03.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
03.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Аптека // Тенденции развития

Кем востребована госпитальная аптека

В регулярно изменяющихся экономических условиях на фармрынке появился новый сегмент — госпитальные аптеки.

Их коммерческую эффективность и социальную необходимость еще требуется обосновать.

Специализированная или госпитальная аптека — аптечное учреждение, в котором реализуются дорогостоящие лекарственные препараты по программе "7 нозологий", а также применяемых в лечении заболеваний других нозологий, таких как онкология, гематология, гепатология, кардиология, ревматология, урология, эндокринология, неврология, психиатрия, репродукция, иммунокоррекция и лечебное питание.

Желткова Лариса Валентиновна
Генеральный директор ООО «Альянс специализированных аптек» (АСА)

СЕМЬ ФАКТОРОВ НЕОБХОДИМОСТИ СПЕЦИАЛИИЗРОВАННЫХ АПТЕК

Начнем с того, что не во всякой розничной аптеке есть отпуск рецептурных препаратов. Но, даже если лицензия на отпуск ЛС получена, ни в сетевой, ни в розничной аптеке не сформулирована культура покупки специализированных лекарственных препаратов, отмечается недостаточность информированности населения по покупке препаратов из группы «7 нозологий» и отсутствие психологических навыков у провизоров при работе с потребителями онкопрепаратов, следуя по цепочке — отсутствует единство информационного потока во врачебном сообществе и у потребителей, незнание специфики ассортимента провизорами и при этом отсутствие профессионального консультанта, управляемых прогнозов «стока» специализированного ассортимента, обеспечивающего потребность населения.

В результате проведенных Ассоциацией опросов среди представителей аптечного сообщества, выяснилось, что большинство из них развивают направление "госпитальных" продаж. Выгодно это потребителю? Безусловно, т.к. у некой части населения нет времени на оформление льгот, и они вынуждены обращаться к ассортименту коммерческой госпитальной аптеки. Подгоняет потребителя желание обеспечить себе анонимность при покупке препаратов, к примеру, от ВИЧ–инфекции. Есть пациенты, у которых и вовсе отсутствуют льготы (не граждане СНГ).

Бывает и так, что в ходе поиска необходимого препарата вдруг выясняется, что он не попал в госпитальную квоту. Льготное обеспечение тоже не бывает идеальным (недостаточность и несвоевременность). И, наконец, у некоторой части пациентов есть возможность приобрести более эффективный оригинальный препарат вместо его аналога — дженерика.

К факторам, обеспечивающим успех деятельности специализированных аптек, относятся: — правильный подбор ассортимента, с учетом всех непредвиденных потребностей, так, чтобы пациент не услышал фразу: «Зайдите через две недели»;

  • информированное пространство для персонала аптеки, врачей-консультантов, способствующее лучшей приспособленности к нуждам потребителя;
  • постоянное нахождение персонала в фазе приобретения нового опыта, совершенствования ранее полученных знаний;
  • анализ оборота аптеки, учет ее потребностей позволяет своевременно реагировать на изменяющиеся условия рынка.

У госпитальных (специализированных) аптек существует ряд преимуществ. Во-первых, социальная необходимость, когда любой из числа онкобольных, ВИЧ–инфицированных может обратиться и получить необходимые препараты. Деятельность специализированных аптек не имеет ярко выраженной сезонности (вспышки респираторных заболеваний в холодные периоды года). Специализированные аптеки не требуют дополнительных инвестиций. Экономические ресурсы на складах позволяют осуществить длительное хранение и обработку препаратов, т.к. их получают не под заказ, а согласно полученному прогнозированию управления "стоком" и их реализацией. Если говорить об экономической эффективности, то следует учесть такой показатель, как средняя стоимость лекарственного препарата. Для аптек общего профиля она составляет 610,6 руб. за упаковку, для госпитального сегмента — около 4 тыс. руб.

Надо признать, что в работе специализированных аптек не все так радужно и замечательно, есть и проблемы. Это и риск формирования невостребованного "стока", во избежание которого необходимо объединяться. Также специализированным аптекам присуща зависимость от льготной политики государства, всевозможные дополнительные издержки. Проблемой госпитальных аптек является наличие некоторого количества контрафакта в ассортименте согласно официальным данным. Более 10% — по данным ГУВД, более 12% — по данным ВОЗ, 1% — согласно данным Росздравнадзора. По группам в 2013 г. лидируют спазмолитические средства — 19%, препараты для лечения ССЗ — 8% и препараты для нормализации деятельности ЖКТ — 8%. За 40 лет поддельные лекарственные средства убили в мире 200 тыс. человек. К видам подделок относят: лекарства-пустышки, имитации. Когда уменьшение и превышение дозировки активного вещества ЛС (особенно при лечении онкобольных) может спровоцировать летальный исход.

Наша организация "Альянс специализированных аптек" родилась из потребностей фармрынка, путем объединения аптек в открытое некоммерческое партнерство, имеющее социальную значимость. Конечная цель АСА — потребитель, который должен получить качественную квалифицированную услугу, подтвержденную всеми участниками фармрынка.

По материалам секции «Госпитальная» аптека — миф или реальность?» в рамках выставки "АПТЕКА 2014"

Статьи подрубрики тенденции развития:
Как изменился фармрынок за десятилетие

За последние 11 лет фармрынок пережил значительную трансформацию: он вырос в деньгах более чем в два раза, а ассортимент товаров расширился. При этом цена на лекарства увеличилась на 93%, причем на препараты ЖНВЛП — на 32%, на остальные — на 140%. Однако есть и положительные тенденции.

Аптеки на пороге 2025-го: куда развернется конкуренция?

Что происходит с аптечным звеном и чего ожидать в ближайшем будущем? Часть экспертов считает, что фармрозница станет «рынком гигантов». Другие уверены — у средних и малых аптечных сетей есть серьезные перспективы и именно они являются опорой дистрибуции и производства.

В погоне за прибылью важно соблюдать баланс

В условиях нестабильности последних лет представителям фармотрасли важно соотносить свои желания с возможностями бизнеса, контролируя доходы и расходы.

Преимущества региональных аптечных сетей

В последние годы рост количества аптек ускорился, однако выручка точек при этом снизилась. По данным компании Retailing consult, в 2023 году рынок в денежном выражении вырос на 6,1%, а аптеки — на 8,6%.

Как аптекам сохранить покупателей в эпоху онлайн?

В спорах о том, исчезнут ли «каменные» аптеки, точка пока не поставлена. Хотя число онлайн-заказов растет, люди по-прежнему продолжают покупать лекарства, приходя в аптеку лично. Дело здесь не только в привычке, но и в желании получить консультацию «первостольника», а также уверенности в качестве товаров.