21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Аптека // Тенденции развития

На региональных складах зависло продукции на 15 млрд рублей

На заседании Президиума Госсовета 20 октября с.г. были указаны важные для развития фармрынка рынка векторы. Стоит рассмотреть вопрос о формировании отдельного перечня лекарственных препаратов специально для пожилых людей, цитирую, «которые закупаются за счет средств региональных и муниципальных бюджетов».

Мелик-Гусейнов Давид Валерьевич
Директор аналитической компании Cegedim, независимый эксперт, к.фарм.н.

Правительство РФ должно отработать в этом случае для регионов вопрос о возможности заключения долгосрочных контрактов по фиксированным ценам. Тоже важное для отрасли заявление. И по этим направлениям сегодня активно работают и отраслевое Министерство, и Минпромторг.

Вчера и сегодня государство выбирало и выбирает социальную ответственность. И в наших глазах это смотрится такой регулирующей, удушающей мерой в отношении бизнеса. Нести ее (ответственность) с каждым годом становится все сложнее и сложнее. Во-первых, отсутствует масштабный принцип лекарственного обеспечения широких масс населения. У нас есть только льготные категории, которые так или иначе обеспечиваются медикаментами. 170% рынка – это наши с вами деньги, которые мы приносим в аптеку и расплачиваемся за медикаменты САМИ.

Рост социального напряжения подогревается СМИ. Нельзя забывать, что активные пользователи медикаментов – они тот же самый, активный электорат.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФАРМПРОМ

Государство обратило пристальное внимание на отечественный фармпром, который сейчас находится в сложном положении. Ситуация улучшается, но говорить о явной стабилизации пока рано. Мы провели эксперимент и посмотрели, в каком количестве аптек Москвы представлены дешевые и дорогие препараты. Взяли классическую молекулу дротаверина гидрохлорид – известную всем Но-шпу. Упаковки стоимостью до 15 руб. представлены сегодня лишь в 20% аптек города Москвы. В этой стоимости – 100% отечественная продукция. А упаковки стоимостью свыше 70 руб. – 100% импортная продукция в этом ценовом сегменте, представленная в 100% аптечных учреждений Москвы и Московской обл. Это, безусловно, сказывается на тех показателях, которые мы видим. Они обескураживают и нас, и власть имущих.

Доля отечественной продукции на российском рынке ничтожно мала – 5% в деньгах. В упаковках, конечно же, чуть больше – 65 против 35%. Доля импорта сегодня выглядит угрожающе, хотя многие эксперты теряются в догадках, что же считать отечественной продукцией, каковы критерии.

Мы взяли на себя такую смелость и декомпозировали всю лекарственную массу на различные категории. 45% – это классический импорт, т.е. то, что пересекает границу уже в упаковках, в конкретных готовых лекарственных формах. 25% – это отечественная продукция; от получения субстанции до производства готовой лекарственной формы… а дальше пошли вариации: 10% – локальный ко-маркетинг, 15% – локальная упаковка, другие локальные формы участия в производстве, допустим, наклеивание голограмм… Получается, что сегодня даже в денежном выражении доля отечественной продукции около 55%.

Минпромторгом РФ по поручению президента было подготовлено официальное письмо от 22 июля с.г., согласно которому были определены 4 критерия, формализующие статус отечественной продукции на российском рынке. Во-первых – это наличие прав на интеллектуальную собственность на территории Российской Федерации, либо второе – использование отечественных технологически значимых компонентов в производстве. В-третьих – передача технологических решений российскому юридическому лицу. И четвертый фактор – полный цикл производства; от ввоза субстанции либо ее синтеза, до производства готовой лекарственной формы… Понятие ко-маркетинга сегодня не будет относиться к статусу отечественного препарата.

