18.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024 18+
18.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024
// Аптека // Управление

Компания с ОКВЭД 46.46 это аптечная организация?

Компания продает лекарственные средства и медицинские изделия. У нее есть только оптовая фармацевтическая лицензия. Может ли предприятие с ОКВЭД 46.46, имеющее лицензию на розничную торговлю лекарствами, считаться аптечной организацией?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Организация, имеющая основной ОКВЭД 46.46 («Торговля оптовая фармацевтической продукцией»), несмотря на наличие лицензии на осуществление розничной фармацевтической деятельности, не является аптечной организацией.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 35 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее — Закон №61-ФЗ) аптечная организация — организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных средств для медицинского применения в соответствии с требованиями данного Федерального закона.

Приказом Минздрава РФ от 31.07.2020 №780н утверждены следующие виды аптечных организаций:

  1. Аптека, осуществляющая розничную торговлю (отпуск) лекарственных препаратов населению: готовых лекарственных форм; производственная с правом изготовления лекарственных препаратов; производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов.
  2. Аптека как структурное подразделение медицинской организации: готовых лекарственных форм; производственная с правом изготовления лекарственных препаратов; производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов; производственная с правом изготовления радиофармацевтических лекарственных препаратов.
  3. Аптечный пункт, в том числе как структурное подразделение медицинской организации.
  4. Аптечный киоск.

В соответствии с п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 99-ФЗ) и ст. 55 Закона №61-ФЗ фармацевтическая деятельность является лицензируемой.

Положение о лицензировании фармацевтической деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 31.03.2022 №547 (далее — Положение). Положением установлен Перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность (приложение), из которых для аптеки, осуществляющей только розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, характерны следующие работы (услуги):

  • хранение лекарственных препаратов для медицинского применения (п. 3);
  • перевозка лекарственных препаратов для медицинского применения (п. 5);
  • розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения (п. 6);
  • отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения (п. 7).

Лицензионные требования к соискателю лицензии (аптечной организации), планирующей осуществлять розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, а также лицензиату (аптеке, имеющей лицензию, включающую приведенные выше работы/услуги), установлены пунктами 4 и 6. Положения:

  • наличие производственного объекта или объектов (помещений, зданий, сооружений) и оборудования по месту осуществления фармацевтической деятельности, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и право пользования, — для организаций розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения, соответствующих требованиям статьи 55 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», правилам надлежащей аптечной практики, правилам надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций) (подп. «в» п. 4);
  • наличие в соответствии с правилами надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, правилами надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов, правилами надлежащей дистрибуторской практики в рамках Евразийского экономического союза лица, ответственного за внедрение и обеспечение системы качества хранения и перевозки лекарственных препаратов и актуализацию стандартных операционных процедур для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (подп. «з» п. 4);
  • наличие у соискателя лицензии работников, заключивших с ним трудовые договоры, деятельность которых непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами для медицинского применения, их хранением и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами для медицинского применения, их отпуском, хранением и изготовлением, имеющих для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (за исключением обособленных подразделений медицинских организаций) высшего или среднего фармацевтического образования, а также сертификата специалиста или пройденной аккредитации специалиста (подп. «к» п. 4);
  •  соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения: аптечной организацией, индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию, — правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 и части 7 статьи 67 Закона № 61-ФЗ (подп. «е» п. 6);
  • соблюдение требований ст. 57 Закона № 61-ФЗ, которой установлен запрет на продажу фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств (подп. «и» п. 6);
  • повышение квалификации специалистов с фармацевтическим образованием не реже одного раза в пять лет (подп. «п» п. 6);
  • размещение лицензиатом в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения сведений о фармацевтической организации и о лицах, указанных в подп. «м» и «н» настоящего пункта, в соответствии со статьей 91.1 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в порядке и сроки, установленные Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2022 г. №140 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения», посредством информационной системы фармацевтической организации или посредством государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта РФ (в случае если государственная информационная система в сфере здравоохранения субъекта РФ обеспечивает выполнение функций информационной системы фармацевтической организации) или посредством иной информационной системы, предназначенной для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности фармацевтической организации и предоставляемых ею услуг (подп. «р» п. 6).

Требования по минимальной площади помещений аптечных организаций нормативными правовыми актами не установлены, однако существуют требования к помещениям, их разделению на отдельные зоны/помещения, требования к оборудованию и оснащению аптечных организаций. Они установлены:

  •  Правилами надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными приказом Минздрава РФ от 31.08.2016 №647н (далее — Правила);
  •  Правилами надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными приказом Минздрава РФ от 31.08.2016 №646н (раздел IV «Помещения и оборудование для хранения лекарственных препаратов»);
  • Санитарными правилами СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 №44 (раздел V «Санитарно-эпидемиологические требования при предоставлении услуг аптечными организациями»).

В п. 5 Правил перечислены документы по эффективному планированию деятельности, осуществлению процессов обеспечения системы качества и управления ими в зависимости от функций реализуемых субъектом розничной торговли.

В силу п. 22 Правил субъект розничной торговли должен иметь вывеску с указанием:

  • вида аптечной организации на русском и национальном языках: «Аптека» или «Аптечный пункт» или «Аптечный киоск»;
  • полного и (в случае, если имеется) сокращенного наименования, в том числе фирменного наименования, и организационно-правовой формы субъекта розничной торговли;
  • режима работы.

