную программу. Растянута учеба на 11 лет с другой целью – важный период взросления.
Вспомните свои школьные истории, расскажите ребенку, как было здорово. Пусть для него школа будет прекрасным светлым периодом.
И еще подумайте, как ваши дети будут отдыхать. Это не значит сменить общеобразовательную школу на музыкалку или хоккейную секцию. Отдых – время, предоставленное самому себе, и точно не за гаджетом.
Ребенка надо заблаговременно готовить к школе. Приучать его слушать учителя, концентрировать внимание, сидеть молча, выработать режим дня и создать ему оптимальные условия для здоровья. Дома должны быть эргономичными стол и стул, свет должен падать правильно, ранец – не портить спину. В этом возрасте есть риски ухудшения осанки и зрения, нервных перегрузок.
Как научить первоклассника доброму общению с одноклассниками? На что обратить внимание?
Призываю родителей не ждать сразу проблем. Все будет хорошо.
В первом классе родителям самим надо заняться командообразованием. Устраивайте пикники, собирайтесь классом – с другими родителями. Такая неформальная обстановка поможет и вам, и детям. Этого будет достаточно для профилактики проблем в психологическом плане на первом учебном году. Смотрите за ребенком, чтобы он не переутомлялся, не выгорал. Многие взрослые испытали на себе профессиональное выгорание, в личностном плане, но никто не думает, что у ребенка могут быть подобные проблемы. В ноябре все первоклассники начинают говорить: «Я больше в школу не пойду!» Создавайте как можно больше позитива вокруг детей.
Помните правило: в первом классе не должно быть домашних заданий. Ни официальных, ни неофициальных. Ребенок должен во второй половине дня заниматься другими видами деятельности, и тогда его социализация, адаптация в коллективе пройдет хорошо.
Хочется ребенку все купить. Но как найти золотую середину, чтобы не избаловать его?
Конечно, родителю трудно удержаться от покупок: таких удивительных игрушек в их детстве не было. Мама еще только забеременела, папа уже покупает железную дорогу, потому что в детстве самому такую хотелось. Но пресыщение ведет к большой беде: наши дети перестают мечтать. Мы сами мечтали, строили планы: «Что же я получу на Новый год?» А сегодня просишь ребенка написать письмо Деду Морозу, а он говорит, что совсем ничего не хочет или «хочу все». Важно не лишать детей такой радости, как мечта. Если ребенок хочет многого, можно попросить его написать список и потом через какое-то время туда заглядывать и что-то одно покупать.
Но, увы, спустя 15 лет дети не вспомнят об игрушке, которую им подарили. Но запомнят, как ходили с папой на каток или собирали с мамой ягоды в лес, потому что это самое ценное. Все материальное потухнет. Так что в первую надо заботиться об эмоциональном интеллекте ребенка. Дарите ему яркие эмоции!!!
Тревожна ситуация, когда родители в разводе и папа приходит только на выходной день, словно Дед Мороз с мешком подарков. Свежих впечатлений никаких, зато куча игрушек. В итоге начинается игра в доброго и злого полицейского: мама занимается ребенком каждый день, ей надо решать и бытовые вопросы, а папа – праздник.
Как уговорить 12-летнего ребенка-подростка заняться плаванием ради исправления осанки?
Это общая проблема: подростки абсолютно никакого внимания не уделяют своему здоровью. Я был удивлен, но один социологический опрос выявил, что здоровье в рейтинге подростков стоит на 9-м месте. Заставлять ходить на занятия фитнесом недейственно. Эффективен только собственный пример.
В этом возрасте надо сказать: «Так, дочь, мы идем с тобой в бассейн... У нас сегодня с тобой массаж на соседних креслах». Только такая тактика работает в подростковом возрасте, остальное встретит отрицание. И тогда бассейн будет в удовольствие. Это будет личное время, проведенное вместе с мамой. А еще сходите к врачу. Доктор всегда является авторитетом для детей. Подросток прислушается к его рекомендации.