Более 250 млн руб. будет направлено на строительство новых мощных площадок. Процесс кластеризации принял активную фазу именно в 2010 г. Имеют место быть декларируемые бюджеты под эти проекты: Ярославская обл. – 10 млрд руб., Ставропольский край – 30 млрд инвестиций совокупных, Санкт-Петербург – 3 млрд, Московская обл. – 30 млрд, Татарстан – 11 млрд, т.е. более 250 млрд руб. – это почти 60% от объема рынка в ценах производителя.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ И ИХ ОПТИМИЗАЦИЯ

На президиуме Госсовета 20 октября президент сказал: «Крайне важно сохранять стабильные цены на лекарственные препараты, и в этой связи государственные закупки лекарственных средств должны стать максимально эффективными. Искусственное завышение цен в этой сфере будет просто аморально, если не сказать преступно!»

Сразу же появились различного рода варианты, предложения, как нам оптимизировать эту проблемную зону государственной закупки лекарственных средств. В частности, отраслевое министерство предложило с 2012 г. перейти на прямое возмещение аптекам стоимости лекарственных средств, а не делать это в рамках государственных закупок за счет перечислений субсидий в бюджеты регионов. Такая система, по мнению министерства, позволит сэкономить и на ресурсах, и на финансах, и каким-то образом позволит ускорить процесс оборота денег в системе государственных закупок.

Во многих субъектах Федерации сегодня активно пытаются обойти норму федерального закона №94-ФЗ. В Красноярском крае, Липецкой, Ростовской и Нижегородской обл. – 2 года уже реализуется пилотный проект создания единого, уполномоченного, регионального оператора, который осуществляет следующие функции: раз в неделю идет актуализация потребностей населения, далее формируются и размещаются заказы по актуальной потребности. Есть такое понятие, как «лекарственная биржа», прием, хранение и экспертиза препаратов, и постоянный онлайн-мониторинг и отчетность. В Нижегородской обл., по данным Росздравнадзора, наименьшее количество препаратов находится в дефектурном листе – всего 2%.

Бюджет используется «рачительно». Сегодня на региональных складах по данным от 18 октября зависло продукции на 15 млрд руб.! Т.е. это продукция, которая, скорее всего, не будет в этом году востребована. И непонятно что с ней делать: либо ее переносить остатком на следующий год, либо уничтожать, поскольку срок ее годности истекает.

ЭТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ

На рынке сегодня активно обсуждается тема столкновения интересов. Сейчас готовится федеральный закон об основах охраны здоровья граждан. Он должен вступить в силу со следующего года, и там будут закреплены нормы этического маркетинга. Врачам будет запрещено принимать подарки, посещать мероприятия, получать от фармакологических компаний образцы, предоставлять пациентам неполную, недостоверную информацию. И пользоваться на территории организации предметами с логотипами фармацевтических компаний: халаты, ручки и.т.д. То же самое будет запрещено и в отношении фармацевтических работников: им тоже нельзя будет носить халаты с символикой дистрибьюторов, получать от фармакологических компаний какие-либо подарки, образцы, – все эти вопросы будут жестко отрегулированы. Нельзя будет дарить подарки, однако какие-то подарки даже будут поощряться. Это – оснащение кабинета врача или аптеки, но без символики, без каких-либо напоминаний о поставщике либо фармкомпании.

Сегодня многие фармкомпании концентрируют свою активность на административном аппарате: ЛПУ либо аптеки. Т.е. конкретно начинают взаимодействовать не с передовым фронтом, а с теми, кто стоит за ними. Уделяется больше внимания целевому воздействию, т.е. воздействию на свою целевую аудиторию. Некоторые фармкомпании сегодня значительно увеличивают штат медицинских представителей, потому что времени на промоцию своих лекарственных препаратов затрачиваться будет больше.

Фармкомпании будут объединяться в ко-альянсы для ко-спонсирования подобных мероприятий. Уже разрабатываются схемы, когда фармкомпания совместно с дистрибьютором проводит подобное мероприятие… Также увеличится потребность в аутсорсинге event-услуг.