Субъект розничной торговли, осуществляющий торговлю товарами аптечного ассортимента в ночное время, должен иметь освещенную вывеску с информацией о работе в ночное время.

Как следует из п. 24 Правил, площадь помещений, используемых субъектом розничной торговли, должна быть разделена на зоны, предназначенные для выполнения следующих функций:

  • торговли товарами аптечного ассортимента с обеспечением мест хранения, не допускающим свободного доступа покупателей к товарам, отпускаемым в том числе по рецепту;
  • приемки товаров аптечного ассортимента, зона карантинного хранения, в том числе отдельно для лекарственных препаратов;
  • раздельного хранения одежды работников.

Субъект розничной торговли должен располагать оборудованием и инвентарем, обеспечивающими сохранение качества, эффективности и безопасности товаров аптечного ассортимента (п. 29 Правил).

Торговое помещение и (или) зона должны быть оборудованы витринами, стеллажами (гондолами) — при открытой выкладке товара, обеспечивающими возможность обзора товаров аптечного ассортимента, разрешенных к продаже, а также обеспечивать удобство в работе для работников субъекта розничной торговли. Допускается открытая выкладка лекарственных препаратов безрецептурного отпуска и других товаров аптечного ассортимента (п. 34 Правил). Товары аптечного ассортимента до подачи в торговую зону должны пройти предпродажную подготовку, которая включает распаковку, рассортировку и осмотр, проверку качества товара (по внешним признакам) и наличия необходимой информации о товаре и его поставщике (п. 50 Правил).

Более подробно реализация товаров аптечного ассортимента регламентирована пп. 53-58 Правил.

Также отметим, что согласно ч. 6 ст. 55 Закона №61-ФЗ аптечные организации обязаны обеспечивать утвержденный Правительством РФ и формируемый в установленном им порядке минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи. Действующий минимальный ассортимент лекарственных препаратов утвержден распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 №2406-р и различен в зависимости от вида аптеки.

Согласно ч. 7 ст. 67 Закона №61-ФЗ аптечные организации, осуществляющие в том числе отпуск, реализацию, передачу, применение и уничтожение лекарственных препаратов для медицинского применения, обеспечивают в порядке и в составе, которые установлены Правительством РФ с учетом вида осуществляемой ими деятельности, внесение информации о лекарственных препаратах для медицинского применения в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения. Требования к внесению субъектами обращения лекарственных средств (в т.ч. аптечными организациями) в систему мониторинга сведений об обращении лекарственных средств установлены постановлением Правительства РФ от 14.12.2018 №1556 «Об утверждении Положения о системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения».

Кроме того, установлена обязанность аптечной организации размещать в ЕГИС в сфере здравоохранения сведения о работниках, деятельность которых непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами для медицинского применения, их отпуском, хранением лекарственных препаратов для медицинского применения, в объеме и сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 09.02.2022 №140.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, полагаем, что организация, имеющая основной ОКВЭД 46.46 («Торговля оптовая фармацевтической продукцией»), несмотря на наличие лицензии на осуществлении розничной фармацевтической деятельности, не является аптечной организацией в том понимании, в котором она изложена в Законе №61-ФЗ и Правилах надлежащей аптечной практики.

Обращаем внимание, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов.

 

Парасоцкая Елена, эксперт

Материал подготовлен службой Правового консалтинга ГАРАНТ

ГАРАНТ Справочно-правовая служба

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
ПрофМитинг
   
Статьи подрубрики управление:
Как увеличить маркетинговые выплаты в аптечную сеть

Увеличение маркетинговых выплат можно добиться не столько за счет роста числа заключаемых контрактов, сколько благодаря сокращению собственных издержек и повышению качества их исполнения. Достижение этой задачи напрямую связано с тем, насколько системно в аптечной сети построена работа по управлению маркетинговыми контрактами.

Материальная ответственность аптечного сотрудника

Материальная ответственность — это юридическая обязанность работника возмещать причиненный им ущерб с учетом правил и ограничений, установленных законом. Этот механизм позволяет организациям применять определенные меры к своему персоналу.

Обязательные требования в работе аптеки

При работе аптеки персоналу нужно соблюдать большое количество обязательных требований, причем не только по части цен и ассортимента. Вряд ли кто-то не исполняет их сознательно, однако на практике некоторые нарушения встречаются часто. Как не допустить или исправить нарушения обязательных требований, рассказывает ведущий инспектор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Валентина Чугунова.

Как унитарным предприятиям закупать лекарства?

В связи с добавлением п. 6.1 в ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ каким образом унитарное предприятие будет закупать лекарственные препараты для аптек? Сможет ли в данном случае указывать, что закупка для собственных нужд? Обязано ли будет в данном случае предприятие соблюдать требования постановления Правительства РФ от 17.10.2013 №929?

Инвалид III группы: права на лекарства без прописки

В поликлинику г. Якутска обратился пациент, инвалид III группы, за жизненно важными лекарствами. Однако участковый терапевт отказал в выдаче рецепта, сославшись на отсутствие городской прописки, так как он прописан в другом районе Республики Саха. В медицинской организации по месту прописки необходимые препараты отсутствуют. Может ли пациент получить лекарства в Якутске без городской прописки? Насколько правомерен отказ терапевта и какие льготы положены инвалиду III группы?

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
ПрофМитинг