Ограничение доступа к фармрынку – это не только лишь российская мера. В России ситуация выглядит пока достаточно либерально. Мы попытались привести примеры аналогичных рыночных образований в других странах; самые зарегулированные рынки сегодня – это Франция и Великобритания. Приведу примеры стран, которые совсем недавно ввели у себя жесткие правила регулирования отношений между фармсообществом и медицинским сообществом. В частности, Польша, визиты в которую немного уменьшились после вступления в силу этих норм регулирования. Турция, визиты в которую стали более информативными. Несмотря на то, что во всем мире идет регулирование, фармацевтические компании отчитываются ежегодно. И по данным их официальной отчетности мы видим, что практически все компании увеличиваются в показателях прибыли. Прибыль почти во всех структурах со знаком «+».

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН НА МЕДИКАМЕНТЫ

Впервые цены на лекарства в России начали падать. По данным отраслевого министерства, этот показатель составляет 5,5% с начала года. Есть разное объяснение тому, что происходит; кто-то говорит, что это происходит за счет того, что регулируется рынок, я же считаю, что, наоборот, – за счет того, что рубль укрепляется по отношению к валютной корзине. Идет процесс ревальвации, который отражается на товарной массе. Однако мы видим, что сегодня ни товаропроводящей цепочке, ни дистрибьюторам, ни аптекам просто не выгодно работать с дешевым товаром. Наценить 10% на препарат стоимостью 100–300 руб. не выгодно. Тем не менее, рынок, несмотря на рост средней стоимости упаковки и падения индекса цен, пока позитивен в своем росте.

СТОКИ

Важный инструмент для мониторирования – это стоки. Стоки – это легализованный товар от таможенного склада до аптечной полки, т.е. товар, который не подкреплен денежной массой на сегодняшний день. Стоки, которые в прошлом году были равны 2,5 млрд долл. США в ценах производителя, сегодня растут. По оценкам аналитиков, сегодня – это примерно 4 млрд долл. США в ценах производителя.

Для России приемлемый сток измеряется в объеме примерно 7–7,5 млрд долл. США, и очевидно, что потенциала для роста нет. Затоваривания рынка тоже пока не наблюдается. Однако в сентябре сильно сократились поставки импортных препаратов через границу, и производство отечественной продукции значительно сократилось за счет того, что в августе фармкомпании ввезли на территорию РФ и произвели очень большой объем продукции. Потому как вступали в силу новые нормы Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», в т.ч. касающиеся маркировки на упаковках лекарственных средств, впервые рынок начал расти в упаковках. Практически все консалтинговые компании декларируют рост. Это связано, на мой взгляд, с тем, что платежеспособность рубля увеличена. До конца года прогнозирую стабильный рост в упаковках, и такой же рост ожидается в 2011 г.

По материалам конференции «ФармЛогистика-2010»

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики тенденции развития:
Как изменился фармрынок за десятилетие

За последние 11 лет фармрынок пережил значительную трансформацию: он вырос в деньгах более чем в два раза, а ассортимент товаров расширился. При этом цена на лекарства увеличилась на 93%, причем на препараты ЖНВЛП — на 32%, на остальные — на 140%. Однако есть и положительные тенденции.

Аптеки на пороге 2025-го: куда развернется конкуренция?

Что происходит с аптечным звеном и чего ожидать в ближайшем будущем? Часть экспертов считает, что фармрозница станет «рынком гигантов». Другие уверены — у средних и малых аптечных сетей есть серьезные перспективы и именно они являются опорой дистрибуции и производства.

В погоне за прибылью важно соблюдать баланс

В условиях нестабильности последних лет представителям фармотрасли важно соотносить свои желания с возможностями бизнеса, контролируя доходы и расходы.

Преимущества региональных аптечных сетей

В последние годы рост количества аптек ускорился, однако выручка точек при этом снизилась. По данным компании Retailing consult, в 2023 году рынок в денежном выражении вырос на 6,1%, а аптеки — на 8,6%.

Как аптекам сохранить покупателей в эпоху онлайн?

В спорах о том, исчезнут ли «каменные» аптеки, точка пока не поставлена. Хотя число онлайн-заказов растет, люди по-прежнему продолжают покупать лекарства, приходя в аптеку лично. Дело здесь не только в привычке, но и в желании получить консультацию «первостольника», а также уверенности в качестве товаров.

 

Специализированные
мероприятия